"Концепция реализации пилотного проекта по непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований"

Посмотреть комментарии и ближайшие изменения к документу.
Ссылка откроется в вашей учетной записи. Если у вас еще нет доступа в систему, вы сможете бесплатно оформить его на 2 дня.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

КОНЦЕПЦИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МОНИТОРИНГУ

ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ТРЕБОВАНИЙ

I. Общие положения

Цель пилотного проекта - организация системы, позволяющей Федеральной службе по надзору в сфере транспорта дистанционно, без взаимодействия с предприятиями водного транспорта (предприятия/субъекты надзора) осуществлять непрерывный мониторинг исполнения субъектами надзора обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации при осуществлении организациями хозяйственной деятельности, а также изучения возможности и целесообразности перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов надзора в области водного транспорта.

Непрерывный мониторинг - постоянное (систематическое) опосредованное получение информации об исполнении субъектами надзора обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры водного транспорта.

Для целей непрерывного мониторинга информация об исполнении субъектами надзора обязательных требований, поступающая в Ространснадзор в рамках норм, предусмотренных действующим законодательством, а также представляемая субъектами надзора в рамках самодекларирования, используется для наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора, выявления предпосылок нарушения обязательных требований и установленных параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в целях превентивного устранения возможных нарушений.

Пилотный проект по непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований планируется провести в период с 2019 по 2020 год параллельно и независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных действующим законодательством.

II. Порядок проведения непрерывного мониторинга

Участие в пилотном проекте по непрерывному мониторингу имеет добровольный характер. Принять участие в проекте может любой субъект надзора, осуществляющий деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.

Для целей непрерывного мониторинга между Ространснадзором и субъектами надзора заключается соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого субъект надзора представляет информацию о выполнении обязательных требований по видам деятельности, осуществляемым предприятием (далее - представление декларации исполнения обязательных требований/самодекларирование).

Самодекларирование осуществляется в электронном виде в личном кабинете субъекта надзора, созданном в Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора), посредством направления результатов самостоятельной оценки исполнения обязательных требований в автоматизированную систему управления рисками (СУР) ЕИАС Ространснадзора.

Самодекларированию предшествует этап самооценки исполнения субъектом надзора обязательных требований.

В свою очередь модуль самооценки состоит из двух сервисов:

- сервис тестовой самооценки;

- сервис самооценки с последующим декларированием.

Сервис тестовой самооценки размещен на официальном интернет сайте Ространснадзора http://rostransnadzor.ru и предназначен для самостоятельной оценки субъектом надзора исполнения применимых к нему обязательных требований, в целях выявления имеющихся недостатков и самостоятельного принятия мер по их устранению.

Тестовая самооценка осуществляется посредством заполнения в электронном виде опросных листов, содержащих информацию об исполнении обязательных требований. Перечень обязательных требований для каждого субъекта надзора формируется в ЕИАС Ространснадзора автоматически, с учетом осуществляемых субъектом надзора видов деятельности.

При проведении тестовой самооценки идентификация субъекта надзора не осуществляется, информация о результатах самооценки в ЕИАС Ространснадзора не направляется. Тестовая самооценка, носящая обезличенный характер, служит для подготовки к самооценке в личном кабинете субъекта надзора с последующим декларированием исполнения обязательных требований. Самостоятельное устранение недостатков до проведения Ространснадзором контрольно-надзорных мероприятий направлено на повышение безопасности на транспорте посредством предупреждения и превентивное устранения возможных нарушений.

Количество проведения субъектом надзора тестовых самооценок неограниченно.

Сервис самооценки с последующим декларированием аналогичен сервису тестовой самооценки, находится в личном кабинете субъекта надзора.

Доступ субъекта надзора в личный кабинет и работа в личном кабинете осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе IV настоящей Концепции.

Сервис предназначен для самостоятельной оценки идентифицированным субъектом надзора исполнения обязательных требований с последующим направлением результатов самооценки в автоматизированную систему управления рисками ЕИАС Ространснадзора и декларированием исполнения обязательных требований.

Направление в СУР ЕИАС Ространснадзора декларации свидетельствует об исполнении субъектом надзора применимых к его видам деятельности обязательных требований и о принятии субъектом надзора необходимых мер для обеспечения безопасности своих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Декларирование исполнения обязательных требований возможно только при положительном результате прохождения самооценки в личном кабинете.

Представление при декларировании заведомо недостоверной информации не влечет никакой ответственности субъекта надзора, однако будет свидетельствовать о его недобросовестности.

На период проведения пилотного проекта по непрерывному мониторингу исполнения обязательных требований периодичность самодекларирования составляет один раз в 6 месяцев.

В дальнейшем, при принятии решения о целесообразности использования при осуществлении транспортного надзора данной формы надзора - "непрерывный мониторинг", периодичность самодекларирования может устанавливаться с учетом отнесения деятельности субъекта надзора к одной их категории риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре", например:

предприятия высокого риска - самодекларирование ежеквартально;

значительного риска - раз в 6 месяцев;

среднего риска - один раз в год;

низкого риска - один раз в год.

При проведении непрерывного мониторинга Ространснадзором, помимо проведения анализа информации, представляемой субъектом надзора при самодекларировании, рассматривается также иная информация, полученная в рамках межведомственного информационного взаимодействия (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем), а также сведения от средств фото-видео фиксации, датчиков и приборов, установленных на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, и предназначенных для дистанционного мониторинга соблюдения установленных параметров деятельности, а также фиксации нарушений (при наличии обязательных требований об их установке и передаче информации).

Под средствами фото-видео фиксации, датчиками и приборами подразумеваются средства видеонаблюдения, в том числе управляемые средства видеонаблюдения, осуществляющие фото- и (или) видеосъемку, фиксирование установленных параметров деятельности и фиксацию нарушений обязательных требований с передачей фото- и (или) видеоизображений, информации о параметрах деятельности и нарушениях в государственные информационные системы, без возможности в таких государственных информационных системах внесения изменений в зафиксированное изображение/данные.

Передача информации от приборов, датчиков, средств фото-видео фиксации, осуществляется непрерывно в соответствии с целями мониторинга, с учетом наступления нарушений, установленных параметров деятельности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры субъекта надзора.

При выявлении в ходе непрерывного мониторинга нарушений или признаков нарушений обязательных требований и/или установленных параметров деятельности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры субъекта надзора, в субъект надзора направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Непринятие субъектом надзора мер по устранению изложенных в предостережении нарушений/признаках нарушений обязательных требований и/или параметров деятельности субъекта надзора, которые определены Минтрансом России в качестве индикаторов риска нарушения обязательных требований в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, может являться основанием для проведения внеплановой проверки.

III. Результаты непрерывного мониторинга

При положительных результатах мониторинга предполагается рассмотреть целесообразность перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов надзора водного транспорта.

Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, в частности в положение о Федеральном государственном транспортном надзоре, предусматривающих проведение такого вида надзора.

В проекте Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрена форма государственного контроля (надзора) - "мониторинг".

Текст проектов изменений в нормативные правовые акты предполагается подготовить в период проведения пилотного проекта, в рамках мероприятий "регуляторной гильотины" до 2021 года.

Система непрерывного мониторинга позволит:

отказаться от проведения плановых проверок в отношении предприятий водного транспорта;

снизить административную нагрузку на бизнес, заменив выездные проверки дистанционным взаимодействием с поднадзорными субъектами;

снизить финансовые и материальные затраты Ространснадзора, связанные с проведением выездных плановых проверок;

наладить систему заблаговременного выявления признаков возможных нарушений обязательных требований, следствием которых могут стать аварийные ситуации на водном транспорте;

создать систему принятия мер профилактического характера по предупреждению нарушений.

IV. Вход и работа в личном кабинете

Вход в личный кабинет

Личный кабинет субъекта надзора является модулем Единой информационной автоматизированной системы Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора).

Для входа в личный кабинет субъект надзора использует логин и пароль, полученные при регистрации в федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по адресу https://www.gosuslugi.ru (далее - единый портал госуслуг).

Вход в личный кабинет может осуществляться руководителем организации и/или сотрудником организации, имеющим полномочия действовать от имени организации и зарегистрированный в профиле организации на едином портале госуслуг.

Для входа в личный кабинет необходимо на интернет сайте Ространснадзора по адресу http://rostransnadzor.ru в разделе "Пилотный проект - Непрерывный мониторинг" выбрать вкладку "Войти в личный кабинет" и ввести логин и пароль, полученные при регистрации на едином портале госуслуг.

В случае успешной авторизации будет осуществлен вход в личный кабинет субъекта надзора в ЕИАС Ространснадзора.

В личном кабинете представлена следующая информация:

1. Общая информация об организации (поступает из зарегистрированных государственных информационных систем в автоматическом режиме без взаимодействия с субъектом надзора);

2. Виды осуществляемой организацией деятельности;

3. Перечень объектов, являющихся предметом надзора;

4. Наличие разрешительных документов (при осуществлении видов деятельности, на которые требуется получение разрешительных документов);

5. Результаты проведенных в отношении субъекта надзора проверок, выявленных нарушениях, наложенных административных штрафах и т.д.;

6. Информация о присвоенной категории риска;

7. Информация о поступлении сведений о возможном несоблюдении субъектом надзора обязательных требований и/или нарушениях по вопросам безопасности на транспорте;

8. О планируемых проверках в отношении субъекта надзора;

9. Иная информация.

Также доступны следующие сервисы:

1. Профилирование субъекта надзора (перечень видов деятельности субъекта - загружен автоматически из ЕИАС Ространснадзора). Уточнение осуществляемых видов деятельности может быть осуществлено субъектом надзора самостоятельно перед началом проведения самооценки в целях получения полного перечня применимых обязательных требований.

2. Самооценка.

3. Самодекларирование.

Самооценка

Сервис самооценки предназначен для самостоятельной оценки субъектом надзора выполнения применимых к нему обязательных требований, в целях выявления имеющихся недостатков и самостоятельного принятия мер, направленных на их устранение. Самостоятельное устранение недостатков, до проведения Ространснадзором контрольно-надзорных мероприятий направлено на повышение безопасности на транспорте посредством предупреждения и устранения возможных нарушений.

Сервис самооценки функционирует следующим образом:

При выборе субъектом надзора в личном кабинете вкладки "Самооценка", ему будет предложено выбрать виды осуществляемой предприятием деятельности (профилирование). Лист самооценки с перечнем применимых обязательных требований (далее - лист самооценки) будет сформирована ЕИАС Ространснадзора автоматически, с учетом проведенного профилирования.

По результатам заполнения листа самооценки ЕИАС Ространснадзора в автоматическом режиме будет проведена оценка степени соответствия субъекта надзора обязательным требованиям.

В личный кабинет субъекта надзора будет направлен сформированный результат самооценки.

Если по результатам самооценки будет выявлено, что отдельные обязательные требования не выполнены, субъекту надзора будет представлена информация о необходимости принятия мер по устранению нарушения.

Самодекларирование является продолжением сервиса самооценки.

По итогам самооценки субъектом надзора направляется в ЕИАС Ространснадзора сведения о результатах оценки в статусе декларации о выполнении субъектом надзора обязательных требований (далее - Декларация соответствия).

ЕИАС Ространснадзора проводит автоматизированное сопоставление сведений из Декларации соответствия с результатами контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ранее в отношении данного субъекта надзора, а также информации и данных, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, а также сведения от средств фото-видео фиксации, датчиков и приборов, установленных на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, и предназначенных для дистанционного мониторинга соблюдения установленных параметров деятельности, а также фиксации нарушений (при наличии обязательных требований об их установке и передаче информации).

При проведении указанного сопоставления ЕИАС Ространснадзора в автоматическом режиме будут выявляться признаки нарушений обязательных требований и/или параметров деятельности субъекта надзора, определенные Минтрансом России в качестве индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые будут учитываться при присвоении субъекту надзора категории риска.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Еще документы:
Публикации: