"Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом"

Посмотреть комментарии и ближайшие изменения к документу.
Ссылка откроется в вашей учетной записи. Если у вас еще нет доступа в систему, вы сможете бесплатно оформить его на 2 дня.

Утверждаю

Министр иностранных дел

Российской Федерации

С.В.ЛАВРОВ

27 марта 2014 года

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССОТРУДНИЧЕСТВА ЗА РУБЕЖОМ

I. Общие положения

Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (далее - Концепция) призвана способствовать реализации приоритетов внешней политики России, направленных на укрепление положительного образа страны в мире, "соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества", повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования и социально-экономического развития страны в целом.

Настоящая Концепция разработана в целях систематизации и организации практической деятельности для реализации Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) (далее - Россотрудничество) первоочередных задач, призванных способствовать продвижению российского образования на базе зарубежных представительств Россотрудничества.

Правовой основой реализации Концепции являются: Конституция Российской Федерации; Концепция внешней политики Российской Федерации (февраль, 2013 г.); Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. (декабрь, 2008 г.); Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (октябрь, 2002 г.); постановление Правительства Российской Федерации N 891 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (октябрь, 2013 г.); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы; Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (июнь, 2007 г.).

Концепция также учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 476 "Вопросы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству", закрепившего за Россотрудничеством дополнительные функции оператора национальной политики содействия международному развитию и потенциал национальных представительств за рубежом, в том числе в части увеличения их числа, прежде всего, в странах СНГ, и их кадрового и инфраструктурного обеспечения.

В Концепции приняты следующие понятия:

Интернационализация образования - процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений в цели, функции и процессы высшего образования <1>.

--------------------------------

<1> J. Knight. Higher Education Crossing Borders International Encyclopedia of Education 3rd Edition. Oxford: UK Elsevier Publisher.

Продвижение образования - системная деятельность, состоящая из средств воздействия (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда (паблисити), личная продажа) <2>, направленная на формирование и стимулирование интереса к образованию и предусматривающая в этих целях реализацию ориентированных мероприятий.

--------------------------------

<2> Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд. "Прогресс", 1991.

Объединения иностранных выпускников - организационно оформленные национальные или международные объединения выпускников образовательных организаций, обеспечивающие поддержку и взаимодействие с иностранными выпускниками национальных образовательных организаций в целях делового, научного и культурного сотрудничества принимающей страны с зарубежными странами <3>.

--------------------------------

<3> Сформировано на основе материалов Справочника национальных объединений выпускников российских (советских) учебных заведений.

Трансграничное образование или транснациональное высшее образование - процесс, выражающийся в трансграничной (пересекающей юридические установленные государственные границы) мобильности всех участников научно-образовательного процесса (студентов, преподавателей, ученых), образовательных программ, поставщиков образовательных услуг (образовательных и новых некоммерческих организаций), совместных академических проектов. Трансграничное образование отличается от "внутренней интернационализации", осуществляющейся в рамках страны через набор иностранных студентов, приглашение иностранных преподавателей, включение в учебные планы и программы дополнительного образования учебных курсов на иностранных языках, участие в международных научно-образовательных проектах и т.д. Трансграничное образование реализуется, в том числе, в виде франчайзинга; валидации/аккредитации зарубежного университета; программ совместных дипломов; корпоративных университетов, международных и оффшоринговых институтов; зарубежных филиалов образовательных учреждений; дистанционного обучения <4>.

--------------------------------

<4> Internationalisation and Trade in Higher Education. Opportunities and challenges. OECD. 2004.

II. Современное состояние трансграничного образования

в России и роль Россотрудничества и его зарубежных

представительств в деле продвижения российского

образования за рубежом

Одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом является система образования, прежде всего, высшего и послевузовского профессионального образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан.

Развитые и развивающиеся страны принимают и реализуют стратегии интернационализации образования, что приводит к росту практик интернационализации и развитию трансграничного образования в мире в целом. Ежегодно растет количество студентов, уезжающих из своих стран с целью продолжить образование за рубежом. По данным ОЭСР, число обучающихся за пределами своей страны, утроилось за последние два десятилетия, увеличившись с 1,3 млн. в 1990 г. до 4,3 млн. в 2011 году <5>. Продолжается рост прямых иностранных инвестиций от колледжей и университетов, наращивающих свое глобальное присутствие посредством создания интернациональных филиалов-кампусов, исследовательских лабораторий и информационных офисов <6>, многочисленных научно-исследовательских партнерств, проектов на обслуживание, а также межфакультетских обменов, организуемых университетами <7>.

--------------------------------

<5> Education at a Glance 2013. Paris: OECD, 2013. P.308.

<6> Lane J.E. Higher Education and Economic Competitiveness//Colleges and Universities as Economic Drivers: Measuring and Building Success/J.E. Lane, D.B. Johnstone (eds.). Albany, NY: SUNY Press, 2012. Цит. по: Императивы интернационализации/Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос. 2013. С. 140.

<7> Лейн Дж.Е. Интернационализация высшего образования: краткий обзор правительственных целей и стратегий//Императивы интернационализации/Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос. 2013. С. 140.

Опыт зарубежных стран (в частности, стран - членов ОЭСР: Австралии, Великобритании, Германии, США, Франции), использующих потенциал национального образования для укрепления общего имиджа государства, доказывает эффективность государственных инвестиций в поддержку и продвижение национальных систем образования за рубежом.

Российское высшее образование также располагает существенными возможностями более глубокой интеграции в глобальное пространство высшего образования, в том числе благодаря новым приоритетам государственной политики Российской Федерации. В данном направлении предпринимаются определенные усилия: в июле 2013 г. 15 ведущих российских образовательных организаций получили государственную поддержку на обеспечение вхождения их в ведущие мировые рейтинги, что является одним из инструментов повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Средства, полученные данными образовательными организациями по итогам конкурса, будут направлены на наращивание их исследовательского потенциала, привлечение иностранных студентов и преподавателей, изменение системы управления образовательной организацией, продвижение отечественного образования на глобальном рынке <8>.

--------------------------------

<8> РИА Новости http://ria.ru/society/20130708/948407529.html?utm_source=fbl#ixzz2Zs3wG5B8.

Результатом этой и других мер стало увеличение доли страны на международном рынке образовательных услуг с 2% в 2007 г. до 4% в 2011 г. <9>; увеличение количества иностранных студентов, проходящих обучение в российских образовательных организациях (с 93742 чел. в 2006/2007 гг. до 108084 чел. в 2009/2010 гг.) <10>. Планируется, что к 2015 г. Россия должна обеспечить обучение в российских образовательных организациях не менее 5% иностранных студентов <11>, отправив, в свою очередь, не менее 6% российских студентов на обучение за рубеж <12>.

--------------------------------

<9> Education at a Glance 2013. Paris: OECD, 2013.

<10> Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сборник. Выпуск 8/Минобрнауки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2011.

<11> Постановление N 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров".

<12> Государственная программа развития образования 2013 - 2020 гг.

Ключевой задачей развития для российских образовательных организаций становится повышение уровня конкурентоспособности, открытости <13> и укрепление репутации на национальном и международном уровнях <14>.

--------------------------------

<13> van Vught F.A., Westerheijden D.F. Multidimensional Ranking: a new transparency tool for higher education and research//Higher Education Management and Policy. 2010. Vol. 22/3.

<14> Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for the World-class Excellence. New York: Palgrave Macmillan, 2011. Chapter 1.

Возможности экспорта российского образования существенно ограничиваются тем, что отсутствует единый координирующий центр, способный оказать поддержку российским организациям в продвижении своих научно-образовательных услуг за рубежом.

Данный фактор обусловил необходимость активизации деятельности Россотрудничества как основного государственного института, реализующего важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление "мягкой силы" и международного престижа России, в сфере продвижения и закрепления позиций российского образования и русского языка за рубежом, что потребовало переосмысления целевой аудитории его мероприятий с учетом новых приоритетов работы, выработки новой системы взаимодействия с внешними партнерами в странах своего присутствия <15>.

--------------------------------

<15> К референтным группам относятся: национальные правительства; национальные профильные ведомства и институты; учащиеся школ; выпускники школ; учителя школ; абитуриенты; профессиональные сообщества (представители университетов, исследовательских центров и центров превосходства, экспертного сообщества); бизнес-сообщество (представители транснациональных, государственных корпораций, крупных и средних национальных предприятий); общественные организации и объединения (представители некоммерческих и негосударственных организаций); средства массовой информации (национальные, международные, глобальные).

Представительства Россотрудничества за рубежом имеют сложившиеся устойчивые связи с перспективными партнерами в странах присутствия, располагают необходимым потенциалом для улучшения образа России в мире через развитие гуманитарного сотрудничества в целом и продвижение российского образования в частности, в том числе в контексте деятельности по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Для реализации основных функций в рамках деятельности по укреплению позиций российского образования и науки за рубежом представительства Россотрудничества:

- содействуют продвижению российских образовательных программ и научно-инновационных проектов российских университетов за рубежом, в том числе с использованием дистанционных коммуникативных технологий;

- содействуют развитию партнерских связей между российскими и зарубежными образовательными организациями;

- содействуют привлечению ведущих ученых, в том числе из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в российские образовательные и научные организации;

- проводят выставочно-презентационные мероприятия на базе российских центров науки и культуры за рубежом;

- содействуют привлечению российских образовательных и научных организаций к участию в крупных международных рекламно-выставочных мероприятиях за рубежом, в том числе с организацией единых российских стендов в рамках таких мероприятий;

- тесно взаимодействуют с ассоциациями выпускников российских (советских) образовательных организаций за рубежом;

- организуют мероприятия, направленные на:

- выявление талантливой иностранной молодежи, желающей получить высшее образование в России, в том числе из числа соотечественников, проживающих за рубежом;

- отбор кандидатов из числа иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в российские образовательные организации высшего образования за счет средств федерального бюджета;

- поддержку российских образовательных организаций в проведении набора иностранных граждан и соотечественников на обучение на бюджетной и контрактной основе <16>.

--------------------------------

<16> Правовой основной взаимодействия Россотрудничества с российскими образовательными организациями является Соглашение о сотрудничестве, для реализации которого разрабатывается и утверждается план действий по продвижению образовательных организаций за рубежом.

Совершенствование системы управления представительствами Россотрудничества в части организации комплексной работы по продвижению российского образования за рубежом позволит:

- преодолеть информационный вакуум о достижениях и возможностях российского образования по подготовке специалистов и проведению исследований в востребованных за рубежом направлениях, а также о возможностях получения российского образования, в том числе за счет средств федерального бюджета;

- наладить системную работу по информационно-координационному сопровождению деятельности российских образовательных организаций по развитию своих международных связей и в целом экспорта российского образования;

- расширить и качественно улучшить контингент людей за рубежом, заинтересованных в получении российского высшего образования;

- создать общее информационное пространство для российских и зарубежных образовательных организаций, их реальных и потенциальных партнеров, о возможностях обучения и проведения научных исследований по востребованным за рубежом направлениям с привлечением потенциала информационно-коммуникационных технологий.

III. Цели Концепции

Реализация Концепции направлена на достижение следующих основных целей:

- определение системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования с использованием потенциала представительств Россотрудничества за рубежом с учетом внешнеполитических интересов России и в целях обеспечения формирования эффективных инструментов российской "мягкой силы" на этом направлении международного гуманитарного сотрудничества;

- содействие в создании условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации иностранных граждан, обучающихся в России, их приобщения к культуре народов России;

- укрепление связей с национальными и международными ассоциациями выпускников российских (советских) образовательных организаций;

- формирование опережающего предложения и своевременного учета спроса на информацию о состоянии и перспективах развития российского образования и возможностях получения образования в России;

- придание дополнительного импульса развитию всесторонних взаимовыгодных связей с иностранными образовательными организациями в различных странах мира в целях содействия дальнейшему укреплению престижа Российской Федерации на международной арене;

- увеличение удельного веса использования всеми заинтересованными организациями в работе по продвижению российских образования и науки за рубежом новейших информационно-коммуникационных технологий, в том числе возможностей дистанционного образования.

IV. Механизмы продвижения российского образования на базе

представительств Россотрудничества за рубежом

Для реализации целей системной поддержки продвижения российского образования и укрепления положительного образа страны за рубежом представительства Россотрудничества консолидируют усилия по осуществлению экспертного, консалтингового, информационного, организационного и логистического сопровождения мероприятий и проектов российских образовательных организаций в сфере международного образовательного сотрудничества.

1. Экспертное и консультационное сопровождение предусматривает:

- анализ изменений национального законодательства в России и странах присутствия для сравнительного анализа и своевременного учета при планировании/реализации совместных с российскими организациями проектов;

- анализ потребностей национальных экономик стран присутствия в специалистах во взаимодействии с национальными органами управления образованием;

- анализ маркетинговых стратегий российских образовательных организаций, ориентированных на интеграцию в мировое образовательное пространство, и методическая поддержка по их совершенствованию и развитию;

- содействие в формировании сообщества российских и зарубежных экспертов для осуществления анализа актуальных проблем в области развития образования (в том числе в целях улучшения позиций российских организаций в международных рейтингах);

- содействие в формировании сообщества экспертов из представителей российских и зарубежных компаний и кадровых агентств для осуществления анализа качества подготовки специалистов для зарубежных стран в российских образовательных организациях (в том числе в целях улучшения позиций российских организаций в международных рейтингах);

- оказание консультационной поддержки российским компаниям (в т.ч. госкорпорациям) по формированию в приоритетных для российского бизнеса странах резерва необходимых русскоязычных специалистов путем профессиональной подготовки и повышения квалификации в рамках квоты государственных стипендий, установленной соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации;

- оказание консультационной поддержки российским и иностранным организациям высшего образования, исследовательским организациям, направленной на развитие партнерских связей между ними в области профессиональной подготовки/переподготовки кадров, реализации исследовательских проектов;

- оказание консультационной поддержки физическим лицам (иностранным гражданам или соотечественникам, проживающим за рубежом) в получении информации о возможностях и условиях обучения в России (помощь в поиске образовательных организаций, интересующих направлений подготовки);

- содействие в развитии деятельности международных ассоциаций организаций высшего профессионального образования, членами которых являются российские образовательные организации;

- анализ ключевых интересов и проблем иностранных выпускников и их национальных объединений на современном этапе;

- содействие в разработке и реализации совместных бизнес-проектов с выпускниками российских и советских организаций высшего и профессионального образования.

2. Информационное сопровождение включает:

- мониторинг предложений российских образовательных и исследовательских организаций и бизнес-структур о возможностях реализации международных образовательных и исследовательских проектов в России и в странах присутствия представительств Россотрудничества;

- мониторинг спроса иностранных компаний и организаций высшего профессионального образования на установление партнерских отношений с российскими образовательными организациями высшего профессионального образования в области профессиональной подготовки/переподготовки кадров, реализации исследовательских проектов в России или в странах присутствия представительств Россотрудничества;

- поиск российских и зарубежных организаций, заинтересованных в сотрудничестве с выпускниками российских образовательных организаций по реализации совместных проектов в государствах присутствия ассоциаций (объединений) выпускников российских и советских образовательных организаций;

- формирование информационного банка данных о возможностях обучения иностранных граждан и проведения в России совместных научных исследований, установления и развития партнерства между российскими и иностранными образовательными и исследовательскими организациями в странах присутствия представительств Россотрудничества;

- содействие распространению информации о достижениях российской системы образования, об образовательных организациях и их проектах, а также о возможностях получения образования в России на языках стран присутствия представительств Россотрудничества, в том числе с использованием всех доступных информационных технологий;

- организация и проведение семинаров для представителей зарубежных образовательных организаций, исследовательских центров, планирующих осуществлять деятельность по вопросам трансграничного образования в партнерстве с российскими образовательными организациями, по проблемам интернационализации высшего образования, российского законодательства в области образования, коммерческого и некоммерческого права, трудового и миграционного законодательств.

3. Логистическое сопровождение предусматривает:

- организацию и проведение организационных и научно-методических мероприятий, направленных на популяризацию достижений российского образования и науки за рубежом;

- проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие связей с выпускниками российских образовательных организаций, активизацию их участия в мероприятиях в рамках образовательного, научно-технического и делового сотрудничества России с зарубежными странами;

- предоставление площадок российских центров науки и культуры для проведения мероприятий российских образовательных и научных организаций по продвижению своих научно-образовательных услуг за рубежом;

- организационное содействие российским образовательным и научным организациям в участии в крупных международных мероприятиях в стране присутствия, в том числе рекламно-выставочного характера;

- содействие в организации встреч и установлении контактов с представителями местных органов власти и потенциальными партнерами из числа иностранных образовательных и научно-исследовательских организаций.

V. Реализации концепции продвижения российского образования

на базе зарубежных представительств Россотрудничества

Россотрудничество координирует реализацию настоящей Концепции.

В целях реализации Концепции Россотрудничество совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывают Программу мероприятий по реализации Концепции и представляют соответствующие предложения в Министерство иностранных дел Российской Федерации с последующим докладом в Правительство Российской Федерации и ведут работу по реализации Программы.

Планирование и разработка мероприятий Программы, включая определение целевых показателей, осуществляются Россотрудничеством по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в рамках ежегодных бюджетных ассигнований заинтересованным министерствам и ведомствам.

При подготовке решений в области продвижения российского образования за рубежом федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с образовательными и неправительственными организациями и деловыми кругами Российской Федерации, расширяя вовлеченность гражданского общества Российской Федерации в работу по повышению конкурентоспособности российской системы образования.

В ходе реализации в Концепцию могут вноситься корректировки, дополнения и уточнения.

VI. Организация учета и оценка эффективности работы

по продвижению российского образования на базе зарубежных

представительств Россотрудничества

Исполнение мероприятий по осуществлению настоящей Концепции сопровождается мониторингом и оценкой эффективности достигнутых результатов с привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств.

Информация о результатах реализации Программы подлежит оперативному учету организациями, которые непосредственно осуществляют реализацию мероприятий. Ежегодная отчетная информация предоставляется ими в Россотрудничество, а также федеральным органам исполнительной власти и другим заинтересованным сторонам, участвующим в софинансировании мероприятий Программы.

Оценка эффективности работы по реализации настоящей Концепции осуществляется Россотрудничеством при содействии других заинтересованных федеральных органов власти на основе применения соответствующих правил и критериев, важнейшими из которых являются: достижение запланированного результата; соотношение фактических затрат и полученного результата; устойчивость положительного эффекта.

VII. Информационное сопровождение

Важным направлением реализации Концепции является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации об эффективности, текущих процессах, результатах и дальнейших планах по продвижению российского образования за рубежом, в том числе с использованием всех доступных информационно-коммуникационных технологий.

Реализация Концепции предусматривает усиление информационного влияния на академическое сообщество и общественное мнение за рубежом, позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, активное участие в наиболее влиятельных изданиях и международных форумах по образованию и науке, участие в образовательном международном сотрудничестве в информационной сфере.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Еще документы:
Публикации: