Ключевая ставка ЦБ РФ - ключ к экономическим успехам
Для развития бизнеса, как мелкого, так и крупного, зачастую требуются кредиты. Но чем дороже кредиты, тем менее выгодно ими пользоваться. Кредитную политику в стране определяет Центральный банк, устанавливающий ключевую ставку, на которую ориентируются все остальные банки при кредитовании бизнеса и граждан. Так что же такое эта ключевая ставка, и почему она так влияет на экономику всей страны?
Ключевая ставка Банка России — это процентная ставка, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки, а также размещает средства коммерческих банков на депозиты. Она была введена как инструмент для унификации выделения и абсорбирования средств Центральным банком. По сути, это один из главных финансовых инструментов в области денежно-кредитной политики государства. Процентная ставка кредитования Центрального банка есть не только в России. Большинство главных банков развитых стран используют этот инструмент для регулировки финансовой системы и экономики. Ставки некоторых государств, в частности США, оказывают существенное влияние не только на экономику и курс валюты своей страны, но и на мировой финансовый рынок в целом. Попробуем рассмотреть подробнее, как это происходит в России и других странах.
Немного истории
Еще со школьной скамьи всем известно, что деньги это не просто бумага, на которой написаны цифры, а обеспеченный неким материальным активом элемент расчетов - как между гражданами, так и между государствами. Деньги в свое время были введены для удобства обменных процессов. Ведь не очень удобно менять натуральное стадо баранов, к примеру, на воз бревен, а потом этот воз бревен менять на нужное сено или зерно. Гораздо проще предположить, что один баран равен одному золотому, а дальше просто поменять эти золотые на сено или зерно. Примитивные торговые отношения с древних времен существенно изменились, и немаловажную роль в этом сыграло развитие банковской системы. Банки, изначально служившие денежными хранилищами, начали исполнять роль ростовщиков и ссужать жаждущих средствами под проценты. Видимо, спрос превысил предложения, поскольку многие банки исчерпали собственные свободные средства и стали обращаться к друг другу за помощью. Проценты "для своих" были более низкими, ведь нужно было оставить возможность заработать. Так, постепенно, сложилась определенная иерархия - крупные банки кредитовали мелкие, а мелкие ссужали деньги непосредственным заемщикам. Так кредит, по сути, стал двигателем прогресса.
Позже, в эпоху раннего капитализма, государство взяло на себя функции всеобщего кредитора. Появились первые государственные центральные банки. Они осуществляли координирование всей финансовой системы, хранили государственную казну и снабжали деньгами другие финансовые учреждения. Основной принцип при этом сохранился: заработал сам - дай заработать другому. Если банк имеет возможность взять деньги в долг под 11% годовых, то сам он их готов отдать по 12,5% или 13%, а то и все 15% в год. Чем выше сумма займа и больше его обеспечение, тем ниже процент. В результате, больше всего платит банкам мелкий бизнес и население, которое к тому же размещает свои деньги на депозитах, предоставляя банку возможность также использовать их для кредитования. Так вот, как только основные механизмы кредитования оказались в государственных руках, возникла необходимость определить единые процентные ставки для всех участников финансового рынка. Примечательно, что при этом финансовые регуляторы руководствовались не только желанием создать для всех равные и справедливые условия, но и обеспечить здоровую конкуренцию. Ведь если национальные банки не устраивает стоимость кредитов у себя дома, они всегда могут обратиться за деньгами к иностранным партнерам. Правда при этом, заработают именно партнеры, а не национальный Центробанк. Ставка, по которой центральный банк готов кредитовать другие банки во всем мире называется ставкой рефинансирования. И только в России эту роль исполняет ключевая ставка. Хотя ставка рефинансирования у Банка России тоже есть, и она не меняется уже на протяжении трех лет, с 2012 года.
Ставка рефинансирования и ключевая ставка
Ставка рефинансирования существует во всех национальных мировых банках. В России до 2013 года именно она использовалась как процентная ставка, под которую Банк России выдавал кредиты коммерческим банкам. Однако укрепление рубля на фоне высокой цены на углеводороды в мире упрочило позиции Центрального банка, и позволило думать о возможности существенно удешевить кредиты для банков.
Но снижение ставки рефинансирования означало бы не только удешевление кредитов, но и сокращение размера штрафов и пеней, предусмотренных за нарушение обязательств. Ведь в Гражданском кодексе РФ ответственность в виде неустойки определяется исходя из размера ставки рефинансирования. Меньше ставка - ниже пени и штрафы. На это власть пойти не могла. Поэтому, в сентябре 2013 года в России появилась ключевая ставка ЦБ РФ, которая взяла на себя роль регулятора стоимости кредитов и депозитов, а ставка рефинансирования стала показателем, "имеющим второстепенное значение". Первоначально ключевая ставка была установлена на уровне 5,5% годовых. А ставка рефинансирования замерла на уровне 8,25%. При этом, до осени 2014 года обе ставки не очень сильно отличались друг от друга, а ключевая ставка была ниже ставки рефинансирования. Однако в результате финансового кризиса и падения рубля осенью 2014 года Центральный банк поднял ключевую ставку сперва до 9,5%, а в декабре - до 17% годовых. После этого ключевая ставка стала постепенно снижаться, и на момент написания статьи составляет 11% в год. Уравнять две эти ставки глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина планирует уже в 2016 году. Если, конечно, позволит экономическая ситуация.
Примечательно, что разные значения ключевой ставки и ставки рефинансирования волнуют умы юристов и судей. Ведь неустойку все считают по-прежнему, исходя из ставки рефинансирования, и это кажется невыгодным и не оказывающим влияния на должников. Поэтому некоторые судьи считают возможным рассчитывать пени, применяя ключевую ставку. В частности, в январе 2015 года в одном из решений Арбитражного суда Алтайского края была приведена такая формулировка:
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране, суд считает возможным взыскивать проценты с учетом ключевой ставки, равной 17%.
Насколько такое решение соответствует нормам Гражданского кодекса, пусть разбираются другие служители Фемиды. Скорее всего, что они не поддержат эту инициативу, ведь Высший арбитражный суд РФ и Верховный суд РФ еще 10 лет назад разъяснили, что для расчета пени можно применять только ставку рефинансирования. Верховный суд РФ своей позиции по этому поводу с тех пор не менял, поэтому и нижестоящие суды должны поостеречься. Аналогичные нормы по начислению пени определены в Налоговом кодексе РФ. Правда в налоговом законодательстве применяется повышающий коэффициент 1,22 к ставке рефинансирования. Поэтому, фактически налогоплательщики оплачивают неустойку из расчета ключевой ставки.
Кредиторам выгоднее применять ключевую ставку, но высшие судебные инстанции однозначно указывают на применение только ставки рефинансирования. По закону наряду со взысканием неустойки можно требовать полного возмещения причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды. Но на практике взыскать ее очень сложно — нужно документально подтвердить размер убытков, доказать причинную связь с действиями ответчика и разумность собственных затрат.
Однако, вернемся к влиянию процентных ставок на экономику. И попробуем сравнить ситуацию с другими странами. Например, США и Китаем.
Они и мы
В Соединенных штатах Америки есть свой Центробанк - Федеральная резервная система (ФРС). Он так же регулярно пересматривает ставку рефинансирования для США, как и российский Центробанк ключевую ставку. С одной существенной разницей - ставка ЦБ РФ влияет только на внутренний российский рынок, тогда как ставка ФРС затрагивает многие мировые валюты, включая российский рубль. Почему так происходит?
Ключевая ставка — основной параметр, отличающий типы стран по экономической системе. Все страны мира в этом плане делятся на две группы: одна — страны с высокими ключевыми ставками и другая — с низкими. Группа стран с низкими ключевыми ставками — это порядка 40 стран: все европейские, США, Англия, Япония… Когда у вас в стране низкая ставка, в экономике оборачиваются, в основном, ваши национальные деньги. Вот возьмем Россию, вы — инвестор или, допустим, ведете бизнес в Калуге. Если вы строите на иностранные деньги, например, на европейские, у вас доступ к ним за четыре процента, если на российские — за 15-20 процентов. Естественно, вы не идиот и не пойдете в российскую банковскую систему за 20 процентов, а пойдете в иностранный банк.
В мире сложилась финансовая система на основе американского доллара. Именно поэтому Россия получила такие существенные последствия от введения санкций Запада. Примечательно, что процентная ставка ФРС находится на рекордно низком уровне уже 7 лет - с 2008 года. За это время эксперты несколько раз предрекали повышение ставки, но этого так и не произошло. Последнее заседание Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США состоялось в двадцатых числах октября 2015 года и базовая процентная ставка сохранилась на прежнем уровне - 0 - 0,25%. Теперь финансовые аналитики ожидают декабрьского заседания комитета и опасаются, что увеличение ставки сыграет не лучшую роль для многих мировых валют, включая российский рубль. Глава Банка России Эльвира Набиуллина уже не раз отмечала, что одной из причин высокой волатильности курса рубля является неопределенность о сроках, скорости и уровне возможного повышения ставки ФРС. Примечательно, что такой уровень ставки ФРС до введения секторальных санкций был выгоден, в том числе, и для российских банков. А значит, в какой-то мере, и для российского бизнеса. Банки имели возможность кредитоваться за рубежом под низкий годовой процент, и ссужать эти деньги крупному бизнесу практически на уровне ключевой ставки ЦБ. Импортные деньги были дешевле российских. При этом, сам Центробанк также размещал средства за рубежом, в частности, пополняя золотовалютные запасы и Резервный фонд. После введения санкций банки потеряли доступ к зарубежному кредитованию и стали вынуждены обращаться в национальный банк. Что само по себе существенно замедлило российскую экономику. Другие развивающиеся экономики, например одна из самых динамичных и крупных экономических систем мира - китайская, - также имеют собственную стратегию денежного влияния на рост экономики. Поскольку рост экономики Китая за последний год существенно замедлился до 6,9% ВВП, то по состоянию на 1 сентября 2015 года, Народный банк Китая уже в шестой раз с ноября 2014 года снизил базовые процентные ставки. В Китае таких ставок две - одна на депозиты для банков установлена на уровне 1,5% годовых, а вторая на кредитование - на уровне 4,3% годовых. Как видим, это почти в три раза ниже, чем ключевая ставка ЦБ РФ, а значит кредитоваться в Китае нашим банкам должно быть выгодно. Учитывая хорошие отношения, сложившиеся между Россией и Китаем, а так же взаимное участие обеих стран в БРИКС, такой путь для поддержания российской финансовой системы вполне вероятен. И означает поворот на Восток. Ведь уход российских кредиторов с Запада означает сокращение доходов для западных банков, и является обоюдно невыгодным.
Как это работает?
Вернемся к главному вопросу - почему ключевая ставка оказывает такое влияние на бизнес в целом и на реальный сектор экономики и ВВП, в частности? Для этого рассмотрим один практический пример. Представим себе абстрактную сделку кредитования. Есть крупный российский банк "А", есть бизнесмен, имеющий бизнес-план постройки нового завода, на который ему нужен 1,2 млрд рублей. Фактически, у бизнесмена есть собственные средства в 100 млн рублей, и возможность привлечь инвесторов еще на 100 млн рублей. Следовательно, для запуска производства ему не хватает 1 млрд рублей. Если он хочет воплотить свою идею в жизнь, он должен занять эти деньги. Постройка завода позволит ему трудоустроить 1,5 тысячи человек и зарабатывать в год 2 млрд рублей с рентабельностью 15%, после уплаты налогов. Значит вернуть кредит без учета процентов бизнесмен сможет примерно за 3 года. Но без процентов денег ему никто не даст. Обратившись в банк, бизнесмен получит одобрение кредитования своего проекта в среднем под 14,5% сроком на 5 лет. Таким образом, его издержки возрастут на 14,5%, а срок выплаты долга увеличится примерно на два года. Но если бы банк мог дать ему кредит под 10% годовых, то издержки были бы ниже, а срок выплаты быстрее. Выплатив кредит, бизнесмен сможет начать новый проект, используя прибыль от завода на развитие производства. В результате ВВП страны вырастет. Ведь реальный сектор экономики - производство получит развитие. Таким образом, чем ниже ключевая ставка ЦБ РФ или заемные средства в целом, тем живее экономика и больше шансов на рост ВВП. Но это одна сторона медали. Дешевые кредиты увеличивают покупательский спрос, в результате увеличивается не только собственное производство, но и импорт. На этом фоне может вырасти инфляция. Необходимо, таким образом, соблюдать золотую середину. Хорошо помогает в этих целях наличие конкуренции, в частности в системе кредитования. Остается еще один важный вопрос - при чем здесь вообще курс рубля? Почему повышение ключевой ставки позволило укрепить рубль, а возможность ее снижения увеличивает его волатильность?
Конечно, ЦБ кредитует банки, это все правильно. Но процентные ставки в экономике напрямую связаны с инфляцией, потому что основные ресурсы банков — это не деньги ЦБ, а деньги населения, предприятий. Если, грубо говоря, у вас инфляция — десять процентов в год, то процентная ставка по депозитам должна быть десять процентов в год, ключевая — грубо говоря, 15 процентов, а кредитная еще выше. Это банковская маржа — покрыть расходы банка и обеспечить прибыль акционерам. Более того, развивать бизнес лишь за счет кредита — это очень рискованная политика. Но если инфляция — экономический показатель, то ставка формируется властями, центральными банками. Значит, как только наш Центральный банк повысил ставку, он автоматически вытащил и инфляцию под сегодняшние проценты. Автоматически. Надо иметь в виду следующее: на начало этого года денежная масса российской экономики в целом составляла 15 триллионов рублей, из них иностранных кредитов и инвестиций — 700 миллиардов долларов. Только четверть финансового оборота приходилась на рубли. И это неудивительно, потому рубль дорогой, а фунты, доллары, евро и прочие — дешевые, они в итоге просто его заместили. В результате к концу 2014 года мы имели экономику, в которой на три четверти оборачивалась иностранная валюта. Это и составило основную причину всплеска инфляции.
Правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым ожидало, что некоторое ослабление рубля позволит поддержать реальный сектор экономики за счет курсовой разницы, в итоге ситуация просто вышла из-под контроля. Повышение ставки послужило шоковой терапией для валютных игроков. Покупать валюту стало невыгодно, благодаря повышению стоимости внутрироссийских кредитов. При низкой процентной ставке банки брали краткосрочные кредиты у ЦБ РФ, и покупали иностранную валюту, зарабатывая на спекуляциях с курсом. Эти спекуляции отрицательно сказались на курсе рубля. При высокой ключевой ставке финансовым организациям такие операции стали невыгодными. Однако и слишком низкая ставка пока, по мнению Центробанка, пока не подходит для российской экономике. Поэтому, оставляя ключевую ставку на прежнем уровне, финансовый регулятор замечает, что баланс рисков на рынке по-прежнему смещён в «сторону существенного охлаждения экономики». Именно с такой формулировкой сегодня, 30 октября 2015 года, было принято решение о сохранении ключевой ставки ЦБ РФ на прежнем уровне - 11% годовых. Как сказано в сообщении регулятора:
По оценкам Банка России, годовой темп прироста потребительских цен на 26 октября составил 15,6% после 15,8% в августе. При этом инфляционные ожидания, хотя и снизились по сравнению с сентябрем, остаются на повышенном уровне. Умеренно жесткая денежно-кредитная политика и слабый потребительский спрос при низком росте номинальных доходов населения ограничивают инфляцию.
В следующий раз Совет директоров Банка России рассмотрит возможность изменения ключевой ставки 11 декабря 2015 года. До этого времени на курс рубля и развитие экономической ситуации будут влиять другие факторы.
Дополнительно: