Верховный суд о госзакупках. День за днем. 10.09.2025

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по участию в концессионном конкурсе, подтверждению отсутствия задолженности по страховым взносам, отклонению заявки без справки из ФСС, изменениям условий контракта, невозможности понуждения заказчика.

Навигация

Концессионный конкурс — отклонение заявки за отсутствие справки ФСС

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что лицо, подающее заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, обязано предоставить не только справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, штрафов, пеней, процентов по форме КНД 112010, но и сведения об отсутствии задолженности по страховому взносу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющемуся в силу законодательства РФ платежом в бюджеты бюджетной системы РФ, что подтверждается справкой из Фонда пенсионного и социального страхования РФ.

Отсутствие справки из Фонда пенсионного и социального страхования РФ является основанием для отклонения заявки. Заявитель представил вместе с заявкой на заключение концессионного соглашения справку только из налогового органа, которая не могла бы быть подтвержденой отсутствие задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реорганизация Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, произошедшая 1 января 2023 года, не может означать отсутствие необходимости в представлении справок этих органов. К лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения, разумно предъявление повышенных требований по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, не претендующими на участие в конкурсах. Поскольку общество не подтвердило соответствие требованиям части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, необходимость подтверждения которым прямо вытекает из положений части 4.3 статьи 37 настоящего закона, заявка этого общества не соответствовала требованиям действующего законодательства.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 8 сентября 2025 года № 306-ЭС25-7771 по делу № А12-8607/2024, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 21 марта 2025 года по делу № А12-8607/2024

Контрактная система — нельзя понудить заказчика менять условия контракта

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает право исполнителя требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в судебном порядке. Не содержат такой императивной обязанности заказчика и положения Постановлений Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315, от 16.04.2022 № 680. Аналогичный правовой подход применен Верховным судом РФ в определении от 25.04.2022 № 305-ЭС22-4781 по делу № А40-82590/2021.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 22 августа 2025 года № 306-ЭС25-8793 по делу № А72-12736/2024, Решение АС Ульяновской области от 18 декабря 2024 года по делу № А72-12736/2024

Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.