Методические рекомендации по проверке вопросов создания, развития и функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации (утв. МЧС России 23.10.2015 N 2-4-87-36-11)

Утверждаю
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник
В.В.СТЕПАНОВ
23 октября 2015 г. N 2-4-87-36-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации по проверке вопросов создания, развития и функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках выполнения пункта 10 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по координации работ по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций" от 26.11.2014 N 11.
При разработке настоящих методических рекомендаций были использованы действующие нормативные правовые акты, а также методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденные МЧС России и Минкомсвязью России в 2013 году.
Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, обеспечивающих создание, поддержание и совершенствование комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), а также МЧС России и его территориальных органов.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ДДС
дежурно-диспетчерская служба объекта
ЗИП
запасные части, инструменты, принадлежности
ЕДДС
единая дежурно-диспетчерская служба
КСЭОН
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
МЧС РОССИИ
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
РСЧС
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЦУКС
центр управления в кризисных ситуациях
ЧС
чрезвычайная ситуация
ПОО
потенциально опасный объект
Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации определяют виды, цели, задачи и порядок проведения проверки вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН субъекта Российской Федерации.
При проведении проверки вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН субъекта Российской Федерации необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
от 19.02.2015 N 140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения";
федеральными законами:
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 02.07.2013 N 158-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения";
от 28 декабря 2013 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и федеральный закон "О гражданской обороне";
совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России от 12.09.2006 N 8232);
от 07.12.2005 N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России от 03.02.2006 N 7443);
приказами МЧС России:
от 15.11.2013 N 727 "О межведомственной рабочей группе по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522";
от 15.01.2014 N 12 "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России";
приказом Минкомсвязи России от 09.01.2008 N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации", а также:
концепцией создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. N 4;
методическими рекомендациями по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, Москва, 2013, утвержденными заместителем министра МЧС России А.П. Чуприяном и заместителем министра Минкомсвязи России Д.А. Свердловым.
Глава 3. ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ
На проверку представляется КСЭОН субъекта Российской Федерации в количестве, соответствующем количеству зон экстренного оповещения населения, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Глава 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ
4.1. Цели:
оценка фактического состояния создания, развития и совершенствования КСЭОН;
определение степени готовности КСЭОН к использованию по назначению;
оценка организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта КСЭОН;
своевременное принятие мер по устранению выявленных недостатков;
определение уровня профессиональной подготовки должностных лиц органов управления РСЧС и специалистов при получении сигналов КСЭОН.
4.2. Задачи:
проверка нормативных, организационно-технических документов по созданию, вводу в эксплуатацию, развитию и функционированию КСЭОН;
проверка наличия технических средств, их технического состояния и соответствия КСЭОН требованиям технического задания и проектной документации;
проверка полноты эксплуатационной документации;
проверка функционирования КСЭОН в штатном режиме;
проверка реагирования КСЭОН на тестовую информацию, в том числе некорректную и аварийную.
Глава 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРОК
Проверка вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН в субъектах Российской Федерации осуществляется:
комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в ходе комплексных (технических) проверок в плановом порядке или внепланово по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации;
комиссиями МЧС России и его территориальными органами в ходе инспектирования, специальных проверок в плановом порядке (в соответствии с комплексными планами основных мероприятий МЧС России или его территориальных органов на год) или внепланово по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителя территориального органа МЧС России.
Специальные проверки проводятся комиссиями МЧС России и его территориальными органами с целью определения фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН, системы оповещения населения в целом, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комплексные проверки готовности КСЭОН проводятся с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на данной территории.
Комплексные проверки могут проводиться совместно с проверками состояния готовности систем оповещения населения (региональными, муниципальными, локальными), осуществляемыми комиссиями МЧС России и его территориальных органов.
Технические проверки готовности КСЭОН проводятся оперативными дежурными органов повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации, дежурно-диспетчерским персоналом муниципального образования и организаций путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения.
Результаты технической проверки ежедневно фиксируются в книге учета технического состояния технических средств оповещения (далее - книга учета) за текущий год. Срок хранения книги учета не менее пяти лет.
Периодичность проведения проверок должна составлять:
комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - не реже одного раза в год;
комиссиями МЧС России - один раз в 10 лет;
комиссиями территориальных органов МЧС России - не более одного раза в три года, кроме года проверки комиссией МЧС России.
Глава 6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКЕ
6.1. При осуществлении комплексных и специальных проверок технической готовности КСЭОН проверяются документы по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения в соответствии с приказом МЧС России, Минкомсвязи России, Минкультуры России от 07.12.2005 N 877/138/597 "Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
6.2. При проверках фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном на решение вопросов создания и развития КСЭОН, проверяются:
6.2.1. нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, определяющий количество зон экстренного оповещения населения;
6.2.2. нормативный правовой акт Российской Федерации, определяющий состав межведомственной рабочей группы;
6.2.3. план субъекта Российской Федерации по созданию и развитию КСЭОН;
6.2.4. положение о системе оповещения населения субъекта Российской Федерации, с учетом создания КСЭОН;
6.2.5. проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;
6.2.6. приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;
6.2.7. нормативный правовой акт о вводе КСЭОН в эксплуатацию;
6.2.8. документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства, разработанные в соответствии с установленными требованиями;
6.2.9. документы по организации допуска оперативных дежурных к несению оперативного дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности оперативных дежурных;
6.2.10. документы, подтверждающие прохождение оперативными дежурными диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;
6.2.11. договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;
6.2.12. паспорта КСЭОН;
6.2.13. планы проверок работоспособности КСЭОН;
6.2.14. акты проведенных проверок работоспособности КСЭОН за последние 5 лет;
6.2.15. планы устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок работоспособности КСЭОН, а также отчетные документы, подтверждающие устранение недостатков.
6.3. При оценке фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН в органе местного самоуправления, уполномоченного на решение вопросов создания и поддержания в готовности и развития КСЭОН (ЕДДС муниципального образования):
6.3.1. нормативный правовой акт, определяющий количество зон экстренного оповещения населения;
6.3.2. план по созданию и развитию КСЭОН;
6.3.3. положение о системах оповещения населения муниципального образования, с учетом создания КСЭОН;
6.3.4. проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;
6.3.5. приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;
6.3.6. нормативный правовой акт о вводе КСЭОН в эксплуатацию;
6.3.7. документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства, разработанные в соответствии с установленными требованиями;
6.3.8. документы по организации допуска диспетчеров ЕДДС к несению дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности диспетчеров ЕДДС;
6.3.9. документы, подтверждающие прохождение диспетчерами ЕДДС диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;
6.3.10. договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;
6.3.11. паспорта КСЭОН;
6.3.12. планы проверок работоспособности КСЭОН;
6.3.13. акты проведенных проверок работоспособности КСЭОН за последние 5 лет;
6.3.14. планы устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок работоспособности КСЭОН, а также отчетные документы, подтверждающие устранение недостатков.
6.4. При проверке КСЭОН, созданных в организации (ПОО), проверяются:
6.4.1. план организации, эксплуатирующей ПОО по созданию и развитию КСЭОН;
6.4.2. проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;
6.4.3. приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;
6.4.4. нормативный правовой акт о принятии КСЭОН в эксплуатацию;
6.4.5. документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий дежурных диспетчеров), разработанные в соответствии с установленными требованиями;
6.4.6. документы по организации допуска дежурных диспетчеров к несению дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности дежурных диспетчеров;
6.4.7. документы, подтверждающие прохождение дежурными диспетчерами диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;
6.4.8. договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;
6.4.9. паспорта КСЭОН;
6.4.10. приказ о закреплении технических средств оповещения КСЭОН за должностными лицами;
6.4.11. утвержденные схемы размещения оконечных средств оповещения с указанием адресов и зон озвучивания.
6.5. Документы, перечисленные в п. 6.2 - 6.4 настоящих методических рекомендаций, разрабатывают должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), организации, уполномоченные на решение вопросов создания, поддержания в готовности и развития КСЭОН.
Глава 7. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ КСЭОН И ПРАКТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ ДЕЖУРНОГО ПЕРСОНАЛА
7.1. Проверка работоспособности КСЭОН осуществляется в соответствии с приказом МЧС России, Минкомсвязи России, Минкультуры России от 07.12.2005 N 877/138/597 "Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
7.2. Практическая проверка работоспособности КСЭОН проводится в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационных документах, и осуществляется:
системами встроенного контроля аппаратуры КСЭОН;
с запуском системы оповещения в ручном (автоматизированном) и автоматическом режимах (при наличии технической возможности).
Проверка доведения до населения проверочных сигналов подразумевает констатацию факта слышимости звуков сирен и разборчивости речи информационных сообщений при любых погодно-климатических условиях и профессиональной пригодности проверяющего.
7.3. При практической проверке работоспособности КСЭОН, проводимой комиссиями МЧС России и его территориальными органами, допускается:
проверка 75% КСЭОН субъекта Российской Федерации, созданных в зонах с наибольшей численностью проживающего населения;
проверка доведения сигналов оповещения до населения в зоне КСЭОН должна осуществляться не менее чем в 4 координатных точках на территории проверяемой зоны, причем одна точка должна располагаться в центре зоны, три по ее периметру (на границе) максимально удаленно друг от друга.
7.4. При задействовании оконечных средств оповещения в ходе проверки КСЭОН проводится предварительное информирование населения через средства массовой информации (дата, время и место предстоящей проверки КСЭОН).
7.5. Проверка работоспособности КСЭОН и практических навыков дежурного персонала проводятся одновременно.
7.6. При проверке состояния готовности и практических навыков дежурного персонала органа повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДДС организации к применению технических средств КСЭОН осуществляется контроль:
прохождения медицинского осмотра оперативными дежурными перед заступлением на оперативное дежурство;
наличия в помещениях дежурного персонала аптечек первой помощи и первичных средств пожаротушения;
укомплектованности дежурных смен личным составом, оргтехникой, средствами связи (должна составлять не менее 90%);
организация и несение оперативного дежурства соответствуют установленным требованиям;
наличия резервных источников энергоснабжения в исправном состоянии;
знания и исполнения функциональных обязанностей, изложенных в документах (приказы, инструкции, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства;
наличия перечня текстовых сообщений;
наличия схем организации оповещения;
наличия схем зон экстренного оповещения.
Глава 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ,
РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КСЭОН
8.1. По результатам комплексной проверки готовности КСЭОН составляется акт. Акт составляется в произвольной форме и должен содержать:
время, место и вид проверки;
результаты проверки;
рекомендации по повышению готовности КСЭОН;
вывод.
Акт проведения проверки подписывается председателем и членами комиссии, после чего представляется для утверждения руководителю, принявшему решение о проведении проверки. Копия акта направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и руководителю организации в течение 10 дней с даты утверждения.
8.2 Готовность КСЭОН к использованию по предназначению в чрезвычайных ситуациях оценивается по следующим критериям:
- готова к выполнению задач, если:
КСЭОН создана в строгом соответствии с техническим заданием и проектной документацией, находится в работоспособном состоянии с автоматическим/автоматизированным сопряжением с системами мониторинга, локальными и региональными системами оповещения в зонах экстренного оповещения с охватом 100% населения;
должностные лица ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДДС ПОО имеют глубокие знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;
разработаны и утверждены документы оперативной дежурной службы;
планы субъектов по созданию КСЭОН разработаны и выполнены на 100% (на момент проверки);
проектная документация на создание КСЭОН согласована с МЧС России и прошла государственную экспертизу;
акты приемки КСЭОН в эксплуатацию в наличии;
договоры на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН в наличии;
паспорта КСЭОН в наличии;
книга учета заполняется своевременно;
при контрольных тренировках и тестовых запусках КСЭОН проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;
не более 5% оконечных устройств оповещения (электрических и электронных сирен, уличных громкоговорителей) находятся в неработоспособном состоянии.
- ограниченно готова, если:
КСЭОН создана в соответствии с техническим заданием и проектной документацией, находится в работоспособном состоянии с автоматическим/автоматизированным сопряжением с системами мониторинга, локальными и региональными системами оповещения в зонах экстренного оповещения с охватом не менее 90% населения;
должностные лица ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДЦС ПОО имеют знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;
разработаны и утверждены документы оперативной дежурной службы с незначительными отклонениями от требований;
при проверке действий оперативно-дежурных служб выявлены отдельные недостатки, но в целом поставленные задачи в установленный срок;
планы субъектов по созданию КСЭОН разработаны и выполнены на 90% (на момент проверки);
проектная документация на создание КСЭОН прошла государственную экспертизу, но не согласована с МЧС России;
акты приемки КСЭОН в эксплуатацию в наличии;
договоры на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН в наличии;
паспорта КСЭОН в наличии;
книга учета заполняется своевременно;
не более 10% оконечных устройств оповещения (электрических и электронных сирен) находятся в неработоспособном состоянии;
резервные источники энергоснабжения в исправном состоянии и время включения их в работу не превышает 5 минут.
- не готова к выполнению задач, если:
не выполнены требования по критериям "готова" и "ограничено готова".

Еще документы: