Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2018 год (утв. Минфином России 30.03.2018)

Утверждаю
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
30 марта 2018 г.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2018 ГОД
Цели Министерства на 2018 год
I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
II.
УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
III.
СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
IV.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
V.
ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
VI.
ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
ЦЕЛЬ I ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Проведение бюджетной и налоговой политики в соответствии с "бюджетными правилами" и принципом фискальной нейтральности.
Подготовка федерального бюджета на трехлетний период и бюджетного прогноза на долгосрочный период, ориентированных на обеспечение структурных экономических преобразований.
Подготовка предложений по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания справедливых конкурентных условий.
Закрепление перечня и единых правил регулирования неналоговых платежей предпринимателей.
В 2017 году были законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.
В 2018 году в соответствии с переходными положениями "бюджетных правил" продолжится плавная консолидация бюджета с постепенным снижением структурного первичного дефицита федерального бюджета до 1% ВВП с выходом на сбалансированность в 2019 году.
Результатом проводимой экономической и бюджетной политики стала быстрая и эффективная подстройка к внешним шокам и переход к экономическому росту, а также формирование более здоровой структуры экономики, лишенной серьезных макроэкономических дисбалансов, в меньшей степени подверженной состоянию внешней конъюнктуры и усиленной повышением конкурентоспособности реального сектора и укреплением надежности финансового сектора.
В рамках подготовки федерального бюджета на 2019 - 2021 годы и бюджетного прогноза на долгосрочный период предполагается их формирование с учетом мер бюджетной политики, ориентированных на преодоление структурных ограничений для развития экономики, связанных среди прочего с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, демографическими тенденциями и качеством институтов развития человеческого капитала, доступом к современной инфраструктуре.
Кроме того, предстоит разработать предложения по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания справедливых конкурентных условий для развития предприятий. Такие предложения будут сформированы исходя из приоритета неизменности общего уровня налоговой нагрузки, а также изменения ее структуры, которое будет способствовать устранению структурных препятствий для развития и обеспечения долгосрочной сбалансированности государственных финансов.
В целях обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов предполагается разработать предложения по отражению неявных бюджетных обязательств и учету связанных с ними бюджетных рисков при формировании бюджетной и долговой политики.
В целях обеспечения стабильности и предсказуемости фискальных условий и улучшения условий ведения бизнеса планируется установить систему регулирования неналоговых платежей предпринимателей, предполагающую законодательное закрепление закрытого перечня таких платежей, правил их установления и изменения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Снижение зависимости экономики от внешней конъюнктуры и обеспечение долгосрочной устойчивости госфинансов.
Создание условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики.
ЦЕЛЬ II УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Новый этап работы по улучшению администрирования доходов и предотвращению роста дебиторской задолженности по доходам.
Создание условий для сокращения теневой экономикой и возвращения капитала в российскую юрисдикцию.
Внедрение новых технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили в предшествующие годы без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов, а также способствовали созданию условий для справедливой конкуренции и улучшения условий ведения бизнеса.
В 2018 году запланирован переход к реализации второго этапа работ по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, а также будут продолжены работы по формированию национальной системы прослеживаемости товаров на основании данных из таможенных деклараций, системы маркировки товаров, системы контроля за правильностью исчисления и уплаты НДС и системы контрольно-кассовой техники.
С завершением в 2017 году инвентаризации накопленной дебиторской задолженности по страховым взносам основная задача состоит в ее сокращении и реализации мер по повышению собираемости зарплатных налогов и обелению теневых зарплат при упрощении администрирования.
В рамках работы по осуществлению международного автоматического обмена налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов в 2018 году планируется формирование всей необходимой нормативной базы для определения порядка такого автоматического обмена.
В целях создания благоприятных условий для возвращения капитала в отечественную экономику и стимулирования российского бизнеса к переводу в национальную юрисдикцию в период с 1 марта по 31 декабря 2018 года планируется проведение второго этапа амнистии капиталов.
В части улучшения качества администрирования и повышения эффективности работы с дебиторской задолженностью результаты работы в 2016 - 2017 годах позволили выявить дополнительные направления, по которым в рамках новой "дорожной карты" предлагается реализовывать мероприятия: создание условий для "обеления" экономики, стимулирование добровольной и своевременной уплаты налоговых и других платежей, создание условий для более эффективного взыскания и предотвращения формирования безнадежной задолженности.
В целях повышения доверия пользователей к финансовой информации об экономических субъектах будут усилены требования к независимости аудиторских организаций, внедрены международные принципы информационного обмена между аудиторскими организациями и налоговыми органами. Планируется обеспечить переход к "одному окну" представления бухгалтерской отчетности в государственные органы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение собираемости доходов при сокращении доли теневой экономики и создании условий для справедливой конкуренции.
Повышение прозрачности и предсказуемости условий ведения бизнеса.
Возвращение капитала в российскую экономику и перевод отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию.
Повышение прозрачности системы формирования доходов бюджета, обеспечение надежности и доступности финансовой информации.
ЦЕЛЬ III СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления.
Приоритизация бюджетных расходов предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению эффективности управления бюджетными расходами, а также мер по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов.
Повышение эффективности управления бюджетными расходами:
- разработка и утверждение Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах;
- регламентация процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов", апробация механизма оценки их эффективности;
- обеспечение апробации механизма социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг на территории пилотных субъектов РФ;
- разработка подходов и порядка оценки бюджетной эффективности базовых расходов федерального бюджета на основе проведения обзоров (аудита) бюджетных расходов;
- перевод государственных закупок в электронную форму, формирование единого каталога товаров, работ, услуг для государственных/муниципальных нужд (отдельные виды продукции), разработка типовых форм документов, участвующих в закупочном процессе;
- разработка концепции мониторинга использования средств, предоставленных из бюджета;
- разработка гармонизированных с системой обоснований сметных расчетов требований к составу и содержанию показателей и расчетных механизмов обоснований бюджетных ассигнований;
- расширение перечня случаев предоставления средств из бюджета "под фактическую потребность" при осуществлении казначейского сопровождения;
- создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;
- создание системы казначейских платежей и переход к осуществлению операций по единому казначейскому счету;
- выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.
Повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов:
- реализация Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 год;
- внедрение новой системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, учитывающей роль внутреннего финансового контроля и аудита главных администраторов средств федерального бюджета.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Обеспечение взаимосвязи бюджетных ассигнований и налоговых расходов с результатами их использования.
Формирование и внедрение конкурентной модели оказания государственных услуг, обеспечивающей повышение их качества.
Повышение прозрачности и создание условий для справедливой конкуренции в сфере контрактной системы.
Формирование реестра функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти.
Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета.
Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.
ЦЕЛЬ IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Повышение предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Выравнивание финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, снижение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подготовка предложений по донастройке института КГН.
В 2017 году в рамках межбюджетного регулирования осуществлялось содействие со стороны федерального бюджета в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов за счет предоставления финансовой поддержки и создания стимулов для регионов по расширению доходной базы, сокращения неэффективных расходов и принятию мер по ограничению роста государственного долга. Осуществлена реструктуризация задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, что способствовало созданию условий для стабилизации и снижения долговой нагрузки региональных бюджетов.
Положительные результаты также достигнуты в сфере повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов. Так, федеральным законом о федеральном бюджете до начала финансового года распределено 91% межбюджетных трансфертов, в том числе впервые предусмотрено распределение всех 72 субсидий, что позволит минимизировать риски неопределенности при формировании региональных бюджетов.
На 2018 год планируется:
- обеспечить повышение эффективности и прозрачности предоставления целевых межбюджетных трансфертов, в особенности иных межбюджетных трансфертов, и увеличение доли межбюджетных трансфертов, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете;
- разработать нормативы на содержание органов государственной власти субъектов РФ в целях повышения эффективности расходов в сфере государственного управления на региональном уровне;
- проанализировать действующее законодательство, определяющее полномочия и их финансовое обеспечение, в целях минимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления;
- осуществлять контроль за выполнением и подготовку предложений по уточнению программ финансового оздоровления субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки;
- провести комплексный анализа функционирования института консолидированных групп налогоплательщиков за период 2012 - 2017 годов и сформировать по итогам анализа конкретные предложения по его изменению.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение уровня предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов и эффективности их использования.
Создание условий для обеспечения проведения субъектами Российской Федерации взвешенной долговой политики.
Справедливое распределение налоговых поступлений между субъектами Российской Федерации.
ЦЕЛЬ V ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Инициативы по регулированию финансового и банковского рынков, направленные на обеспечение надежности финансовой системы и повышение доверия к финансовому сектору.
В 2018 году будет продолжена реализация ключевых направлений "дорожной карты" Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов:
- в целях развития рынка корпоративных облигаций планируется обеспечить упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии ценных бумаг, а также введение института бессрочных облигаций и структурных облигаций;
- будут реализованы дополнительные меры по защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.
Для повышения качества оказываемых финансовых услуг планируется определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, включая регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов, расширить практику противодействия хищению денежных средств.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения и создания дополнительного инвестиционного ресурса в экономике Российской Федерации предстоит разработать предложения по модернизации обязательного пенсионного страхования, обеспечивающие переход к личному участию граждан в формировании своих пенсионных накоплений при стимулирующей поддержке со стороны государства.
В целях обеспечения сохранности пенсионных и иных государственных средств планируется установление в качестве одного из критериев отбора кредитных организаций или выпусков ценных бумаг требования о наличии кредитного рейтинга, присвоенного национальными кредитными рейтинговыми агентствами по национальной рейтинговой шкале.
Дальнейшая либерализация норм валютного законодательства в отношении валютных операций юридических лиц-резидентов и граждан, а также мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.
Развитие страхования невозможно без обеспечения его востребованности, доступности и удовлетворенности потребителей предоставляемыми страховыми услугами, в том числе по обязательным видам страхования. Обеспечение страхователям возможности выбора условий страхования, индивидуального подхода страховщика к каждому страхователю в целях оценки рисков и определения страховых тарифов позволит либерализовать условия по обязательным видам страхования.
Для повышения доверия потребителей к финансовому рынку планируется усовершенствовать применение мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) страховых организаций.
В целях обеспечения стабильности финансового рынка планируется дальнейшее повышение эффективности мер по предупреждению банкротства банков.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Создание механизмов, обеспечивающих ускорение формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в банковской, страховой и пенсионной отраслях.
Применение кредитных рейтингов национальных рейтинговых агентств, а также повышение доверия потребителей финансовых услуг.
Систематизация и либерализация условий по видам обязательного страхования.
ЦЕЛЬ VI ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
ОПИСАНИЕ:
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Развитие механизмов долгового финансирования дефицита федерального бюджета в условиях ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований.
В 2018 году государственные заимствования останутся основным источником финансирования дефицита федерального бюджета:
- программой государственных внутренних заимствований на 2018 год предусмотрено чистое привлечение 817 млрд. рублей на внутреннем долговом рынке;
- валовый объем государственных внешних заимствований в 2018 году ограничен 7 млрд долл. США, из которых непосредственно на привлечение заемных ресурсов приходится 3 млрд долл. США, а оставшийся объем планируется использовать для обмена ранее размещенных еврооблигаций в целях оптимизации графика погашения государственного внешнего долга.
Долговая политика на внутреннем рынке капитала, как и прежде, будет преследовать цели привлечения средств для финансирования дефицита бюджета и развития новых сегментов внутреннего финансового рынка:
- в 2018 году планируется продолжить обеспечение непрерывного предложения специального долгового инструмента для физических лиц (ОФЗ-н), который играет важную роль в повышении финансовой грамотности населения, воспитании у граждан культуры сбережения и инвестирования средств;
- планируется развитие новых сегментов финансового рынка и его связей с рынками других стран, включая ликвидный рыночный сегмент долговых инструментов, индексируемых на инфляцию;
- в целях максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов и поддержания приемлемого уровня ликвидности долгового рынка программа внутренних заимствований 2018 года диверсифицирована как с точки зрения используемых долговых инструментов, так и по срокам до погашения.
Государственные внешние заимствования в 2018 году по-прежнему будут осуществляться преимущественно в целях обеспечения присутствия России на международном рынке капитала, а также создания и поддержания репрезентативных ориентиров доходности для российских компаний в иностранной валюте. Планируется продолжить работу по организации доступа китайских инвесторов к национальному долговому рынку.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Снижение стоимости государственных заимствований и планомерное увеличение срока погашения долговых обязательств при минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием государственного долга.
Повышение доступности рынка государственных облигаций для населения.
Диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения.

Еще документы: