Что такое закупочная комиссия по 44-ФЗ и 223-ФЗ: основные понятия и ключевые аспекты

Размер шрифта:

 Сфера закупок в публично-правовой сфере сегодня в силу своего объема и уровня детализации может в определенной степени претендовать на то, чтобы считаться отдельной отраслью российского законодательства. Государство регулярно вносит в эту сферу корректировки и нововведения, разрабатываются механизмы по совершенствованию закупочных процедур в разных их проявлениях. Одним из таких механизмов, которых решает целый спектр задач при проведении процедур, является закупочная комиссия. Рассмотрим подробнее, что это такое по отдельности применительно к положениям 44-ФЗ и 223-ФЗ, основные понятия, которые встречаются при ее создании и функционировании, а также ключевые аспекты ее работы.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Закупочная комиссия помогает выбрать лучшее предложение от поставщиков.
  2. По 44-ФЗ он должна состоять минимум из трех человек и включать обученных специалистов.
  3. Приказом устанавливается состав и правила работы, а участвовать не должны заинтересованные лица.
  4. По 223-ФЗ нет четких правил, но важно избегать конфликта интересов между членами комиссии.
  5. Члены комиссии несут личную ответственность за принятые решения.

Что такое закупочная комиссия, и зачем она нужна

По своей сути закупочная комиссия — это коллегиальный орган, который создается заказчиком для проведения торгов. Основной ее целью является определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей, у которых необходимо произвести конкурентные закупки (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Наличие этого коллегиального органа является одним из требований для проведения закупок органами публичной власти, бюджетными учреждениями и отдельными категориями юридических лиц.

ВАЖНО!
При осуществлении заказчиком закупок неконкурентным способом, отсутствует необходимость в создании закупочной комиссии.

Однако в 223-ФЗ ни о каких коллегиальных органах, которые необходимы для осуществления закупок конкурентным способом, речь не идет. Вместе с тем отсутствие упоминания данного органа в 223-ФЗ само по себе еще не говорит о том, что, при осуществлении соответствующей деятельности в рамках данного закона, необходимость в создании закупочной комиссии отсутствует. Поскольку ст. 447 ГК РФ предусматривает положения о том, что победителем при проведении конкурсной процедуры является тот, кого таковым признала конкурсная комиссия, которая ранее была назначена организатором соответствующих торгов. А в силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 223 положения гражданского законодательства также подлежат применению наравне с вышеуказанным законом.

Закупочная комиссия по 44-ФЗ

Требования к составу закупочной комиссии по 44-ФЗ

Структура должна включать в себя председателя и членов закупочной комиссии. Общая численность — от 3 участников.

Сам состав комиссии может состоять из следующих лиц:

  1. Работники организации-заказчика (любые должности).
  2. Сторонние лица, сотрудники других организаций.

Не допускается участие лиц с заинтересованностью, а именно сотрудников поставщика или аффилированных с ним лиц, сотрудников контрольно-надзорных органов в сфере закупок, экспертов, оценивающих извещение и документацию о закупке.

Законом предусмотрены требования не только по составу, но и по квалификации участников. По общему правилу необходимо наличие профессиональной переподготовки или повышения квалификации в закупочной сфере или специальных знаний в данной сфере не менее чем у половины членов (ч. 5 ст. 39 закона № 44-ФЗ).

Как создать комиссию

Строгого алгоритма по созданию органа законодательство не предусматривает, за исключением того, что он создается до проведения закупки, а при принятии решения о его создании необходимо определить состав, порядок работы и назначить председателя (ч. 2 ст. 39 закона № 44-ФЗ). Все эти требования необходимо указать в приказе о создании органа.

После вынесения приказа утвердите положение. По своей сути это локальный документ, который регламентирует деятельность коллегиального органа. В положении указываются обязанности органа: выбор и определение победителей, принятие решения об отклонении заявок, имеющих нарушения, протоколирование этапов работы и т.д.

ВАЖНО!
Закупочную комиссию допустимо создавать как для конкретной закупки, так и для регулярной работы.

При создании коллегиального органа учитывайте вышеуказанные требования по структуре, составу и профессиональной подготовке ее участников.

Как изменить состав комиссии

Уже после создания могут возникнуть ситуации, когда в силу закона (ч. 6 ст. 39 закона № 44-ФЗ) или в силу иных причин возникает необходимость замены участника.

Для замены заказчик издает приказ о замене участника органа.

Как работает закупочная комиссия

Свою работу закупочная комиссия вправе осуществлять, только если в заседании участвует не менее чем половина от общего числа ее членов. Допускается использование систем для видеоконференцсвязи при проведении заседаний. Детально регламентировать работу закупочной комиссии заказчик вправе в соответствующем положении.

Ответственность комиссии

Исходя из системного толкования положений ст. 39 и 107 закона № 44-ФЗ следует, что ответственность носит персональный характер, т.е. сами участники органа могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданской, административной, уголовной ответственности. Одни из наиболее часто применяемых норм: ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, ч. 2, 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Закупочная комиссия по 223-ФЗ

Как создать закупочную комиссию по 223-ФЗ

Действующее законодательство (в частности, 223-ФЗ) не содержит каких-либо предметных указаний о том, каков порядок создания комиссии. Вместе с тем рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций. Алгоритм в этой ситуации отчасти схож с рекомендациями закона № 44-ФЗ.

Заказчику необходимо оформить создание соответствующим приказом. Его составление допустимо в произвольной форме, но рекомендуем включить еще следующие положения:

  • цель и вид создания органа. Отразите, что он создается для конкретной закупки или же действует на регулярной основе;
  • состав участников;
  • основания для внесения изменения в состав;
  • срок действия органа.

У заказчика достаточно большой выбор видов создаваемого органа, на практике встречаются следующие:

  1. Единый. Для проведения всех закупочных процедур. Если ваши закупки по своей сути типовые и не требуют специальных познаний для их изучения, то это наиболее оптимальный вариант.
  2. Аукционный. Подходит для проведения закупок только аукционом.
  3. Специализированный. Подходит для конкретного вида закупки, для которой необходимы специалисты узкого профиля.

Разрабатывать положение необязательно, но оно позволит детально регламентировать деятельность закупочной комиссии и избежать многих спорных ситуаций в ходе ее дальнейшей работы. В положении необходимо отразить следующие аспекты:

  • требования к членам закупочной комиссии;
  • права и обязанности участников;
  • порядок организации работы (порядок проведения заседаний, ведения протоколов, созыва, уведомление участников о заседаниях, порядок ознакомления с конкурсной документацией, условия привлечения внештатных специалистов и т.п.);
  • порядок принятия решения (например, необходимость кворума, принятие решений простым или квалифицированным большинством голосов, условие о принятии решения при равенстве голосов и т.п.).

Положение допускается составить как самостоятельным документом, так и включить его в состав имеющегося у заказчика-организации положения о закупке.

При разработке положения не забудьте предписания, установленные в ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ. В связи с чем в документах, которые определяют деятельность закупочной комиссии, укажите о том, что каждый участник обязан сообщить организации-заказчику о наличии конфликта интересов. В силу вышеуказанных законодательных норм на организацию-заказчика возложена обязанность по незамедлительной замене лиц, у которых присутствует конфликт интересов.

Как определить состав комиссии

Поскольку закон не содержит в этой части каких-либо требований, заказчик свободен в выборе состава данного коллегиального органа. Целесообразным решением при определении состава является применение аналогичных положений, содержащихся в 44-ФЗ. В связи с чем при определении оптимального состава следует придерживаться следующего:

  • включение в состав компетентных участников, обладающих профессиональными знаниями в закупочной сфере, и специалистов в тех областях, в которых заказчик производит закупки;
  • не включайте лиц, у которых присутствует конфликт интересов (ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Положения ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ о конфликте предполагают, что членами не вправе быть:

  • лица, которые имеют личную заинтересованность в результатах процедуры. Например, такая заинтересованность будет у участников самой закупки;
  • участники (акционеры) организаций, которые подали заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки;
  • иные лица (в случаях, определенных положением о закупке).

Безусловно, заказчик вправе включить в состав и лиц, не обладающих соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере, но такой подход влечет риски, поскольку действия (бездействие) коллегиального органа влекут серьезные юридические последствия и подлежат обжалованию в антимонопольном органе (ФАС РФ). Сами участники несут персональную ответственность за принятые им решения. Поэтому в столь ответственной деятельности все же желательно использовать профессионалов.

Как она работает

Работа закупочной комиссии осуществляется в соответствии с ее положением. Цель работы — определение победителя среди участников конкурентной процедуры, с которым заказчику необходимо подписать соглашение. При осуществлении своей деятельности коллегиальный орган:

  • проверяет поступившие заявки участников на предмет соответствия требованиям;
  • определяет победителя в соответствии с порядком, указанным в документации о закупке.

В положении допустимо описать сам процесс работы. Возможно установить, что заседания осуществляются как в очном формате, так и с использованием систем для видеоконференцсвязи.

Ответственность комиссии

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ, ст. 2.4 КоАП РФ, члены закупочной комиссии несут персональную административную ответственность за принятые ими решения. Один из наиболее часто применяемых составов нарушений — ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ (незаконное предъявление требований к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг). Поэтому, а также по ряду других составов лицо привлекается к административной ответственности на основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного УФАС по субъекту РФ.

Пастухов Михаил Адвокат