Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны"

Утверждены

Заместителем Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

генерал-лейтенантом

В.В.СТЕПАНОВЫМ

1 ноября 2013 г. N 2-4-87-34-14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ШТАБОВ

ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ, МЕСТНЫХ

ГАРНИЗОНОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Введение

Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов и оперативных групп территориальных органов МЧС России (далее - Наставление) разработаны на основании следующих нормативных правовых и методических документов:

постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

приказа МЧС России от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" (в редакции приказа МЧС России от 25.02.2013 N 123);

приказа МЧС России от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время";

наставления по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС, утвержденного решением заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010;

наставления по организации деятельности ЦУКС МЧС России от 25.12.2012 N 2-4-87-31-14;

методических рекомендаций по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России от 14.06.2013 N 2-4-87-7-14;

основных требований к пунктам управления территориальных органов МЧС России, утвержденных первым заместителем Министра МЧС России Р.Х. Цаликовым 16 ноября 2010 года.

Наставление предназначено для применения территориальными органами МЧС России при планировании и организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

I. Общие положения

Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) создается система управления - совокупность функционально связанных органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

К органам управления относятся координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, а также создаваемые на период ликвидации ЧС структуры (оперативные штабы ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОШ ЛЧС), оперативные группы), предназначенные для управления силами и средствами, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС.

ОШ ЛЧС предназначен для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

Работа оперативных штабов ликвидации ЧС (далее - ОШ ЛЧС) и оперативных групп организуется по решению соответствующих руководителей.

Оперативные группы предназначены для оперативного реагирования на ЧС и происшествия на соответствующих территориях, а также для управления подчиненными силами и средствами непосредственно в районе ЧС в соответствии с решениями руководителя работ по ликвидации ЧС.

Пункты управления подразделяются на повседневные (основные), запасные, подвижные, воздушные и пункты управления - дублеры и предназначены для размещения и обеспечения деятельности органов управления, в том числе при ликвидации ЧС и происшествий.

II. Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций

2.1. Основные задачи ОШ ЛЧС

ОШ ЛЧС развертывается при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС с целью реализации решений руководителя работ по наращиванию группировки сил и средств, всестороннего их обеспечения и организации жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

Основными задачами ОШ ЛЧС являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю работ по ликвидации ЧС;

прогнозирование развития ЧС и их последствий;

определение потребности в силах и средствах РСЧС для ликвидации ЧС, подготовка предложений для руководителя работ по ликвидации ЧС по их привлечению;

планирование и организация работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

обеспечение контроля выполнения поставленных задач по ликвидации ЧС;

ведение учета сил и средств в зоне ЧС;

создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

обработка и представление информации о ходе ликвидации ЧС;

организация взаимодействия с органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

организация всестороннего обеспечения группировки сил и средств РСЧС;

организация оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по иным средствам;

подготовка проектов и оформление решений соответствующих руководителей.

2.2. Особенности деятельности оперативных штабов при различных чрезвычайных ситуациях

2.2.1. При ликвидации ЧС под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Для организации и обеспечения устойчивого управления силами функциональных и территориальной подсистем РСЧС, организации и поддержания взаимодействия между органами управления и силами при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть организована работа оперативного штаба (иной аналогичной структуры) как рабочего органа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (далее - ОШ ЛЧС субъекта).

В этом случае ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России включается в состав ОШ ЛЧС субъекта в составе, обеспечивающем качественное выполнение возложенных на территориальный орган МЧС России задач.

Создание ОШ ЛЧС субъекта целесообразно заблаговременно регламентировать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (решением КЧС и ОПБ субъекта) о создании межведомственного ОШ ЛЧС. Вариант нормативного правового акта субъекта Российской Федерации об организации работы межведомственного ОШ ЛЧС представлен в приложении (не приводится).

Целесообразно использовать инфраструктуру ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России как базу для организации и информационно-технического обеспечения работы ОШ ЛЧС субъекта.

Руководитель ОШ ЛЧС субъекта назначается решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2.2.2. При ликвидации ЧС под руководством территориального органа МЧС России

ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России предназначен для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

Работа ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России осуществляется в тесном взаимодействии с органами управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС, которое достигается за счет включения в состав ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организаций.

Сведения о включаемых в состав ОШ ЛЧС представителях территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организаций согласуются заблаговременно. При согласовании определяется порядок оповещения и сбора при организации работы ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России.

Взаимодействие ОШ ЛЧС органов управления МЧС России всех уровней осуществляется через оперативные дежурные смены ЦУКС (через заранее определенные автоматизированные рабочие места).

Устойчивое взаимодействие при работе ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России достигается за счет использования всех видов связи, а также работой специалистов ОШ ЛЧС в едином информационном пространстве.

Взаимодействие при предупреждении и ликвидации ЧС включает:

совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих документов на всех уровнях функционирования органов управления;

взаимный обмен информацией;

согласование порядка совместно проводимых мероприятий;

определение состава сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС, и их выделение в соответствии с разработанными планами взаимодействия;

согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения.

Вертикаль организации взаимодействия ОШ ЛЧС определена в приложении N 4 приказа МЧС России от 25.02.2013 N 123.

2.3. Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального органа МЧС России

2.3.1. Общие положения

Руководителем ОШ ЛЧС является:

а) регионального центра МЧС России:

при ЧС межрегионального характера - начальник регионального центра МЧС России или лицо, его замещающее, в случае убытия начальника регионального центра в составе оперативной группы в район ЧС;

при ЧС регионального характера и ниже - один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;

б) главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:

при ЧС регионального характера - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или лицо, его замещающее, в случае убытия начальника главного управления в составе оперативной группы в район ЧС;

при ЧС межмуниципального и муниципального характера - один из заместителей начальника главного управления.

2.3.2. Организация работы ОШ ЛЧС

Структура, состав, задачи и организация работы ОШ ЛЧС регламентируются Положением о нем, утверждаемым приказом территориального органа МЧС России. Содержание Положения об ОШ ЛЧС должно соответствовать требованиям руководящих документов МЧС России по вопросам оперативного управления и реагирования на чрезвычайные ситуации.

В Положении об ОШ ЛЧС в обязательном порядке отражаются следующие основные вопросы:

задачи ОШ ЛЧС;

функции ОШ ЛЧС;

задачи и функции всех подразделений ОШ ЛЧС;

порядок комплектования подразделений ОШ ЛЧС (структурные подразделения территориального органа МЧС России и подчиненные организации (учреждения), ответственные за комплектование подразделений ОШ ЛЧС);

состав ОШ ЛЧС с указанием конкретных должностных лиц (должностей) территориального органа МЧС России и подчиненных организаций (учреждений), входящих в его состав (с возможностью их замены);

структурное подразделение территориального органа МЧС России, ответственное за ведение Расчета личного состава ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России;

порядок оповещения и сбора должностных лиц ОШ ЛЧС, в том числе привлекаемых должностных лиц взаимодействующих органов управления территориальной и функциональных подсистем РСЧС и организаций;

организация работы ОШ ЛЧС в различных режимах функционирования;

порядок взаимодействия автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОШ ЛЧС с АРМ оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России;

перечень, формы и сроки представления донесений;

другие вопросы.

Работа ОШ ЛЧС организуется при введении для полного состава сил режима "ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ" или "ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" на основании приказа руководителя территориального органа МЧС России о приведении территориального органа МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время. В отдельных случаях, по решению руководителя территориального органа МЧС России, может осуществляться сбор руководящего состава и оперативного штаба без введения режимов функционирования "ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ" или "ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ".

Время готовности ОШ ЛЧС к выполнению задач не должно превышать:

в рабочее время - тридцать минут;

в нерабочее время - два часа.

Работа ОШ ЛЧС организуется в пункте постоянной дислокации территориального органа МЧС России в отдельном помещении, на специально оборудованных АРМ, оснащенных средствами телефонной, радио- и видеоконференцсвязи, а также средствами коллективного отображения информации круглосуточно, посменно. Количество смен, а также их состав определяются решением руководителя ОШ ЛЧС с учетом качественного выполнения возложенных на ОШ ЛЧС задач.

Расчет личного состава ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России уточняется ежедневно и доводится до оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России при смене.

Организационно-техническое обеспечение деятельности ОШ ЛЧС возлагается на оперативную дежурную смену ЦУКС территориального органа МЧС России.

Взаимодействие АРМ ОШ ЛЧС с АРМ ЦУКС территориального органа МЧС России осуществляется посредством работы в едином информационном пространстве.

2.3.3. Оборудование ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России

В помещении ОШ ЛЧС располагаются:

АРМ специалистов ОШ ЛЧС;

средства коллективного отображения информации - плазменные (жидкокристаллические) панели;

средства видеоконференцсвязи;

радиостанция УКВ-диапазона;

средства громкоговорящей связи;

многофункциональные устройства формата А3 (не менее 2 штук);

не менее двух компьютеров (ноутбуков) с возможностью выхода в сеть Интернет;

не менее двух факсимильных аппаратов.

Работа каждого специалиста ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России организуется на отдельном АРМ, оборудованном средствами связи, обработки и передачи данных.

АРМ специалиста ОШ ЛЧС оснащается:

компьютером (ноутбуком) с возможностью выхода в ведомственную сеть Интранет и на FTP-серверы вышестоящих органов управления;

телефонным аппаратом (телефонными аппаратами) с выходом в телефонную сеть общего пользования и ведомственную цифровую сеть МЧС России;

документами, регламентирующими деятельность специалиста АРМ, сформированными в папку (функциональные обязанности, алгоритмы и регламенты действия по всем типам ЧС, перечень, формы отрабатываемых документов и сроки их представления);

справочными документами по направлению деятельности АРМ, сформированными в папку;

рабочей тетрадью;

письменными принадлежностями.

Все АРМ специалистов ОШ ЛЧС включаются в единую локальную сеть.

2.3.4. Структура ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России

ОШ ЛЧС функционирует в составе групп (рисунок 1):

управления и взаимодействия;

мониторинга и защиты;

применения сил и средств;

кадров и психологического обеспечения;

материально-технического и финансово-экономического обеспечения;

представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Группы ОШ ЛЧС, как правило, комплектуются должностными лицами структурных подразделений территориального органа МЧС России и подчиненных ему организаций и учреждений в соответствии с Приложением к Положению об оперативных группах, оперативных штабах ликвидации чрезвычайных ситуаций и подвижных пунктах управления, утвержденным приказом МЧС России от 25.02.2013 N 123, и формируют отделения в соответствии с возложенными задачами.

В отдельных случаях, по решению руководителя территориального органа МЧС России, комплектование групп ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России возможно должностными лицами независимо от их направления деятельности в территориальном органе МЧС России или подчиненной организации (учреждении) при условии проведения с ними предварительных занятий с принятием зачетов.

Рис. 1. Структура ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России

Общее руководство деятельностью ОШ ЛЧС осуществляет руководитель ОШ ЛЧС, назначаемый из числа должностных лиц, определенных в пункте 3.1, и заместитель руководителя ОШ ЛЧС, назначаемый из числа руководителей структурных подразделений территориального органа МЧС России или начальников одной из групп ОШ ЛЧС.

Руководители групп ОШ ЛЧС назначаются решением руководителя ОШ ЛЧС из состава должностных лиц групп.

Исходя из условий развития ЧС и ее характера, в целях качественной организации работ, решением руководителя территориального органа МЧС России в состав групп ОШ ЛЧС может быть включено необходимое количество личного состава из числа наиболее подготовленных сотрудников, имеющих опыт работы по организации управления при ликвидации ЧС.

2.3.5. Примерные задачи и функции подразделений ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России <1>

--------------------------------

<1> Задачи структурных подразделений ОШ ЛЧС могут быть дополнены или перераспределены решением руководителя ОШ ЛЧС в зависимости от типа и условий развития ЧС, а также от задач, возложенных на структурные подразделения территориального органа МЧС России, комплектующие группы ОШ ЛЧС.

При работе ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России в составе ОШ ЛЧС субъекта перечень задач может быть скорректирован решением руководителя ОШ ЛЧС субъекта.

2.3.5.1. Группа управления и взаимодействия

Основные задачи

планирование и контроль организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

организация взаимодействия с органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

организация связи при ликвидации ЧС;

обработка и представление информации о ходе ликвидации ЧС в вышестоящий орган управления МЧС России;

организация информирования населения через средства массовой информации и по иным средствам.

Основные функции

Организует:

через оперативные дежурные смены ЦУКС территориальных органов МЧС России взаимодействие с соответствующими органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

выполнение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования систем связи, технических систем оповещения и автоматизированных систем управления МЧС России в районе ЧС;

взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ) для согласования вопросов информирования населения;

информирование населения через СМИ.

Осуществляет:

контроль приведения территориальных органов, сил МЧС в готовность к применению по предназначению, подсистем РСЧС в режимы функционирования "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ" и "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ";

разработку и оформление решения на ликвидацию ЧС;

подготовку распорядительных документов территориального органа МЧС России и их доведение до исполнителей;

сбор, обобщение и учет документов, разрабатываемых ОШ ЛЧС;

учет принятых решений, отданных распоряжений и контроль их исполнения;

подготовку оперативного доклада (справки) о выполняемых мероприятиях по ликвидации ЧС и минимизации их последствий;

подготовку и представление в вышестоящие органы управления итоговых донесений о выполненных мероприятиях по ликвидации ЧС;

ведение рабочей карты ОШ ЛЧС;

контроль за оповещением населения в зоне ЧС, готовит предложения по принятию дополнительных мер по гарантированному оповещению населения с учетом складывающейся обстановки, анализа масштаба и характера ЧС и возможности привлечения дополнительных технических средств и технологий;

контроль технического состояния и готовности средств связи оперативных групп территориальных органов МЧС России (местных гарнизонов пожарной охраны) к выполнению задач по обеспечению связи из района ЧС;

постоянное взаимодействие с органами управления РСЧС по вопросам обеспечения связи;

руководство организацией системы связи с привлекаемыми силами и средствами МЧС России, РСЧС в районе ЧС;

поддержание взаимодействия с операторами связи с целью организации и обеспечения (наращивания) связи в районе ЧС;

непрерывный контроль за состоянием системы связи в районе ЧС, планирование дальнейшего ее наращивания в зависимости от складывающейся обстановки;

подготовку текста первичной информации, публикуемой в СМИ и размещаемой на сайтах территориальных органов МЧС России;

подготовку анализа информирования населения о ходе ликвидации ЧС;

уточнение обстановки в районе ЧС, сбор и обработку данных для подготовки информации для СМИ;

мониторинг СМИ и "блогосферы", своевременный доклад руководству и принятие мер по размещению необходимой разъяснительной информации.

2.3.5.2. Группа мониторинга и защиты

Основные задачи

прогнозирование развития ЧС и их последствий;

организация инженерного, медицинского, РХБ, гидрометеорологического обеспечения деятельности группировки сил и средств;

организация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и контроль их проведения;

организация и контроль выполнения мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего от ЧС.

Основные функции

Организует:

работу по прогнозированию развития ЧС;

инженерное обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов по планированию эвакуационных мероприятий и контроль их проведения;

медицинское обеспечение группировки сил и средств МЧС России и РСЧС в районе ЧС;

проведение мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим при ЧС.

Осуществляет:

контроль доведения прогноза угрозы или развития ЧС до взаимодействующих органов управления;

контроль за наличием, состоянием потенциально опасных и критически важных объектов в районе ЧС;

изучение факторов и условий, влияющих на развитие и ликвидацию ЧС, анализ поступающей информации и разработанных прогнозов;

контроль деятельности сил и средств, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля по мониторингу складывающейся обстановки в районе ЧС;

контроль состояния и хода восстановления объектов жизнеобеспечения (газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения);

проведение расчетов последствий ЧС, связанных с радиоактивным загрязнением, химическим и бактериологическим заражением;

контроль проведения радиационной, химической и биологической разведки в районе ЧС (по мере необходимости);

планирование и контроль проведения мероприятий по санитарной и специальной обработке;

контроль развертывания пунктов временного размещения, их готовности к приему эвакуируемого населения;

контроль организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

учет погибших и пострадавших в результате ЧС;

контроль проведения мероприятий по медицинской эвакуации пострадавшего в ЧС населения.

2.3.5.3. Группа кадров и психологического обеспечения

Основные задачи

подготовка распорядительных документов на командирование сотрудников МЧС России в район ЧС;

учет штатной и списочной численности подчиненных органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, принимающих участие в ликвидации ЧС;

организация мероприятий по психологическому обеспечению ликвидации ЧС.

Основные функции

Организует:

работу телефона горячей линии на базе территориального органа МЧС России;

привлечение для работы на телефоне горячей линии МЧС России специалистов других ведомств и организаций (по согласованию).

Осуществляет:

подготовку прогноза развития социально-психологической ситуации в районе ЧС;

учет пострадавших и погибших сотрудников МЧС России, находящихся в районе ЧС и членов их семей;

подготовку распорядительных документов на командирование сотрудников МЧС России в район ЧС;

контроль за ведением воспитательной работы среди личного состава МЧС России, участвующего в ликвидации последствий ЧС;

сбор сведений о сотрудниках МЧС России, проявивших героизм, мужество и высокий профессионализм при выполнении задач по спасению людей, имущества и ликвидации последствий ЧС, и подготовку предложений по их поощрению.

2.3.5.4. Группа применения сил и средств

Основные задачи

организация привлечения сил и средств МЧС России и РСЧС к ликвидации ЧС;

ведение учета сил и средств в зоне ЧС;

создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

координация совместных действий сил и средств МЧС России и РСЧС при ликвидации ЧС.

Основные функции

Организует:

взаимодействие с органами управления ФП и ТП РСЧС по привлечению сил и средств для ликвидации ЧС, наращиванию группировки и созданию резерва сил и средств;

взаимодействие и координацию совместных действий авиации МЧС России и авиации ФП и ТП РСЧС в районе ЧС;

взаимодействие по обеспечению базирования воздушных судов авиации МЧС России на аэродромах и площадках в районе ЧС;

контроль выполнения противопожарных мероприятий в местах дислокации сил и средств, задействованных в ликвидации ЧС, а также в пунктах временного размещения и пунктах выдачи гуманитарной помощи населению, пострадавшему от ЧС.

Осуществляет:

непрерывный контроль проведения АСДНР, анализ обстановки в районе ЧС и подготовку предложений по наращиванию группировки сил и средств ФП и ТП РСЧС, необходимой для проведения АСДНР;

контроль выдвижения и своевременного прибытия сил и средств ФП и ТП РСЧС в район ЧС;

обобщение сведений, представляемых от оперативных групп территориальных органов МЧС России (местных гарнизонов пожарной охраны);

проведение анализа эффективности и достаточности применения сил и средств ФП и ТП РСЧС в районе ЧС;

подготовку предложений по применению наукоемких технологий и современных образцов пожарно-спасательной техники к ликвидации ЧС;

подготовку предложений по составу сил авиации МЧС России, ФП и ТП РСЧС, ее применению на основе анализа масштаба и характера ЧС;

подготовку проектов распорядительных документов на применение авиации МЧС России и РСЧС;

учет работы воздушных судов РСЧС в районе ЧС;

сбор информации и анализ авиационного обеспечения сил МЧС России при ликвидации ЧС и выполнении аварийно-спасательных и специальных авиационных работ авиацией МЧС России;

подготовку доклада по итогам работы авиации МЧС России при ликвидации последствий ЧС;

подготовку сведений о реализации органами местного самоуправления мер пожарной безопасности в населенных пунктах, расположенных в зоне ЧС;

подготовку анализа полноты и качества выполнения контрольно-надзорных мероприятий по предупреждению ЧС.

2.3.5.5. Группа материально-технического и финансово-экономического обеспечения

Основные задачи

организация материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.

Основные функции

Организует:

привлечение материальных средств из резерва Министра МЧС России и контроль их использования;

взаимодействие с органами управления ФП и ТП РСЧС, а также организациями по использованию резервов материальных средств для ликвидации ЧС, а также по вопросам оценки состояния объектов инфраструктуры в зоне ЧС.

Осуществляет:

подготовку предложений по организации материально-технического обеспечения сил МЧС и РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС, и контроль их выполнения;

взаимодействие с ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления по организации питания и банно-прачечного обслуживания сил МЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС, населения, попавшего в зону ЧС;

взаимодействие с ФОИВ и ОИВ субъектов РФ по вопросам оценки состояния объектов инфраструктуры в зоне ЧС;

контроль за правомерным расходованием финансовых средств;

подготовку предложений для формирования и последующего уточнения предварительной сметы расходов на ликвидацию ЧС;

анализ данных о фактически произведенных расходах, подготовку предложений по определению источников финансирования возмещения расходов, произведенных при ликвидации ЧС;

контроль распределения и выдачи гуманитарной помощи пострадавшему населению;

контроль за организацией финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.

2.3.5.6. Группа представителей ФОИВ и ОИВ субъектов

Основные задачи

организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации при ликвидации ЧС.

Основные функции

Организует:

взаимодействие с Правительством РФ, ФОИВ и субъектами РФ по вопросам выделения финансовых средств из резервного фонда Правительства РФ;

подготовку предложений по номенклатуре материальных средств для их выпуска из государственного материального резерва материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшему населению.

Осуществляет

обобщение предложений ОШ ЛЧС, необходимых для вынесения на заседание КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации;

контроль за исполнением решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации;

подготовку предложений по номенклатуре необходимой гуманитарной помощи;

подготовку информации о количестве пострадавшего в ЧС населения, которому необходимо оказать помощь из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

подготовку информации о результатах выделения и доведения финансовых средств до потребителей;

подготовку запросов в Росрезерв по выпуску из государственного резерва материальных ценностей;

контроль за получением материальных ценностей из резервов;

обеспечение сбора первичных оправдательных документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на проведение мероприятий по ликвидации ЧС, и анализ произведенных расходов.

2.3.6. Порядок отработки документов ОШ ЛЧС при ликвидации ЧС

В соответствии с возложенными на ОШ ЛЧС задачами основными видами документов, отрабатываемых ОШ ЛЧС, являются:

планирующие (планы ликвидации ЧС, планы наращивания и вывода группировки сил и средств, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения, планы по видам обеспечения группировки сил и средств и др.);

распорядительные (приказы, указания и др.);

информационные (отрабатываются по формам, аналогичным отрабатываемым структурными подразделениями центрального аппарата, организациями и учреждениями МЧС России центрального подчинения при их работе в составе рабочей группы Правительственной КЧС и ОПБ);

отчетные (донесения о ходе ликвидации ЧС).

Распределение документов по группам ОШ ЛЧС определяется положением об ОШ ЛЧС. Временные сроки отработки и представления документов в вышестоящие органы управления, а также их формы определяются регламентирующими документами МЧС России.

III. Оперативная группа территориального органа МЧС России

3.1. Общие положения

Оперативную группу (далее - ОГ) регионального центра МЧС России возглавляет один из заместителей начальника регионального центра МЧС России (при возникновении ЧС регионального характера и выше - начальник регионального центра МЧС России).

ОГ главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации возглавляет один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (при возникновении ЧС муниципального характера и выше - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации).

3.2. Основные задачи ОГ территориального органа МЧС России

Основные задачи ОГ территориального органа МЧС России:

непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;

проведение оперативных расчетов и подготовка предложений для принятия решения руководителя работ по ликвидации ЧС на применение сил и средств РСЧС для ликвидации ЧС;

осуществление управления подчиненными силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС в соответствии с решениями руководителя работ по ликвидации ЧС;

координация действий сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС;

подготовка проектов распорядительных документов по ликвидации ЧС;

организация и поддержание устойчивого взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС;

обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (оперативной группы вышестоящего органа управления) в районе ЧС;

организация работы по информированию населения и взаимодействию со средствами массовой информации, создание выездного пресс-центра и обеспечение его функционирования;

ведение учета личного состава, вооружения, техники и других материальных средств в районе ЧС;

организация связи (в том числе видеоконференцсвязи) с вышестоящими органами управления и в районе ЧС;

обеспечение участия руководителя ликвидации ЧС в совещаниях (в том числе в режиме видеоконференцсвязи) под руководством вышестоящего органа управления;

осуществление контроля за выполнением принятых решений;

отработка информационных и отчетных документов по ликвидации ЧС и представление их в ОШ ЛЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России.

3.3. Организация работы ОГ территориального органа МЧС России

Структура, состав, задачи и организация работы ОГ территориального органа МЧС России регламентируются Положением о ней, утверждаемым приказом территориального органа МЧС России. Содержание Положения об ОГ территориального органа МЧС России должно соответствовать требованиям руководящих документов МЧС России по вопросам оперативного управления и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Содержание Положения об ОГ территориального органа МЧС России разрабатывается в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России.

В Положении об ОГ территориального органа МЧС России в обязательном порядке отражаются следующие основные вопросы:

задачи ОГ территориального органа МЧС России;

функции ОГ территориального органа МЧС России;

задачи и функции всех должностных лиц ОГ территориального органа МЧС России;

порядок комплектования ОГ территориального органа МЧС России (структурные подразделения территориального органа МЧС России и подчиненные организации (учреждения), ответственные за комплектование ОГ территориального органа МЧС России);

состав ОГ территориального органа МЧС России с указанием конкретных должностных лиц (должностей) территориального органа МЧС России и подчиненных организаций (учреждений), входящих в ее состав (с возможностью их замены);

структурное подразделение территориального органа МЧС России, ответственное за ведение Расчета личного состава ОГ территориального органа МЧС России;

порядок оповещения и сбора должностных лиц ОГ территориального органа МЧС России;

организация работы ОГ территориального органа МЧС России в различных режимах функционирования;

порядок взаимодействия автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОГ территориального органа МЧС России с АРМ ОШ ЛЧС и оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России;

перечень, формы и сроки представления донесений;

другие вопросы.

Расчет личного состава ОГ территориального органа МЧС России уточняется ежедневно и доводится до оперативной дежурной смены ЦУКС территориального органа МЧС России при смене.

Сбор и подготовка ОГ территориального органа МЧС России к убытию в район ЧС организуется при введении для полного состава сил режима "ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ" или "ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" на основании приказа руководителя территориального органа МЧС России о приведении территориального органа МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

Время готовности ОГ территориального органа МЧС России к выполнению задач <2> не должно превышать:

в рабочее время - тридцать минут;

в нерабочее время - два часа.

--------------------------------

<2> Под готовностью к выполнению задач понимается выполнение мероприятий по оповещению, сбору личного состава, его укомплектованию техническими средствами и имуществом, необходимым для выполнения задач по предназначению, уточнению задач (доведение приказов, распоряжений) и подготовке к убытию в район ЧС.

Решение об убытии ОГ территориального органа МЧС России в район ЧС принимается руководителем территориального органа МЧС России (или лицом, исполняющим его обязанности) исходя из складывающейся обстановки.

Командирование личного состава ОГ территориального органа МЧС России в район ЧС осуществляется в установленном порядке.

Доставка личного состава ОГ территориального органа МЧС России в район ЧС осуществляется любым видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, авиационным), в том числе и транспортными средствами подвижного пункта управления территориального органа МЧС России.

При убытии в район ЧС без использования подвижного пункта управления личным составом ОГ территориального органа вывозится минимальный комплект имущества, использование которого позволит выполнять возложенные на ОГ задачи до занятия соответствующих пунктов управления, а именно:

ноутбуки с возможностью выхода в сеть Интернет и объединением их в единую локальную сеть, укомплектованные справочными базами и формализованными документами, - на каждого члена ОГ;

носимые радиостанции УКВ-диапазона - на каждого члена ОГ;

сотовый телефон с сим-картами безлимитных тарифных планов не менее двух различных операторов сотовой связи;

телефон спутниковой связи;

личные вещи членов ОГ, в том числе единые рационы питания на одни сутки - на каждого члена ОГ.

Для обеспечения деятельности ОГ территориального органа МЧС России в районе ЧС оборудуется пункт управления, для которого могут использоваться административные здания, социально значимые и другие объекты по согласованию с соответствующими администрациями. Указанные объекты могут быть использованы при условии соответствия их требованиям к пунктам управления в системе МЧС России, а также обеспечения устойчивого управления силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

При отсутствии указанных объектов или при их значительном удалении от зоны ЧС для обеспечения деятельности личного состава ОГ территориального органа МЧС России используется подвижный пункт управления территориального органа МЧС России (далее - ППУ).

Для обеспечения деятельности оперативной группы регионального центра МЧС России в районе ЧС может использоваться ППУ главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Передвижение ППУ в район ЧС может осуществляться как своим ходом (маршем), так и перевозкой железнодорожным или авиационным транспортом в соответствии с приказом о совершении марша.

3.4. Состав ОГ территориального органа МЧС России

При осуществлении деятельности ОГ территориального органа МЧС России на ППУ территориального органа МЧС России она включает в свой состав до 25 человек и функционально подразделяется на три основных подгруппы:

управления;

связи;

обеспечения.

Состав подгруппы управления аналогичен составу оперативного штаба ликвидации ЧС территориального органа МЧС России (приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640 в редакции приказа МЧС России от 25.02.2013 N 123) и, как правило, включает в себя:

специалистов планирования и подготовки распорядительных документов;

специалистов мониторинга и защиты;

специалистов по применению сил и средств МЧС России и РСЧС (в том числе по координации деятельности психологов);

специалистов по материально-техническому и финансовому обеспечению ликвидации ЧС.

В состав подгруппы связи включаются специалисты, обеспечивающие бесперебойное функционирование комплексов средств связи и автоматизации, а также локальной вычислительной сети. Организация специальной связи осуществляется специалистами Федеральной службы охраны Российской Федерации в установленном порядке.

В состав подгруппы обеспечения, как правило, включаются:

водители транспортных средств ППУ;

специалисты по материально-техническому и тыловому обеспечению деятельности оперативной группы (специалисты ЦУКС);

специалисты медицинской службы;

специалисты пресс-службы;

дежурные по ППУ.

Количество специалистов по каждому направлению, привлекаемых к работе в составе оперативной группы на ППУ, определяется решением руководителя территориального органа МЧС России в соответствии со складывающейся обстановкой в зоне ЧС и прогнозом ее развития.

3.5. Порядок работы ОГ территориального органа МЧС России при ликвидации ЧС

Место размещения ОГ территориального органа в районе ЧС определяется заблаговременно, при проведении разведки района ЧС силами ОГ ЦУКС территориального органа МЧС или ОГ местного гарнизона пожарной охраны с учетом возможности обеспечения выполнения возложенных на ОГ территориального органа МЧС России задач.

В целях организации непрерывного управления при проведении АСДНР, а также обеспечения функционирования всех элементов пункта управления из состава подгрупп оперативной группы назначаются дежурные расчеты, включающие в свой состав специалистов по всем направлениям деятельности.

При прибытии в район ЧС руководитель ОГ территориального органа МЧС России организует развертывание АРМ дежурного расчета подгруппы управления и системы связи ОГ.

Время начала работы дежурного расчета подгруппы управления и развертывания системы связи ОГ с момента прибытия в район ЧС не должно превышать 30 минут.

Время развертывания остальных элементов, обеспечивающих деятельность ОГ в районе ЧС, определяется решением руководителя ОГ территориального органа МЧС России.

Специалисты ОГ территориальных органов МЧС России отрабатывают документы по формам, аналогичным документам ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России, и представляют их в ОШ ЛЧС через соответствующие АРМ ОДС ЦУКС территориального органа МЧС России.

Распределение документов по подгруппам ОГ определяется положением об ОГ. Временные сроки отработки и представления документов в вышестоящие органы управления, а также их формы определяются регламентирующими документами МЧС России. Отработанные документы специалисты ОГ представляют в ОШ ЛЧС через соответствующие АРМ ОДС ЦУКС территориального органа МЧС России.

Работа ОГ территориального органа МЧС России на АРМ пункта управления в районе ЧС организуется круглосуточно, посменно, для чего заблаговременно осуществляется расчет личного состава оперативной группы.

Оперативная группа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с оперативными группами взаимодействующих органов управления, дежурными сменами органов повседневного управления, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами ФОИВ, органами местного самоуправления и организациями, а также с силами и средствами вышестоящих органов управления МЧС России, участвующими в ликвидации последствий ЧС.

IV. ОГ местного гарнизона пожарной охраны

ОГ местного гарнизона пожарной охраны - нештатный орган управления, предназначенный для оперативного реагирования на пожары, ЧС и происшествия на территории муниципального района или иной территории, определенной соответствующим Расписанием выездов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

ОГ местного гарнизона пожарной охраны возглавляет должностное лицо местного гарнизона пожарной охраны, не исполняющее обязанности руководителя тушения пожара на его территории.

В состав ОГ местного гарнизона пожарной охраны включаются сотрудник государственного пожарного надзора или начальник (сотрудник, работник) подразделения пожарной охраны, а также водитель дежурного (служебного) автомобиля. Решением начальника местного гарнизона пожарной охраны с целью качественного выполнения возложенных задач в состав ОГ местного гарнизона пожарной охраны могут быть дополнительно включены должностные лица местного гарнизона пожарной охраны.

Основные задачи оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны:

проведение разведки, уточнение характера и общих масштабов пожара, ЧС или происшествия;

оценка обстановки в зоне ЧС и подготовка предложений по организации АСДНР;

организация взаимодействия с силами РСЧС и органа местного самоуправления, координация их действий по ликвидации ЧС (при возникновении ЧС) или принятию оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (при угрозе возникновения ЧС);

непрерывный сбор, анализ данных обстановки в зоне ЧС и их представление в оперативный штаб ликвидации ЧС и ЦУКС территориального органа МЧС России;

проведение оперативной фото- и видеосъемки, передача объективной информации в ЦУКС территориального органа МЧС России;

организация связи с вышестоящими органами управления, в том числе с использованием видеоконференцсвязи;

разведка места размещения ОГ территориального органа МЧС России и подвижного пункта управления в районе ЧС.

Решение на выдвижение оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны в район ЧС принимается старшим оперативным дежурным ЦУКС территориального органа МЧС России либо начальником территориального гарнизона пожарной охраны или начальником местного гарнизона пожарной охраны с последующим докладом старшему оперативному дежурному ЦУКС территориального органа МЧС России, при возникновении (угрозе возникновения) ЧС на территории муниципального района или другой территории, определенной Расписанием выездов.

Время готовности оперативной группы местного гарнизона пожарной охраны к выполнению задач не должно превышать:

в рабочее время - десять минут;

в нерабочее время - один час.

Оперативная группа заблаговременно укомплектовывается формализованными, информационными и справочными документами, позволяющими обеспечить принятие решения руководителя работ по ликвидации ЧС, в том числе:

проектами решений по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;

паспортами территорий соответствующих муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей;

расписанием выезда сил и средств гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - АСР);

документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР (планы тушения пожаров - в электронном виде);

позывными УКВ радиостанций ЦУКС, ДДС-01, пожарных частей гарнизона, отрядов федеральной противопожарной службы, пожарных автомобилей и должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

списками (планшетами) водоисточников;

нормативными документами (справочник руководителя тушения пожаров, методические рекомендации по тушению пожаров и проведению АСР на различных объектах, нормативно-техническая литература).

