"Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ"

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПО ПРОЕКТНЫМ

РЕШЕНИЯМ ПНД 1-94 МИНПРИРОДЫ РФ

Разработан Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха Минприроды России (НИИ Атмосфера) под редакцией к. ф-м. н. В.Б. Миляева

Исполнители К.т.н. В.К. Кузнецов (ответственный исполнитель) К.т.н. В.С. Шляхтин, И.А. Морозова, Л.Б. Шмидова

Введен в действие письмом ДГЭК Минприроды России N 11-02/02-594 от 25.12.95

1. Введение

Настоящий документ - разработан в соответствии с экологическими требованиями, изложенными в "Законе Российской Федерации об охране окружающей природной среды" от 19.12.91, "Законе об охране атмосферного воздуха" от 25.06.80 и "Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", М. 1993 г., с целью повышения эффективности проведения экологической экспертизы и согласования воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям;

- устанавливает требования в части рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) народнохозяйственных объектов на территории Российской Федерации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду;

- выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу по проектным решениям, выдачи разрешений на экспорт (импорт) промышленных отходов и комплексное природопользование;

- применяется при проведении экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям;

- предназначен для органов, осуществляющих экспертизу предпроектной и проектной документации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, предприятий-заказчиков, проектных, строительных и других организаций.

2. Ссылки на нормативные документы

Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 1.02.01-85.

Положение о государственной экологической экспертизе Российской Федерации. М., 1993.

Указания к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации. М., 1994.

Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации. М., 1993.

Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. РДС-30.201-93.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

ГОСТ 17.2.301-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест.

3. Понятия и определения

Содержащиеся в настоящем документе понятия и определения соответствуют ГОСТ 17.2.301-86.

4. Сокращения

ПДК - предельно допустимая концентрация.

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.

ОАВ - охрана атмосферного воздуха.

ТЭО - технико-экономическое обоснование.

ВОМ - воздухоохранные мероприятия.

ЗВ - загрязняющие вещества.

5. Общие положения

Настоящая инструкция содержит указания, регламентирующие порядок проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям, связанных с выбросом ЗВ в атмосферу, а также порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям.

Инструкция разработана в соответствии с основными требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 1.02.01-85), "Положения о государственной экологической экспертизе Российской Федерации", "Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации", "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации" (РДС-30.201-93) и "Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", 1994 г., и предусматривает необходимую детализацию их требований в части, касающейся экспертизы воздухоохранных мероприятий (ВОМ). Инструкция определяет объем требований к материалам по разделам "ОАВ - ОВОС", которые должны быть представлены в органы Минприроды РФ на экспертизу на различных стадиях проектирования.

Министерства и ведомства РФ, их проектные и научно-исследовательские организации при разработке предпроектной и проектной документации на строительство промышленных предприятий, а органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ при осуществлении функций государственного контроля над охраной атмосферного воздуха должны обеспечивать:

а) меры по улавливанию ЗВ (использование рассеивающих свойств атмосферы допускается только после применения наиболее эффективных технологий производств и средств, обеспечивающих максимальную степень очистки отходящих газов) с целью соблюдения норм ПДК ЗВ в атмосфере;

б) разработку удельных величин выбросов (удельных показателей) на единицу выпускаемой продукции с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной практики;

в) разработку предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу в проектах реконструкции действующих предприятий и строительства новых объектов. При этом не допускается увеличение объемов выбросов тех ЗВ (по сравнению с существующими или согласованными в предпроектной документации объемами), по которым в зоне действия выбросов рассматриваемого предприятия превышаются ПДК ЗВ в атмосферном воздухе;

г) разработку мероприятий в предпроектной и проектной документации по снижению валовых объемов выбросов (в сравнении с существующими объемами) тех ЗВ, по которым на рассматриваемой территории превышаются ПДК ЗВ. При увеличении на каком-либо из рассматриваемых предприятий объемов выбросов таких веществ должны быть разрешены и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия (с их технико-экономическим обоснованием) по соответствующему снижению в зоне влияния данного предприятия объемов аналогичных выбросов на производствах других предприятий (включая, в случае необходимости, их перепрофилирование или закрытие);

д) возможность осуществления действенного контроля над эффективностью работы пылегазоочистного оборудования и количеством выбросов ЗВ в атмосферу.

5.5. Представители органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ осуществляют выборочную проверку соблюдения проектными организациями при проектировании предприятий требований законодательных и нормативных документов и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха и ОВОС.

6. Порядок рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации органами Минприроды РФ в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду

6.1. Рассмотрению и проведению государственной экологической экспертизы органами Минприроды в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС подлежат:

- региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования;

- схемы (проекты) районной планировки;

- генеральные планы городов и других поселений;

- схемы теплоснабжения городов;

- генеральные планы территорий сельских органов местного самоуправления и функциональных территорий;

- проекты детальной планировки;

- ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию <*>, расширение, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию народнохозяйственных объектов, независимо от их сметной стоимости;

--------------------------------

<*> В Инструкции далее под "реконструкцией" понимается расширение, реконструкция, техническое перевооружение, перепрофилирование предприятий.

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;

- материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий <*>, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

--------------------------------

<*> Процедура проведения государственной экологической экспертизы ТЭО (проектов) предприятий с иностранными инвестициями определяется Минприродой РФ.

- обосновывающие материалы лицензий (разрешений) на природопользование.

6.2. Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по ОАВ и ОВОС должны разрабатываться с учетом проработок по воздухоохранным мероприятиям в предпроектной документации, указанной в п. 6.1, на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета по согласованию с органами санитарно- эпидемиологического надзора.

Материалы по охране атмосферного воздуха при выборе места размещения объекта излагаются в п. 8 Декларации (ходатайства) о намерениях, рекомендуемой в Приложении 4 "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", и излагаются более подробно в разделе "Прогноз воздействия объекта на окружающую среду. Атмосферный воздух" в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения объекта в соответствии с требованиями Приложения 5 Руководства.

6.3. ОВОС на стадиях проектирования строительства объекта и намечаемой хозяйственной деятельности, включая его перепрофилирование, ликвидацию, должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах воздухоохранных мероприятий. ОВОС является обязательным элементом планирования и проектирования всех видов хозяйственной или иной деятельности, осуществление которых в настоящем и будущем прямо или косвенно окажет воздействие на состояние природных ресурсов, здоровье и благосостояние населения.

6.4. На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу в органы Минприроды РФ предпроектная и проектная документация должна представляться в следующем виде:

а) "Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)" при разработке ТЭО - отдельный подраздел раздела "Охрана окружающей природной среды", состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2.

б) "Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)" при разработке проекта - отдельный подраздел раздела "Охрана окружающей природной среды", состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2.

в) "Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)" - подраздел в разделе "Охрана окружающей природной среды" при разработке схем (проектов):

- территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

- схем (проектов) районной планировки;

- генеральных планов городов и других поселений;

- проектов детальной планировки и застройки районов городов и других поселений;

- проектов реконструкции предприятий;

- проектов ликвидации предприятий - в соответствии с Приложением 3.

г) "Охрана атмосферного воздуха" - подраздел в разделе "Охрана окружающей природной среды" при разработке схем теплоснабжения - в соответствии с Приложением 4.

6.5. Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды РФ осуществляет экспертизу:

- предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства;

- проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

- материалов комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;

- ТЭО и проектов на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств;

- проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;

- проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу в экспертных комиссиях, образованных территориальными органами Минприроды России, в порядке координации и методического руководства;

- материалов экологических обоснований лицензий на изъятие природных ресурсов и сертификатов.

6.6. Территориальные экспертные органы государственной экологической экспертизы республик в составе РФ, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экологическую экспертизу в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС:

- всех видов предплановой и предпроектной документации по экологическому и социальному развитию соответствующих территориальных образований;

- ТЭО и проектов (рабочих проектов) на строительство (реконструкцию) хозяйственных объектов и комплексов территориального уровня, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (в том числе эскизных и типовых);

- ТЭО и проектов на размещение, переработку, захоронение промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов.

6.7. Государственная экологическая экспертиза предпроектных и проектных материалов в Главгосэкспертизе Минприроды РФ и в республиканских, территориальных органах экологической экспертизы в зависимости от ее сложности осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых включаются ученые, специалисты проектных организаций и органов государственного надзора, ведущие сотрудники НИИ и другие специалисты по основным направлениям экспертизы предпроектных и проектных материалов данного профиля.

В процессе экспертной работы готовятся заключения экспертов и сводное заключение экспертной комиссии. Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений, изложены в Приложении 5.

6.8. Экспертный орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, рассматривает проект, сводное заключение экспертной комиссии по проекту хозяйственной деятельности и готовит "Заключение государственной экологической экспертизы", которое направляется заказчику проекта.

6.9. Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в предпроектной и проектной документации регламентируются характером и степенью воздействия объекта на окружающую среду, а также сложностью природных условий места размещения объекта.

Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в материалах ТЭО и проектов при проведении экологической экспертизы не должны превышать установленных Минприродой РФ сроков.

Рассмотрение ТЭО (проектов) по экологически опасным объектам, оказывающим значительно вредное трансграничное воздействие, осуществляется в сроки, предусмотренные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и связанных с ней международных нормативных документах. Перечень видов деятельности с трансграничным характером воздействия приведен в Приложении 6.

6.10. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование и заключение договора на изъятие земельного участка. Рекомендуемая форма Разрешения на комплексное природопользование приведена в Приложении 10 "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", М., 1993. Положительное заключение является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы.

6.11. Проекты на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, разработанные в соответствии с согласованным ТЭО, представлению в органы государственной экологической экспертизы не подлежат. Контроль над соблюдением в проектах требований к воздухоохранным мероприятиям, согласованных в ТЭО органами экологической экспертизы, осуществляется в процессе реализации проекта органами государственной инспекции Минприроды РФ. В случае, если ТЭО является последней стадией проектирования, объем требований в части раздела "Охрана атмосферного воздуха" должен соответствовать требованиям, предъявляемым к проекту (рабочему проекту) согласно Приложению 6 Руководства. При изменении решений, согласованных в ТЭО, проекты подлежат дополнительному рассмотрению в органах государственной экологической экспертизы, а при необходимости по решению экспертных органов производится рассмотрение проекта экспертной комиссией.

6.12. Решения органов государственной экологической экспертизы, оформленные в виде "Заключения государственной экологической экспертизы", являются обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории России, континентальном шельфе и морской экономической зоне вне зависимости от принадлежности объектов, форм собственности, источников финансирования и могут быть опротестованы заинтересованными сторонами только в судебном порядке.

6.13. В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии и представлены на повторное рассмотрение. Основанием для повторного рассмотрения экспертной комиссии материалов по объектам экспертизы являются:

- решения судебных органов;

- изменение условий природопользования;

- доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии.

6.14. Утверждение проекта строительства объекта министерством, ведомством (заказчиком) при отсутствии положительного заключения органов государственной экологической экспертизы не допускается.

6.15. Рассмотрение и согласование лицензий на экспорт, импорт промышленных отходов и комплексное природопользование в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС.

6.15.1. Рассмотрение и согласование лицензий (разрешений) на экспорт промышленных отходов и комплексное природопользование в РФ в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС производится в соответствии с "Положением о порядке согласования лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения", "Положением о порядке принятия решения о выдаче лицензий на экспорт (импорт) промышленных отходов" в зависимости от опасности загрязнения ими атмосферного воздуха в процессе подготовки к транспортировке, транспортировки и переработки и "Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование", 1993.

6.15.2. Состав документации, представляемой организациями всех форм собственности для согласования лицензий в системе Минприроды России, порядок рассмотрения и принятия решения о выдаче лицензий на экспорт и импорт промышленных отходов определены положениями, указанными в п. 6.15.1.

6.15.3. В зависимости от категории опасности отходов (других экологически опасных веществ), их объемов и местных условий органы государственной экологической экспертизы Минприроды РФ или территориальное управление государственной экологической экспертизы принимают решение о проведении государственной экологической экспертизы представляемых заявителем материалов.

6.15.4. При положительном заключении государственной экологической экспертизы по представлению отдела (управления), ответственного за подготовку решения о выдаче лицензий, руководитель территориального органа или заместитель министра, курирующий лицензионную деятельность, на бланке заявления на лицензию в графе 22 ставит свою подпись, которая заверяется печатью, после чего решение о выдаче лицензии вступает в силу.

6.15.5. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы решение о выдаче лицензии не принимается, о чем сообщается заявителю в письменной форме, а представленные им документы возвращаются.

6.15.6. Решение о выдаче лицензии принимается в течение 20 дней после получения заявленных документов, а в случае проведения экспертизы - в течение 10 дней после завершения экспертизы.

6.15.7. Территориальный орган Минприроды РФ, принявший решение о выдаче лицензии, направляет копию оформленного заявления на лицензию в Минприроды РФ для регистрации и ведения банка выданных лицензий. Одновременно высылается экологическое заключение в адрес территориального отдела лицензирования государственного лицензионного комитета РФ.

7. Порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям

7.1. Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу выдается в составе Разрешения на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения атмосферного воздуха при положительном заключении экспертных органов Минприроды РФ по материалам ТЭО или проекта строительства народнохозяйственного объекта по форме, приведенной в Приложении 10 "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", М., 1993.

7.2. Для получения разрешения на выброс ЗВ в атмосферу должны быть представлены материалы ТЭО (проекта), оформленные в виде подраздела "Охрана атмосферного воздуха - оценка воздействия загрязнения атмосферного воздуха" в разделе ТЭО (проекта) строительства объекта "Охрана окружающей среды".

7.3. Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу источниками, проектируемыми в составе предприятий, выдаются:

- Департаментом по экологическому контролю по согласованным Главэкспертизой Минприроды РФ проектам федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы РФ и граничащих с ней государств, либо интересы двух и более республик (краев, областей) в составе РФ;

- республиканскими и территориальными органами экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов по другим проектным решениям соответствующих территориальных образований, независимо от форм собственности, а также проектным материалам предприятий, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. руб. (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей).

7.4. Лицензия (разрешение) на природопользование должна содержать подраздел с перечнем и количеством разрешенных к выбросу ЗВ в атмосферу, предусматривающий нормативы ПДВ ЗВ. Регистрационный номер "Разрешения на природопользование" и печать органа, его выдавшего, ставятся на титульном листе книги материалов проекта "Охрана окружающей природной среды - оценка воздействия на окружающую среду".

Приложение 1

(рекомендуемое)

СОСТАВ

МАТЕРИАЛОВ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА СОГЛАСНО

ТРЕБОВАНИЯМ РАЗДЕЛА 8 ДЕКЛАРАЦИИ О НАМЕРЕНИЯХ

В ПРИЛОЖЕНИИ 4 "РУКОВОДСТВА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ"

1. Обоснование выбора места (района) размещения предприятия и площадки строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов, устойчивости ландшафтов к проектируемому уровню техногенных воздействий, наличия особо охраняемых территорий и объектов, а также полученных от государственных органов Гидрометеослужбы исходных данных о фоновых концентрациях, характеризующих уровни загрязнения атмосферы в предлагаемом для размещения районе с учетом строящихся и намечаемых к строительству предприятий.

2. Характеристика предприятия в части параметров источников выбросов, качественного и количественного состава выбросов загрязняющих химических и биологических веществ в атмосферу, намечаемые принципиальные решения по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включая их очистку и утилизацию с обоснованием выбора проектных решений, характеризующихся минимальными выбросами ЗВ.

3. Ситуационный план района размещения предприятия (с учетом альтернативных вариантов) с указанием санитарно-защитной зоны и зоны влияния предприятия. Перечень и расположение объектов воздействия в зоне влияния предприятия.

4. Упрощенные расчеты загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения предприятия <*>. Прогноз воздействия объекта на окружающую среду (по каждому варианту размещения).

--------------------------------

<*> При производстве упрощенных расчетов для источников с одноименными выбросами допускается задавать осредненные высоты труб, источники одноименных выбросов сводить в один с размещением в центре площадки (при значительных размерах промплощадки она должна быть условно разбита на несколько составных со своими точками в их центрах), производить расчеты как вручную, так и с использованием ЭВМ в соответствии с требованиями ОНД-86. Детальные расчеты производятся на стадии ТЭО (проекта).

5. Масштабы вероятного воздействия намечаемой деятельности в нормальном режиме эксплуатации, при залповых выбросах и аварийных ситуациях с указанием их возможных последствий. Возможность трансграничного переноса.

6. Нормативы ПДК загрязняющих (биологических) веществ, выбрасываемых в атмосферу. Для ЗВ, не имеющих ПДК, с Минздравом РФ согласовываются и указываются временные допустимые концентрации (ОБУВ). В случае отсутствия ПДК (ОБУВ) для выбрасываемого ЗВ обосновывающие материалы отклоняются от согласования.

Приложение 2

(рекомендуемое)

СОСТАВ

МАТЕРИАЛОВ ТЭО, ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ "МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (ОАВ) - ОВОС"

1. Состав материалов ТЭО по вопросам "ОАВ - ОВОС" определяется значением параметра Ф и приведен в таблице 1 настоящего Приложения <*>.

--------------------------------

<*> Если при разработке ТЭО для всех источников выброса имеется возможность расчета параметра П, значение которого по данным проектной организации не изменится на стадии разработки проекта, параметр Ф не рассчитывается.

2. Состав материалов проекта предприятия по вопросам "ОАВ - ОВОС" определяется значением параметра П и приведен в таблице 1 настоящего Приложения.

Определение параметра П, по значению которого определяется круг вопросов, подлежащих рассмотрению при разработке проекта (рабочего проекта), производится в следующей последовательности.

Для определения параметра П для каждого i-го вещества и каждого j-го источника рассчитываются значения требуемого потребления воздуха (ТПВ) и параметра R по следующим формулам:

Примечание: Если для получения разрешения на выброс ЗВ в атмосферу необходимо учесть источники загрязнения, для которых нет обоснованных данных для расчета параметра П, то степень воздействия предприятия на загрязнение атмосферного воздуха характеризуется значением параметра Ф.

что соответствует представлению материалов в объеме графы 4 Приложения 2 (таблица 1).

Таблица 1

Состав книги "Мероприятия по охране атмосферного воздуха

от загрязнения в зависимости от значения параметров

П и Ф (для ТЭО, проекта)

Таблица 2

Пример расчета параметра П

(все данные, необходимые для расчета параметра П, имеются

в форме N 1-воздух)

Таблица 3

Значение параметров П, Ф для различных веществ и суммаций

Приложение 3

(рекомендуемое)

МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ В ОРГАНЫ МИНПРИРОДЫ РФ

ПРИ РАССМОТРЕНИИ И ЭКСПЕРТИЗЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ

СХЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, СХЕМ (ПРОЕКТОВ)

РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ, ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ И ДРУГИХ

ПОСЕЛЕНИЙ, ПРОЕКТОВ ЗАСТРОЙКИ РАЙОНОВ, ГОРОДОВ И ДРУГИХ

ПОСЕЛЕНИЙ, ПРОЕКТОВ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ,

РЕКОНСТРУКЦИИ (ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ)

ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ЛИКВИДАЦИИ

Приложение 4

(рекомендуемое)

МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ В ОРГАНЫ

МИНПРИРОДЫ РФ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ПРИ РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

На рассмотрение и согласование с экспертными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ должны быть представлены:

1. Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий и их влияние на рассеивание примеси в атмосфере.

3. Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного действия от действующих источников тепло- и электроснабжения, по согласованным с ГГО программам УПРЗА без учета фоновых концентраций.

4. Фоновые концентрации ЗВ в зоне влияния действующих источников тепло- и электроснабжения и оценка их вклада в фоновые концентрации.

5. Удельные показатели выбросов ЗВ на проектируемых и существующих источниках тепло- и электроснабжения, их сравнение с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.

6. Мероприятия, намечаемые в схемах теплоснабжения с целью выбросов ЗВ в атмосферу, как-то:

- закрытие мелких отопительных котельных, работающих на жидком и твердом топливе;

- использование современных методов пылегазоочистки;

- снижение выбросов ЗВ в атмосферу за счет экономного расхода тепла и сокращение его потерь, а также использование вторичных энергетических ресурсов;

- переход на другие виды топлива (малосернистый мазут, природный газ);

- замена существующих котлов новыми, позволяющими осуществлять очистку дымовых газов от окислов серы и азота, а также осуществлять режимные мероприятия по снижению выбросов окислов азота;

- использование НИР и ОКР в области экологически чистых процессов выработки энергии.

7. Дефицит тепловой и электрической энергии на расчетный срок (МВт, Гкал/ч). Характеристика проектируемых и остающихся в эксплуатации источников тепло- и электроснабжения в части выбросов ЗВ в атмосферу с учетом мероприятий, указанных в п. 6. Обоснованные расчетами их максимальные выбросы (г/с).

8. Сравнительная таблица показателей работы источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок дифференцированно по годам согласно схеме теплоснабжения:

--------------------------------

<*> Если схемой теплоснабжения предусмотрены 1-я, 2-я и т.д. очереди - показатели приводятся по очередям и на расчетный срок.

<**> Выбросы ванадия учитываются только при использовании жидкого топлива.

<***> Учитываются вещества, обладающие суммацией вредного действия с веществами в составе дымовых газов в пределах зоны влияния действующих источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок, а также выбросы от неорганизованных источников предприятий ТЭС.

9. Обоснование выбора района размещения проектируемых источников тепло- и электроснабжения с учетом п. п. 3, 5, 6 и 7 и рекомендации к возможным вариантам их размещения.

10. Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного воздействия от источников тепло- и электроснабжения на расчетный срок в различных вариантах без учета существующего фона. Выбор оптимального варианта с учетом прогнозных оценок уровней загрязнения атмосферного воздуха на расчетный срок. Определение зон влияния источников во всех вариантах размещения и в окончательном варианте.

11. Если в схеме теплоснабжения помимо перечисленных учтены и другие требования нормативных документов, определяющих порядок разработки норм ПДВ, она может использоваться при разработке головной ведомственной организацией тома "Охрана атмосферного воздуха и предложения по ПДВ (ВСВ)" для предприятий. В соответствии с существующим порядком после утверждения этого тома действующим предприятиям выдается разрешение на выброс, а вновь строящимся и реконструируемым предприятиям теплоэнергетики разрешение на выброс выдается после положительного заключения органов государственной экологической экспертизы Минприроды РФ по проектным решениям в части охраны атмосферного воздуха.

Приложение 5

(рекомендуемое)

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В ЧАСТИ ОХРАНЫ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

1. Обоснованность выбора района и площадки для строительства с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха, физико-географических и метеорологических факторов.

2. Прогрессивность выбранных технологических процессов с целью исключения или сокращения образования и выделения ЗВ. Сравнение выбранной технологии с лучшими отечественными и зарубежными технологиями.

3. Проверенность и эффективность технических решений по защите атмосферного воздуха от загрязнения, заложенных в проект с учетом эксплуатационных характеристик оборудования по улавливанию, утилизации и обезвреживанию ЗВ. Обоснованность материалов по оценке вероятных аварийных ситуаций для проектируемого предприятия, полнота выявленных факторов воздействия и степени их экологической опасности, методы прогнозной оценки возможных аварийных ситуаций. Мероприятия по предотвращению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

4. Обоснованность и достоверность данных по выбросам ЗВ в атмосферу. Удельные показатели выбросов ЗВ на единицу продукции и их сравнение с передовыми отечественными зарубежными показателями. Полный перечень, количественные характеристики выбрасываемых в атмосферный воздух ЗВ, нормативные документы, по которым произведены расчеты количественных сторон выбросов. Наличие нормативов ПДК или ОБУВ.

5. Правильность расчетов изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи с вводом в эксплуатацию проектируемого предприятия. Программа УПРЗА, согласованная с ГГО, используемая при расчетах.

6. Наличие в проекте мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

7. Обоснованность предложений по организации санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва).

8. Экономическая эффективность предусматриваемых воздухоохранных мероприятий, ее расчет по утвержденным методикам.

9. Правильность предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу (нормативам ПДВ).

10. Результаты обсуждения ОВОС заказчиками и проектантами с общественностью района размещения объекта и зоны его вероятного воздействия.

Приложение 6

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м3/год и более.

3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.

6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:

- асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т/год и более;

- фрикционных материалов - 50 т и более;

- других видов применения асбеста - 200 т и более.

7. Предприятия химической промышленности всех видов.

8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

9. Крупные склады для хранения 50 тыс. м3 и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

10. Микробиологические производства.

11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).

12. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии:

- спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

- все коксовые печи;

- установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;

- установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;

- установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;

- установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:

- окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

- все коксовые печи и коксохимические производства;

- установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;

- установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков, установки по производству радиоизотопов.

15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.

19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

21. Метрополитены.

22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.

25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более.

27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

- крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.

29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

- свиноводческие - 30 тыс. голов и более;

- по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;

- молочные - 1200 коров и более.

31. Звероводческие комплексы.

32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.

33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

Приложение 7

(справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ

ОРГАНОВ МИНПРИРОДЫ РФ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ

ЭКСПЕРТИЗУ И ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОС

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Еще документы:

(ред. от 14.11.2016) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813)
"По заполнению Типового плана приватизации"