Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 N ИС-аудит-22 О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 25 апреля 2018 г. N ИС-аудит-22
Действующий с 1 февраля 2002 г. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы <1>, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
--------------------------------
<1> Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вместе "аудиторы".
Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.
Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании
аудиторских услуг
Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее - аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" аудиторские услуги - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).
В соответствии с Международными стандартами аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности" и 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности", введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга
Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 115-ФЗ (ранее - в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об аудиторской деятельности": аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, - Росфинмониторинг).
В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 (см. Информационное сообщение N ИС-аудит-17).
Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:
- не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности");
- не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг
Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.
В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.
Использование личного кабинета
на Интернет-сайте Росфинмониторинга
Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс - личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.
Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России

Еще документы:

"О порядке предоставления отчетности субъектами страхового дела"
"О порядке представления отчетности некредитными финансовыми организациями (за исключением субъектов страхового дела)"
"О составлении и представлении отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в Банк России и третьим лицам с 04.05.2018"
"О представлении в Банк России промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2018 года"