V. Особенности работы ОГ по контролю за обстановкой

Решением руководителей территориальных органов МЧС России из числа личного состава территориального органа МЧС России, подчиненных ему организаций (учреждений), подразделений местных гарнизонов пожарной охраны, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) и, в обязательном порядке, органов местного самоуправления могут назначаться оперативные группы по контролю за обстановкой:

в населенных пунктах (на объектах) - если одновременно возникло несколько ЧС в разных населенных пунктах (на объектах) или зона ЧС охватывает территорию нескольких населенных пунктов (объектов);

связанной с циклическими явлениями - для контроля за проведением превентивных мероприятий по предупреждению ЧС.

Задачи оперативных групп по контролю за обстановкой аналогичны задачам оперативных групп ЦУКС и, в соответствии с особенностями применения, могут выполняться по следующим направлениям:

при осуществлении контроля за подготовкой к паводкоопасному периоду:

контроль за подготовкой к паводкоопасному периоду, который осуществляется проверкой документов, готовности сил и средств, присутствием на заседаниях КЧС и ОПБ и других мероприятиях, а также проверкой реальности проведения указанных мероприятий;

контроль за прохождением паводка осуществляется непосредственно с практическим выходом ОГ на затороопасные и подтопляемые районы с целью организации работы на месте;

контроль за состоянием гидротехнических сооружений (далее - ГТС) осуществляется проверкой документов и реальной проверкой готовности ГТС к паводкоопасному периоду;

контроль за проведением взрывных работ осуществляется в районах проведения подрывов льда, проверяется документация, соблюдение требований безопасности при проведении взрывных работ, организация оцепления, порядок хранения и учета взрывчатых веществ (далее - ВВ) в районе проведения работ, организация доставки взрывчатых веществ со складов с составлением акта выполненных работ;

контроль за проведением работ по распиловке льда осуществляется в районе проведения практических работ, проверяется документация, обеспеченность подразделений материально-техническими средствами для проведения работ, реальность выполнения работ по распиловке льда, составляется акт выполненных работ;

контроль за чернением льда осуществляется реальным выездом в район проведения работ, осуществляется осмотр участка чернения льда, составляется акт выполненных работ;

контроль за проведением очистки русел рек осуществляется проверкой документов и реальности проводимых мероприятий;

контроль за берегоукрепляющими работами осуществляется проверкой документов и реальности проводимых работ.

Задачи оперативных групп по контролю за паводкоопасной обстановкой дополнительно включают в себя:

уточнение прогноза развития неблагоприятной паводковой обстановки;

контроль доведения информации до населения по всем имеющимся каналам;

контроль за проведением мероприятий по снижению возможных последствий подтопления (затопления);

контроль за проведением мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;

анализ достаточности привлекаемых сил и средств, направленных на снижение возможных рисков, для первоочередного жизнеобеспечения населения и проведения аварийно-восстановительных работ;

порядок организации управления, взаимодействия, связи, материально-технического обеспечения.

Работа ОГ в пожароопасный период осуществляется по следующим направлениям:

контроль за подготовкой к пожароопасному периоду осуществляется проверкой документов, готовности сил и средств, присутствием на заседаниях КЧС и ОПБ и других мероприятиях, проверкой реальности проводимых мероприятий;

контроль за противопожарным обустройством лесов, которое включает:

строительство дорог противопожарного назначения;

реконструкцию дорог противопожарного назначения;

содержание дорог противопожарного назначения;

устройство противопожарных минерализованных полос, барьеров;

уход за противопожарными минерализованными полосами, барьерами;

профилактические контролируемые выжигания;

ведение наземной разведки;

ведение воздушной разведки;

проверка возникающих термических точек;

контроль за организацией работ по тушению пожаров;

контроль за готовностью населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров.

Контроль за противопожарным обустройством лесов осуществляется в районе проведения практических работ, при этом проверяется:

документация;

обеспеченность материально-техническими средствами для проведения работ;

реальность выполнения работ;

состояние дорог противопожарного назначения;

состояние противопожарных минерализованных полос, барьеров;

наличие акта выполненных работ.

В состав оперативных групп по контролю за обстановкой, как правило, включаются:

старший оперативной группы - 1 человек;

помощник старшего оперативной группы (специалист по организации взаимодействия, связи и передачи данных) - 1 человек;

представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (по согласованию);

водитель автомобиля оперативной группы - 1 человек.

Оперативная группа по контролю за обстановкой укомплектовывается:

легковым автомобилем;

сотовым телефоном с функцией передачи ММС-сообщений;

носимыми радиостанциями УКВ-диапазона - на каждого члена оперативной группы;

фотоаппаратом (видеокамерой);

ноутбуком с выходом в сеть Интернет;

папкой с руководящими и справочными документами оперативной группы.

Работа оперативных групп по контролю за обстановкой, связанной с циклическими явлениями, организуется в соответствии с утвержденным планом и на основании плана-задания.

Работа оперативных групп по контролю за обстановкой в населенных пунктах (объектах) может осуществляться на основании устных указаний (распоряжений) руководителя территориального органа МЧС России или его заместителя.

Документы, отрабатываемые и представляемые оперативными группами по контролю за обстановкой, аналогичны документам оперативной группы ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте