Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (утв. МЧС России 16.02.2010, МВД России 19.02.2010, ФСБ России 16.03.2010)

Утверждаю
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
16 февраля 2010 г.
С.К.ШОЙГУ
Министр внутренних дел
Российской Федерации
19 февраля 2010 г.
Р.Г.НУРГАЛИЕВ
Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
16 марта 2010 г.
А.В.БОРТНИКОВ
КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Объекты защиты - административные центры субъектов Российской Федерации и другие населенные пункты, в которых находятся объекты с массовым пребыванием людей, а также критически важные объекты.
Кризисные ситуации - обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического характера, определенные в статье 3 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Орган повседневного управления - структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий.
Критически важные объекты - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.
Безопасность информации - состояние защищенности информации от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации.
Информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые субъектами инновационной деятельности в соответствии с установленными правилами.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения разработана на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1027-1 "О милиции", Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму", пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом".
Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее - Комплексная система) создается на объектах защиты, а также при проведении общественно-политических мероприятий для информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами администраций объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористических комиссий координационных органов и органов управления РСЧС и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в интересах предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем.
На период подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года Комплексная система включается в состав комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, контроля г. Сочи, олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование.
3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Область применения Комплексной системы должна соответствовать задачам, функциям и полномочиям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в области предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка.
Создание системы должно носить комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом.
4. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Целью создания Комплексной системы является обеспечение безопасности объектов защиты путем снижения вероятности реализации угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера за счет:
- предотвращения кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;
- эффективного мониторинга текущей обстановки и представления информации для действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц администраций объектов, обеспечивающей своевременность принятия управленческих решений.
Назначение Комплексной системы:
- предоставление текущей информации о состоянии защищенности объектов защиты службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей (в пределах их компетенции) и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации;
- обеспечение аналитической и управленческой деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в рамках решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;
- обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения.
5. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
При создании Комплексной системы должны быть обеспечены:
- разработка технических регламентов (условий) на оснащение объектов защиты (и их элементов) техническими средствами обеспечения безопасности и контроля, а также инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения (далее - средства обеспечения безопасности и контроля);
- возможность мониторинга состояния безопасности объектов защиты (их элементов), а также перемещения лиц и транспорта на объектах защиты;
- автоматизация процесса сбора и передачи информации мониторинга с объектов защиты (их элементов) к службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации;
- возможность сбора и передачи информации от уже существующих и разрабатываемых средств обеспечения безопасности и контроля объектов защиты (например "ОКСИОН", "Безопасный город" и другие);
- возможность сбора и передачи информации к службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации от автоматизированных систем государственных, местных органов власти и иных об экологической, сейсмической и другой обстановке;
- возможность обмена информацией между службами (включая ситуационные центры) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации при решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения как на двусторонней, так и многосторонней основе;
- разработка единых требований к паспорту антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств и обеспечение их совместимости с аппаратно-программными комплексами оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.
Должны быть реализованы механизмы автоматизированного контроля, анализа информации мониторинга, прогнозирования ситуаций, инвариантной реакции на ситуации применительно к задачам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.
Должно быть обеспечено оповещение и информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших кризисных ситуациях, в том числе чрезвычайных ситуациях и пожарах, объявлении контртеррористической операции и введении соответствующего правового режима, террористических угрозах, по вопросам обеспечения охраны общественного порядка, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Комплексная система строится по территориально-распределенному принципу и состоит из единого пункта управления, транспортной сети, а также мест сбора, обработки и анализа информации, размещенных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрациях объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации с учетом их задач, функций и полномочий.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Комплексная система должна быть реализована в защищенном исполнении и обеспечивать защиту сведений, содержащих государственную тайну.
Безопасность информации, содержащейся в Комплексной системе, достигается путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами ФСБ России и ФСТЭК России в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам. Информация, содержащая персональные данные, должна защищаться в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Должна быть обеспечена целостность и доступность информационных ресурсов.
Обмен по каналам связи электронными документами в территориально распределенной системе должен поддерживаться процедурами идентификации и аутентификации пользователей.
Механизмы подтверждения подлинности взаимодействующих сторон, обеспечивающие защиту электронных документов при внутриведомственном и межведомственном взаимодействии, должны реализовываться с использованием государственных удостоверяющих центров.
Используемые при построении Комплексной системы программно-аппаратные средства, средства криптографической защиты информации, антивирусные средства, межсетевые экраны, средства обнаружения компьютерных атак, телекоммуникационное оборудование должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Средства антивирусной защиты должны обеспечивать защиту от известных вирусов и реализацию механизма защиты от неизвестных вирусов, контроль целостности программных средств и данных, защиту мест хранения программных средств и данных, изоляцию инфицированных объектов, а также обновление баз данных вирусных описаний.
Требования по обеспечению безопасности информации уточняются и согласовываются на основе утвержденной модели угроз (нарушителя) и окончательно формулируются в специальном техническом задании.
7. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Комплексная система разрабатывается и реализуется в рамках федеральной целевой программы или иной программы соответствующего уровня и финансирования, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Создание пилотной зоны Комплексной системы в г. Санкт-Петербург - 2009 год.
2. Создание Комплексной системы в центрах субъектов Российской Федерации и г. Сочи - 2010 - 2015 годы.
3. Создание Комплексной системы в городах, численность населения которых свыше 50 тыс. человек - 2015 - 2020 годы.
9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание Комплексной системы в административных центрах и других населенных пунктах субъектов Российской Федерации общей численностью свыше 50 тыс. человек, в которых находятся объекты с массовым пребыванием людей, а также критически важные объекты, повысит уровень информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрациями объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации в интересах предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка и должно позволить:
- обеспечить безопасность (жизнедеятельности) объектов защиты, инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
- обеспечить совместимость существующих и создаваемых информационных и технических систем для повышения эффективности управления в области безопасности жизнедеятельности населения;
- повысить эффективность контроля за объектами с массовым пребыванием людей, а также критически важными объектами;
- повысить эффективность решения задач территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также администрацией объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористическими комиссиями, оперативными штабами в субъектах Российской Федерации по защите от угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;
- повысить эффективность мероприятий по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
- снизить гибель людей в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, на водных объектах - не менее 3%;
- снизить количество людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, на водных объектах - не менее 4%.
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                                        ┌───────────────────────────────────┐
                                        │    Центр управления в кризисных   │<─────────────────#
                  ┌───────────────────//┤              ситуациях            │<────#            │
                  │                     │ ┌───────────────────────────────┐ │<──* │            │
                  │                     └─┤    Пункт управления КСОБ ЖДН  ├─┘<┐ │ │            │
                  │                       └───────────────────────────────┘  // │ │            │
                  \/                    ┌───────────────────────────────────┐ │ │ │            │
┌───────────────────────────────┐       │Городской мониторинговый центр     │ │ │ │            │
│Информационный центр ОКСИОН    │       │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ │ │            │
│(ПУОН, ПИОН)                   ├//─────┼>│        Городской центр        ├─┼─┤ │ │            \/
└───────────────────────────────┘       │ │        видеонаблюдения        │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐
┌───────────────────────────────┐       │ └───────────────────────────────┘ │ │ ├─┼>│   Ситуационный центр    │
│Системы экстренной связи       │       │ ┌───────────────────────────────┐ │ ├─┼─┼>│   субъекта Российской   │
│ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ├*──────┼>│  Служба обработки экстренных  │<┼─┼─┤ │ │        Федерации        │
│ │Система экстренного вызова   │       │ │         вызовов "112"         │ │ │ │ │ └─────────────────────────┘
│   "Гражданин - Милиция"     │ │       │ └───────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐
│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │       │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ ├─┼>│      Ведомственные      │
│ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │  <────┼>│   Центр управления доступом   │<┼─┼─┼─┘ │   ситуационные центры   │
│ │Телефонные и электронные     │  │    │ └───────────────────────────────┘ │ ├─┼──>│(ГУВД, УФСБ, УФСО, УФСКН)│
│  обращения граждан          │ │  │    │ ┌───────────────────────────────┐ │ │ │   └─────────────────────────┘
│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │  │    │ │     Локальный узел систем     │<┼─┼─┤   ┌─────────────────────────┐
└───────────────────────────────┘  ├────┼>│     мониторинга объектов      │ │ │ │   │Оперативные ведомственные│
┌───────────────────────────────┐  │    │ └───────────────────────────────┘ │ │ └──>│         службы          │
│    Системы видеонаблюдения    │  │    │                /\                 │ └────>│ ("01", "02", "03, "04", │
│  (городская и ведомственные)  │<─#    └────────────────┼──────────────────┘       │      "Антитеррор")      │
└───────────────────────────────┘                        │                          └─────────────────────────┘
                                                         *
┌────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────┐
│Локальные системы безопасности объектов                                    │
│┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐│
│     Системы     │      Системы     │     Поисковые и  │  Системы контроля││
││    охранно-      │  экстренного     │  навигационные   │    доступа      │
│     пожарных    │      вызова и    │  системы, системы│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘│
││  сигнализаций    │   тревожных      │    слежения      ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐│┌────────────────────────────────┐
│                 │    сигнализаций  │     (мобильные   │   Автоматические  ││ #─────── тематические данные   │
││                  │   (КВМ, КТС)     │    объекты)      │    установки   │││                                │
│                 │                  │                  │   пожаротушения   ││          оперативная информация│
│└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘││ *─────── (экстренные вызовы,   │
│┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐││          сигналы тревог        │
│              Системы контроля и мониторинга состояния объектов            ││                                │
│└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘││ //────── цифровые видеопотоки  │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘└────────────────────────────────┘

Еще документы:

(принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4)
(одобрена решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010, протокол N 16)