Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по повышению уровня взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (утв. МЧС России 17.03.2015 N 2-4-87-19-18)

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
17 марта 2015 г. N 2-4-87-19-18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ МЧС РОССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по повышению уровня взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. 35 с.: ил.
Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по повышению уровня взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП (далее - Методические рекомендации), разработаны специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Настоящие Методические рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, а также могут использоваться заинтересованными органами управления Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований.
В рекомендациях изложены:
- порядок взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП;
- направления совершенствования взаимодействия между органами управления федеральных органов исполнительной власти, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться в учебном процессе при подготовке специалистов по вопросам ликвидации последствий ДТП и ЧС на автомобильном транспорте.
При подготовке Методических рекомендаций использованы:
нормативная правовая база; методические документы, действующие в системе МЧС России; практический опыт специалистов экстренных служб; результаты практических мероприятий МЧС России, проведенных в 2014 году.
1. Цели и основные принципы взаимодействия
Во исполнение требований указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596-606 (далее - указы Президента) Министром МЧС России В.А. Пучковым 21.06.2013 утвержден План деятельности МЧС России на 2013 - 2018 годы по исполнению поручений, содержащихся в указах Президента, в котором отражены такие показатели, как:
уменьшение количества населения, погибшего и травмированного при чрезвычайных ситуациях и оперативных событиях;
увеличение количества населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах;
удовлетворенность граждан Российской Федерации качеством государственных услуг, оказываемых МЧС России, в соответствии с перечнем государственных услуг, оказываемых МЧС России;
сокращение времени реагирования пожарно-спасательных подразделений на ЧС и пожары;
создание дополнительных рабочих мест за счет развертывания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
проведение практических учений, тренировок, дней инноваций и выставок;
проведение регулярных международных учений для повышения слаженности действий национальных модулей чрезвычайного гуманитарного реагирования различных государств при оказании международной помощи в целях ликвидации возможных бедствий при общей координации ООН и соответствующих региональных структур и др.
Вышеизложенные документы явились основополагающими источниками для разработки настоящих Методических рекомендаций.
Основные цели взаимодействия состоят в обеспечении:
своевременного прибытия сотрудников экстренных служб к месту ДТП;
оказания помощи пострадавшим при ДТП;
предотвращения распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при ДТП;
создания условий для восстановления в краткосрочный период интенсивности движения на участке автомобильной дороги, нарушенного в результате сложившейся чрезвычайной ситуации.
Основные принципы взаимодействия:
законность;
комплексное использование сил и средств;
самостоятельность субъектов взаимодействия <1> в выборе средств и методов решения задач в пределах установленной компетенции.
--------------------------------
<1> Под "субъектами взаимодействия" понимаются силы и средства экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
2. Функции федеральных органов исполнительной власти,
участвующих в ликвидации последствий ДТП
                         ┌──────────────────────┐
                         │Функции МВД России <*>│
                         └───────────┬──────────┘
┌───────────────────────────────┐    │    ┌───────────────────────────────┐
│ Координация действий органов  │    │    │  Информирование (оповещение)  │
│  управления, подразделений и  │    │    │   заинтересованных органов    │
│сил, привлекаемых к ликвидации │<───┼───>│   управления, участвующих в   │
│        последствий ДТП        │    │    │ ликвидации последствий ДТП, о │
└───────────────────────────────┘    │    │факте и характере происшествия │
┌───────────────────────────────┐    │    └───────────────────────────────┘
│     Осуществление связи и     │    │    ┌───────────────────────────────┐
│    оповещения на месте ДТП    │<───┤    │ Содействие беспрепятственному │
└───────────────────────────────┘    │    │ проезду к месту происшествия  │
┌───────────────────────────────┐    ├───>│     аварийно-спасательных     │
│     Обеспечение эвакуации     │    │    │     транспортных средств      │
│   пострадавших с места ДТП    │<───┤    └───────────────────────────────┘
└───────────────────────────────┘    │    ┌───────────────────────────────┐
┌───────────────────────────────┐    │    │  Осуществление на месте ДТП   │
│    Организация движения на    │    ├───>│    неотложных действий по     │
│     подъездах к месту ДТП     │<───┤    │  спасению людей, в том числе  │
└───────────────────────────────┘    │    │   по оказанию первой помощи   │
┌───────────────────────────────┐    │    │         пострадавшим          │
│Участие в аварийно-спасательных│    │    └───────────────────────────────┘
│  работах в части, касающейся  │    │    ┌───────────────────────────────┐
│     сохранения и фиксации     │    ├───>│Оповещение участников дорожного│
│  вещественных доказательств,  │<───┤    │    движения об опасности,     │
│  следов, имущества и других   │    │    │         вызванной ДТП         │
│ предметов, имеющих отношение  │    │    └───────────────────────────────┘
│             к ДТП             │    │    ┌───────────────────────────────┐
└───────────────────────────────┘    │    │ Охрана общественного порядка  │
┌───────────────────────────────┐    ├───>│   и имущества на месте ДТП    │
│ Содействие в транспортировке  │    │    └───────────────────────────────┘
│   поврежденных транспортных   │<───┘
│      средств с места ДТП      │
└───────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> На основании требований: приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"; приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи".
┌──────────────────────┐
│Функции МЧС России <*>│
└┬────┬─────────┬────┬─┘
 │    │         │    │           ┌────────────────────────────────────────┐
 │    │         │    │           │Организация при необходимости проведения│
 │    │         │    │           │специальной разведки и контроля за      │
 │    │         │    └──────────>│состоянием окружающей среды на месте ДТП│
 │    │         │                └────────────────────────────────────────┘
 │    │         │     ┌───────────────────────────────────────────────────┐
 │    │         │     │Организация, при необходимости, применения средств │
 │    │         │     │индивидуальной защиты, соблюдение режимов          │
 │    │         └────>│радиационной, химической и биологической           │
 │    │               │безопасности                                       │
 │    │               └───────────────────────────────────────────────────┘
 │    │    ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
 │    │    │Привлечение необходимых сил и средств к ликвидации последствий│
 │    │    │ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденного       │
 │    └───>│транспортного средства, оказание первой помощи пострадавшим   │
 │         │и т.п.)                                                       │
\/         └──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной│
│обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.)   │
│транспортных средств, места ДТП и прилегающей к нему территории;         │
│проведение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; │
│организация тушения локальных очагов возгорания и проведение             │
│первоочередных аварийно-спасательных работ                               │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> На основании требований:
Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 21.12 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
                      ┌────────────────────────────┐
                      │Функции Минздрава России <*>│
                      └──────────────┬─────────────┘
┌───────────────────────────────┐    │    ┌───────────────────────────────┐
│  Незамедлительное сообщение   │    │    │Осуществление незамедлительного│
│  фельдшеру по приему вызовов  │    │    │выезда (выхода в рейс, вылета) │
│  скорой медицинской помощи и  │    ├───>│    на место вызова скорой     │
│  передаче их бригадам скорой  │    │    │      медицинской помощи       │
│медицинской помощи (медицинской│    │    └───────────────────────────────┘
│сестре по приему вызовов скорой│    │    ┌───────────────────────────────┐
│ медицинской помощи и передаче │<───┤    │  Оказание скорой медицинской  │
│их бригадам скорой медицинской │    │    │  помощи на основе стандартов  │
│помощи) об окончании выполнения│    │    │  медицинской помощи, включая  │
│    вызова и его результате    │    ├───>│установление ведущего синдрома │
└───────────────────────────────┘    │    │  и предварительного диагноза  │
┌───────────────────────────────┐    │    │   заболевания (состояния),    │
│    Определение медицинской    │    │    │  осуществление мероприятий,   │
│   организации для оказания    │<───┤    │  способствующих стабилизации  │
│  пациенту медицинской помощи  │    │    │    или улучшению состояния    │
└───────────────────────────────┘    │    │           пациента            │
┌───────────────────────────────┐    │    └───────────────────────────────┘
│   Незамедлительная передача   │    │    ┌───────────────────────────────┐
│  пациентов и соответствующая  │    │    │Обеспечение сортировки больных │
│медицинская документация врача │    │    │ (пострадавших) и установление │
│приемного отделения медицинской│    │    │  последовательности оказания  │
│организации с отметкой в карте │    ├───>│медицинской помощи при массовых│
│   вызова скорой медицинской   │<───┤    │заболеваниях, травмах или иных │
│     помощи времени и даты     │    │    │          состояниях           │
│поступления, фамилии и подписи │    │    └───────────────────────────────┘
│          принявшего           │    │    ┌───────────────────────────────┐
└───────────────────────────────┘    │    │   Осуществление медицинской   │
                                     └───>│эвакуации пациентов при наличии│
                                          │     медицинских показаний     │
                                          └───────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> На основании требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н.
                         ┌───────────────────────┐
                         │Функции Росавтодора <*>│
                         └───────────┬───────────┘
┌───────────────────────────────┐    │    ┌───────────────────────────────┐
│ Организация объезда места ДТП │<───┤    │ Информирование пользователей  │
└───────────────────────────────┘    │    │автомобильных дорог о состоянии│
┌───────────────────────────────┐    ├───>│дорожного движения на участках │
│Организация путей для подъезда │    │    │  дорог, где произошло ДТП, а  │
│сил и средств экстренных служб,│    │    │     также о путях объезда     │
│   участвующих в ликвидации    │<───┤    │ соответствующих происшествий  │
│        последствий ДТП        │    │    └───────────────────────────────┘
└───────────────────────────────┘    │    ┌───────────────────────────────┐
┌───────────────────────────────┐    │    │    Организация временного     │
│  Восстановление разрушенных   │    │    │   ограничения движения или    │
│      участков дорог для       │    │    │     прекращения движения      │
│    возобновления движения     │<───┤    │ транспортных средств, если не │
│     транспортных средств      │    │    │   представляется возможным    │
└───────────────────────────────┘    ├───>│  обеспечить бесперебойное и   │
┌───────────────────────────────┐    │    │ безопасное движение в районе  │
│   Участие в мероприятиях по   │    │    │  происшествия с обязательным  │
│эвакуации транспортных средств │    │    │  информированием органов МВД  │
│ с пострадавшими в результате  │<───┤    │            России             │
│              ДТП              │    │    └───────────────────────────────┘
└───────────────────────────────┘    │    ┌───────────────────────────────┐
┌───────────────────────────────┐    │    │     Организация работы по     │
│ Освобождение проезжей части и │    ├───>│  восстановлению движения на   │
│земляного полотна от объектов, │    │    │     автомобильных дорогах     │
│    препятствующих проезду     │<───┤    └───────────────────────────────┘
│     транспортных средств      │    │    ┌───────────────────────────────┐
└───────────────────────────────┘    │    │   Информирование участников   │
                                     └───>│ дорожного движения о наличии  │
                                          │       объектов сервиса        │
                                          └───────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> На основании информации, размещенной на сайте http://rosavtodor.ru.
3. Организация взаимодействия экстренных служб, участвующих
в ликвидации последствий ДТП
Территориальным органам МЧС России следует инициировать вопросы повышения межведомственного информационного обмена сведениями как при реагировании на ДТП, так и при подведении итогов за отчетный период.
Повышать взаимодействие экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, рекомендуется посредством:
проведения мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий ДТП (комплексные учения, командно-штабные учения и тактико-специальные учения), с привлечением взаимодействующих служб;
инициирования вопросов повышения взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти на заседаниях комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения;
организации пропаганды безопасности дорожного движения с заинтересованными органами исполнительной власти в СМИ субъекта, в том числе в Интернет-ресурсах и социальных сетях;
организации и проведения акций, направленных на повышение безопасности дорожного движения, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти;
организации пропаганды безопасности дорожного движения с применением статистики реагирования, проведения основных работ при ликвидации последствий ДТП и др.;
совершенствование нормативной и правовой базы в области взаимодействия экстренных служб.
4. Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации
последствий дорожно-транспортных происшествий
К ликвидации последствий ДТП с пострадавшими, как правило, привлекаются подразделения МВД России, МЧС России и Минздрава России.
Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, а также необходимость их наращивания определяют в зависимости от характера и масштабов последствий ДТП. В отдельных случаях могут дополнительно привлекаться дорожные службы унитарных предприятий федерального дорожного агентства Минтранса России - Росавтодор, а также ремонтно-восстановительные подразделения железной дороги.
Как показывает опыт ликвидации последствий ДТП, одним из наиболее распространенных видов ДТП является столкновение двух и более транспортных средств, в этой связи на каждое такое ДТП с пострадавшим (пострадавшими) рекомендуется привлекать следующий перечень представителей экстренных служб:
от МВД России - один экипаж ДПС;
от Минздрава России - один экипаж бригады скорой медицинской помощи;
от МЧС России - один расчет пожарно-спасательного или аварийно-спасательного подразделения, оснащенный средствами тушения пожара и аттестованный на право проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.
При необходимости наращивания группировки сил и средств для проведения работ по ликвидации последствий ДТП решение принимает руководитель проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ДТП.
В отдельных случаях в результате сложившейся ситуации потребуется участие подразделений Росавтодора для организации объезда места ДТП либо ликвидации последствий ДТП, в том числе по вопросам привлечения необходимых сил и средств для извлечения большегрузных транспортных средств с территории, прилегающей к проезжей части дороги, а также в случае необходимости их эвакуации.
Решение по привлечению подразделений Росавтодора принимает руководитель проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ДТП.
5. Порядок взаимодействия экстренных служб, участвующих
в ликвидации последствий ДТП
Взаимодействие осуществляется на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, приказов МВД России, МЧС России, Минздрава России и др.
Взаимодействие обеспечивается:
немедленным взаимным оповещением (информированием) о происшедших ДТП и необходимых потребностях в силах и средствах с использованием всех имеющихся каналов связи, в том числе автоматизированных информационно-управляющих систем, интегрированных с автоматизированной информационно-управляющей системой АИУП ДПС;
совместными скоординированными действиями органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП;
эффективным управлением работами по ликвидации последствий ДТП.
Оповещение всех взаимодействующих органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, осуществляется немедленно, независимо от ведомственной принадлежности дежурных служб, получивших информацию о ДТП:
с наличием пострадавших (погибших и раненых);
с угрозой или фактом возникновения ЧС, пожара, взрыва;
с участием десяти и более транспортных средств;
с участием пассажирского автотранспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси);
с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях и т.п.
6. Организация ликвидации последствий ДТП
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в случае возникновения ЧС, вызванной ДТП, руководитель работ по ее ликвидации будет назначен решением руководителя органа местного самоуправления.
Решения руководителя работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При возникновении на месте ДТП пожара руководство его тушением и проведением аварийно-спасательных работ осуществляет старшее оперативное должностное лицо федеральной противопожарной службы главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, прибывшее к месту пожара.
При наличии на месте ДТП химического, радиационного, бактериологического заражения, значительного разлива нефтепродуктов (или угрозы такого происшествия) руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами осуществляет старшее должностное лицо главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
По окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ руководство на месте ДТП передается старшему должностному лицу управления МВД России по субъекту Российской Федерации.
Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, они принимают на себя общее руководство действиями по спасению пострадавших и ликвидации последствий ДТП до прибытия руководящего представителя от органов внутренних дел.
В субъектах Российской Федерации разрабатываются и утверждаются положения о взаимодействии экстренных служб при ликвидации последствий ДТП (на основании утвержденного Заместителями министров соответствующих ведомств Примерного положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, от 17.04.2003).
На территориальном и местном уровнях взаимодействие дежурных служб, органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП, осуществляется в соответствии со специально разработанными совместными планами взаимодействия. В планах взаимодействия определяются действия органов управления, перечень сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП; устанавливается порядок оповещения и прибытия необходимых сил и средств в зависимости от конкретной ситуации.
При необходимости по вопросам взаимодействия могут издаваться и другие межведомственные акты (соглашения, инструкции, совместные приказы).
Вопросы взаимодействия отражаются также в планах прикрытия автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, совместная корректировка и разработка которых осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, утвержденными Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном 20 мая 2010 года.
Вопросы взаимодействия периодически рассматриваются на совещаниях органов управления взаимодействующих субъектов, в том числе совместных, на селекторных совещаниях, заседаниях Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации, заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Отработка практических действий органов управления, сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, осуществляется в ходе совместных учений и тренировок, проводимых в соответствии с согласованными календарными планами субъектов взаимодействия.
7. Порядок информационного обмена между экстренными
службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП
Порядок информационного обмена между экстренными службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП, сведениями о ДТП и ликвидации их последствий осуществляется с использованием программных модулей Федеральной государственной системы "Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Органами управления, подразделений и сил МВД России и МЧС России ежемесячно осуществляется информационный обмен данными по всем зарегистрированным ДТП с пострадавшими.
Дежурные службы взаимодействующих органов управления в обязательном порядке осуществляют информационный обмен при прохождении специализированных групп (колонн) федерального или республиканского значения, при перевозке опасных грузов (взрывчатых материалов, радиоактивных, химических и биологических веществ и т.п.) по автомобильным трассам.
Взаимодействие считается организованным, если руководители, органы управления и дежурные службы знают как свои задачи, так и задачи других служб, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП, способы и сроки совместных действий по их выполнению, имеют устойчивую связь между собой и со старшим начальником и могут осуществлять своевременный взаимный обмен информацией.
8. Алгоритмы действий оперативных служб на месте ДТП
8.1. Рекомендуемый алгоритм действий подразделений
МВД России
Основанием для выезда сотрудника, осуществляющего контроль за дорожным движением или распорядительно-регулировочные действия, на место ДТП является указание дежурного.
О всяком, ставшем известным сотруднику ДТП, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
При непосредственном получении сообщения о ДТП сотрудник обязан внимательно выслушать заявителя и по возможности зафиксировать:
фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о ДТП;
место, время, вид и обстоятельства ДТП;
сведения о числе, возрасте и поле пострадавших;
сведения о необходимости оказания медицинской и иной помощи пострадавшим;
в какие медицинские организации и кем направлены пострадавшие;
тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
сведения о водителях и транспортных средствах, причастных к данному ДТП;
сведения о свидетелях ДТП.
По прибытии на место ДТП сотрудник:
обеспечивает обозначение и ограждение места ДТП с целью предотвращения наезда на его участников, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, и участников ликвидации последствий ДТП посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков на безопасном расстоянии, но не менее 15 метров от места происшествия;
устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в ДТП, других причастных к нему лиц, осуществляет проверку документов у участников ДТП, обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия;
выявляет свидетелей ДТП и записывает их данные;
принимает меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к ДТП;
выясняет, если водитель на транспортном средстве скрылся с места ДТП, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя, полученные при осмотре места ДТП и опросе свидетелей; данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник немедленно докладывает дежурному и в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями;
путем изучения места ДТП, а также опроса его участников и свидетелей устанавливает причины и условия, способствовавшие его совершению, в том числе фиксирует наличие сопутствующих дорожных условий;
при необходимости организует движение транспорта в объезд места ДТП и проведение аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников ДТП расположение транспортных средств, следов дорожно-транспортного происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к удалению поврежденных транспортных средств с проезжей части и возобновлению движения;
в случае установления при оформлении ДТП недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, принимает меры к обозначению и ограждению опасных мест, передает информацию в дежурную часть и действует по указанию дежурного.
До прибытия следственно-оперативной группы на место ДТП, в котором пострадал человек, сотрудник:
определяет число пострадавших, оценивает тяжесть их состояния;
вызывает скорую медицинскую помощь, а при необходимости - сотрудников МЧС России (представителей пожарно-спасательных подразделений), до их прибытия оказывает пострадавшим первую помощь; удаление поврежденных транспортных средств с проезжей части осуществляется после извлечения из них пострадавших;
при необходимости организует доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение, выясняет фамилии, имена, отчества, места жительства, места работы пострадавших;
докладывает прибывшему на место ДТП руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, дознавателю) сведения о причастных к ДТП лицах и свидетелях, указывает местонахождение вещественных доказательств, передает документы участников ДТП и в дальнейшем действует по его указанию.
Очередность действий до прибытия следственно-оперативной группы (дежурного по выезду на место ДТП) определяется сотрудником исходя из приоритетности сохранения жизни и здоровья граждан.
По прибытии на место ДТП с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, сотрудник:
контролирует правильность обозначения места ДТП способами, предусмотренными Правилами дорожного движения и Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
сообщает в дежурную часть время и место ДТП, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименования опасных грузов, их количество и далее действует по указанию дежурного;
перекрывает движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места ДТП и не допускает к нему посторонних лиц в случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов;
докладывает в дежурную часть об изменении обстановки на месте ДТП.
После проведения первоначальных действий на месте ДТП составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения. В схеме отражаются:
место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.
В случае несогласия участников ДТП со схемой, отказа от ее подписания либо отсутствия при ее составлении содержание схемы места совершения административного правонарушения удостоверяется понятыми.
Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение к выяснению обстоятельств ДТП и принятию объективного решения по делу, излагаются в рапорте. Выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
От участников и свидетелей ДТП получают объяснения. Вещественные доказательства фиксируются и приобщаются к делу об административном правонарушении. Участникам ДТП, иным лицам, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен ущерб, выдаются справки о ДТП по форме, утвержденной приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154 "Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии".
8.2. Рекомендуемый алгоритм действий подразделений
МЧС России
Должностное лицо, осуществляющее руководство аварийно-спасательными работами по ликвидации последствий ДТП, обязано:
оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию в дежурные службы взаимодействующих структур о факте, месте и характере происшествия, наличии пострадавших, угрозе жизни и здоровью участников ДТП, наличии вторичных факторов, задействованных силах и средствах, и необходимости их наращивания;
немедленно организовать спасение людей, оказание им первой помощи и эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения;
организовать при необходимости аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечить безопасные условия их проведения.
В случае ликвидации последствий ДТП с тяжелыми последствиями, при значительных масштабах воздействия вторичных поражающих факторов на месте ДТП (разливе АХОВ, выбросах радиоактивных, отравляющих веществ и т.п.) руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий ДТП, и их взаимодействие осуществляет руководитель ликвидации последствий ДТП, назначаемый комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (муниципального образования, городского округа субъекта РФ), - в зависимости от масштаба ДТП. Он является единоначальником и несет ответственность за организацию работ, безопасность личного состава, сохранность аварийно-спасательной техники и оборудования, ему подчиняются все подразделения, прибывшие к месту ДТП.
При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на место ДТП должностное лицо гарнизона пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара согласуются с руководителем ликвидации последствий ДТП и обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП.
При поступлении сообщения о возникновении пожара в районе выезда подразделения пожарной охраны, участвующего в аварийно-спасательных работах, руководитель проведения аварийно-спасательных работ должен принять меры к направлению указанного подразделения к месту тушения пожара, опираясь на принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении чрезвычайной ситуации <2>.
--------------------------------
<2> Статья 3 ФЗ N 151-ФЗ от 22 августа 1995 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, находящимися на территории тушения пожара (никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения).
При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности - фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативно-следственных действий.
При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться правила по технике безопасности. Ответственность за их соблюдение возлагается на должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП.
8.3. Рекомендуемый алгоритм действий подразделений
Минздрава России
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.
Выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие действия:
а) осуществляет незамедлительный выезд (выход в рейс, вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;
б) оказывает медицинскую помощь на основе стандартов, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;
в) определяет медицинскую организацию для оказания пациенту медицинской помощи;
г) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний;
д) незамедлительно передает пациента и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения медицинской организации с отметкой в карте вызова скорой медицинской помощи времени и даты поступления, фамилии и подписи принявшего;
е) незамедлительно сообщает фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи (медицинской сестре по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи) об окончании выполнения вызова и его результате;
ж) обеспечивает сортировку больных (пострадавших) и устанавливает последовательность оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.
Медицинская эвакуация включает в себя:
а) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;
б) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи.
Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - медицинская организация, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи).
Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности к месту расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставлен пациент.
Медицинская эвакуация при ДТП осуществляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.
Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется в случаях:
а) тяжести состояния пациента, требующей его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;
б) наличия противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;
в) удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок;
г) климатических и географических особенностей места происшествия и отсутствия транспортной доступности;
д) масштаба происшествия, не позволяющего выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта.
8.4. Рекомендуемый алгоритм действий экстренных служб
при реагировании на ДТП с участием транспортных средств,
перевозящих опасные грузы:
а) При получении сигнала о ДТП с техническими средствами (ТС), перевозящими опасные грузы (ОГ), необходимо:
установить место происшествия;
получить предварительную информацию о типе и характере груза;
определить способы нейтрализации опасного вещества;
уточнить метеорологическую обстановку;
осуществить предварительную оценку последствий аварии, нанести на карту опасные зоны;
определить количество, состав, пути и направления ввода сил и средств;
определить пути эвакуации населения из опасной зоны;
поставить задачу привлекаемым подразделениям.
б) По прибытии к месту ДТП с ТС с ОГ необходимо:
оценить обстановку;
уточнить характер и тип опасного вещества;
остановка метеопоста и организация контроля за состоянием воздушной среды;
определить место для развертывания пункта дегазации, дезактивации, дезинфекции;
принять решение о мерах по локализации аварии;
определить задачи привлеченным подразделениям.
в) При определении опасной зоны необходимо:
определить опасную зону (зону, в которой работы осуществляются в средствах защиты);
уточнить границы опасной для населения зоны в соответствии с реальной метеорологической обстановкой непосредственно на месте аварии;
выставить ограждения, оцепления с целью ограничения доступа в опасную зону.
г) Для принятия решения об эвакуации рекомендуется определить:
порядок и пути эвакуации;
места оказания медицинской помощи (во взаимодействии с Минздравом России);
объем работ, необходимого количества дополнительных сил и средств.
д) При развертывании пункта дегазации, дезактивации, дезинфекции рекомендуется осуществить:
развертывание технического оборудования для проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции;
создание запаса воды, растворов и специальных средств для проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции;
подготовку к работе звеньев в средствах защиты для выполнения поставленных задач;
формирование резервных звеньев.
е) Развертывание пунктов оказания медицинской помощи пострадавшим.
ж) Работы по локализации аварии.
з) Выставление постов безопасности.
и) Ввод звеньев в средствах защиты в зону работ.
к) Организация своевременной смены личного состава в зоне работ.
л) Эвакуационные мероприятия.
м) Принятие решения о порядке эвакуации.
н) Определение путей эвакуации.
о) Привлечение транспортных средств для эвакуации.
п) Определение пунктов временного размещения населения.
р) Организация медицинского обеспечения сборно-эвакуационных пунктов.
с) Организация питания.
т) Проведение поисковых работ в зоне эвакуации.
8.5. Рекомендуемый алгоритм действий экстренных служб
при ликвидации последствий ДТП с участием ТС,
перевозящих АХОВ
                           ┌───────────────────┐
                           │ Получение сигнала │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                           ┌───────────────────┐
                           │ Оценка обстановки │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                      ┌─────────────────────────────┐
                      │ Оповещение экстренных служб │
                      └──────────────┬──────────────┘
                                    \/
                        ┌─────────────────────────┐
                        │ Прибытие к месту аварии │
                        └────────────┬────────────┘
                                    \/
                     ┌──────────────────────────────┐
                     │ Определение зон первичного и │
                     │      вторичного облаков      │
                     └───────────────┬──────────────┘
                       ┌─────────────┴────────────┐
                      \/                         \/
             ┌─────────────────────┐  ┌────────────────────────┐
             │ Развертывание работ │  │ Эвакуация населения из │
             │    по дегазации     │  │    опасной зоны        │
             └─────────┬───────────┘  └───────────┬────────────┘
                      \/                         \/
             ┌─────────────────────┐  ┌────────────────────────┐
             │Работы по локализации│  │     Оказание помощи    │
             │       выброса       │  │       пострадавшим     │
             └─────────────────────┘  └────────────────────────┘
8.6. Рекомендуемый алгоритм оперативных действий
при ликвидации последствий ДТП с участием ТС, перевозящих
биологически опасные вещества
                           ┌───────────────────┐
                           │ Получение сигнала │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                           ┌───────────────────┐
                           │ Оценка обстановки │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                      ┌─────────────────────────────┐
                      │ Оповещение экстренных служб │
                      └──────────────┬──────────────┘
                                    \/
                        ┌─────────────────────────┐
                        │ Прибытие к месту аварии │
                        └────────────┬────────────┘
                                    \/
                     ┌──────────────────────────────┐
                     │       Определение зоны       │
                     │   биологического заражения   │
                     └───────────────┬──────────────┘
                       ┌─────────────┴────────────┐
                      \/                         \/
           ┌───────────────────────┐  ┌────────────────────────┐
           │  Развертывание работ  │  │ Эвакуация населения из │
           │    по дезинфекции     │  │    опасной зоны        │
           └───────────┬───────────┘  └───────────┬────────────┘
                      \/                         \/
           ┌───────────────────────┐  ┌─────────────────────────┐
           │ Работы по локализации │  │     Оказание помощи     │
           │инфекционного заражения│  │пострадавшим, обсервация,│
           └───────────────────────┘  │      санобработка       │
                                      └─────────────────────────┘
8.7. Рекомендуемый алгоритм оперативных действий
при ликвидации последствий ДТП с участием ТС, перевозящих
радиоактивные вещества
                           ┌───────────────────┐
                           │ Получение сигнала │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                           ┌───────────────────┐
                           │ Оценка обстановки │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                      ┌─────────────────────────────┐
                      │ Оповещение экстренных служб │
                      └──────────────┬──────────────┘
                                    \/
                        ┌─────────────────────────┐
                        │ Прибытие к месту аварии │
                        └────────────┬────────────┘
                                    \/
                     ┌──────────────────────────────┐
                     │       Определение зоны       │
                     │   радиоактивного заражения   │
                     └───────────────┬──────────────┘
                       ┌─────────────┴────────────┐
                      \/                         \/
             ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────────────┐
             │ Развертывание работ │  │  Эвакуация населения из  │
             │   по дезактивации   │  │     опасной зоны         │
             └─────────┬───────────┘  └────────────┬─────────────┘
                      \/                          \/
             ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────────────┐
             │      Работы по      │  │     Оказание помощи      │
             │ локализации выброса │  │пострадавшим, санобработка│
             └─────────────────────┘  └──────────────────────────┘
8.8. Рекомендуемый алгоритм оперативных действий
при ликвидации последствий ДТП с участием ТС, перевозящих
взрывчатые вещества
                           ┌───────────────────┐
                           │ Получение сигнала │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                           ┌───────────────────┐
                           │ Оценка обстановки │
                           └─────────┬─────────┘
                                    \/
                      ┌─────────────────────────────┐
                      │ Оповещение экстренных служб │
                      └──────────────┬──────────────┘
                                    \/
                        ┌─────────────────────────┐
                        │ Прибытие к месту аварии │
                        └────────────┬────────────┘
                                    \/
                     ┌──────────────────────────────┐
                     │      Определение опасной     │
                     │             зоны             │
                     └───────────────┬──────────────┘
                       ┌─────────────┴────────────┐
                      \/                         \/
             ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────────────┐
             │      Оцепление      │  │  Эвакуация населения из  │
             │     опасной зоны    │  │       опасной зоны       │
             └─────────┬───────────┘  └────────────┬─────────────┘
                      \/                          \/
             ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────────────┐
             │      Работы по      │  │     Оказание помощи      │
             │  нейтрализации ВВ   │  │       пострадавшим       │
             └─────────────────────┘  └──────────────────────────┘
8.9. Рекомендуемая схема оповещения экстренных служб
                  ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
                  │                           Источник сигнала                           │
                  └────┬────────────────────────────────────────────────────────────┬────┘
                      \/                                                           \/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐  ┌────────────────────────────┐
│                            Экстренные службы                             │  │            112             │
├──────────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────┤  ├─────────────┬──────────────┤
│         \/                \/                \/                \/         │  │            \/              │
│  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  │  │  ┌──────────────────────┐  │
│  │  МВД России  │  │  МЧС России  │  │  Росавтодор  │  │   Минздрав   │  │  │  │  Оценка обстановки   │  │
│  │              │  │              │  │              │  │    России    │  │  │  │    (по телефону)     │  │
│  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  │  │  └──────────┬───────────┘  │
│         \/                \/                \/                \/         │  │            \/              │
│  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  │  │  ┌──────────────────────┐  │
│  │    Оценка    │  │    Оценка    │  │    Оценка    │  │    Оценка    │  │  │  │Вызов экстренных служб│  │
│  │  обстановки  │  │  обстановки  │  │  обстановки  │  │  обстановки  │  │  │  │                      │  │
│  │(по телефону) │  │(по телефону) │  │(по телефону) │  │(по телефону) │  │  │  │                      │  │
│  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  └───────┬──────┘  │  │  └────┬─────────────────┘  │
│         \/                \/                \/                \/         │  │       │                    │
│  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  │  │       │  ┌──────────────┐  │
│┌─┤ Организация  │┌─┤ Организация  │┌─┤ Организация  │┌─┤ Организация  │  │  │       ├─>│  МВД России  │  │
││ │взаимодействия││ │взаимодействия││ │взаимодействия││ │взаимодействия│  │  │       │  │              │  │
││ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘  │  │       │  └──────────────┘  │
││ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐  │  │       │  ┌──────────────┐  │
│├>│   Минздрав   │├>│  МВД России  │├>│  МВД России  │├>│  МВД России  │  │  │       ├─>│   Минздрав   │  │
││ │    России    ││ │              ││ │              ││ │              │  │  │       │  │    России    │  │
││ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘  │  │       │  └──────────────┘  │
││ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐  │  │       │  ┌──────────────┐  │
│├>│  МЧС России  │├>│   Минздрав   │├>│   Минздрав   │├>│  МЧС России  │  │  │       ├─>│  МЧС России  │  │
││ │              ││ │    России    ││ │    России    ││ │              │  │  │       │  │              │  │
││ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘│ └──────────────┘  │  │       │  └──────────────┘  │
││ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐│ ┌──────────────┐  │  │       │  ┌──────────────┐  │
│└>│  Росавтодор  │└>│  Росавтодор  │└>│  МЧС России  │└>│  Росавтодор  │  │  │       └─>│  Росавтодор  │  │
│  └──────────────┘  └──────────────┘  └──────────────┘  └──────────────┘  │  │          └──────────────┘  │
└─────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┘  └───────┬────────────────────┘
                                                         \/                          \/
┌──────────────────────────────────────┐              ┌──────────────────────────────────┐
│          Экстренные службы           ├─────────────>│       Реагирование на ДТП        │
├──────────────────────────────────────┤              └─────────────────┬────────────────┘
│                                      │                               \/
│  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  │              ┌──────────────────────────────────┐
│  │   Минздрав   │  │  МЧС России  │  │              │    Рекогносцировка обстановки    │
│  │    России    │  │              │  │              │                                  │
│  └──────────────┘  └──────────────┘  │              └─────────────────┬────────────────┘
│                                      │                               \/
│  ┌──────────────┐  ┌──────────────┐  │              ┌──────────────────────────────────┐
│  │  МВД России  │  │  Росавтодор  │  │              │    Организация взаимодействия    │
│  └──────────────┘  └──────────────┘  │<─────────────┤     (передача сигнала в др.      │
│                                      │              │        экстренные службы)        │
└──────────────────────────────────────┘              └─────────────────┬────────────────┘
                                                                       \/
                                                      ┌──────────────────────────────────┐
                                                      │       Проведение работ по        │
                                                      │    ликвидации последствий ДТП    │
                                                      └──────────────────────────────────┘
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
4. Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
7. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
9. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
10. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
12. Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
13. Постановление Правительства Российской Федерации N 374 от 23.07.2004 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве".
14. Приказ МЧС России N 329 от 08.07.2004 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях".
15. Приказ МЧС России N 156 от 31.03.2011 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны".
16. Приказ МВД России N 185 от 02.03.2009 "Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
17. Приказ МЧС России N 240 от 05.05.2008 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ".
18. Приказ Минздравсоцразвития России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
19. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи".
20. План деятельности МЧС России на 2013 - 2018 годы по исполнению поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, утвержденный Министром МЧС России от 21.06.2013.

Еще документы:

(утв. МЧС РФ) (вместе с "Правилами охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования", "Методическими рекомендациями по созданию, содержанию и организации деятельности общественных спасательных формирований")