Определение первоначальной стоимости основных средств ИП при ЕН по УСН как доходы минус расходы
Просмотров: 1Добрый день!
Я являюсь ИП, находящимся в настоящее время одновременно на ЕНВД и ЕН по УСН "доходы минус расходы", а за 1,5 года до этого времени находился исключительно на ЕНВД. Столкнулся с проблемой зачета в расходы по ЕН по УСН амортизационных отчислений по нежилому помещению, введенному в эксплуатацию для извлечения дохода в виде получения арендной платы с 01.01.12(ранее вообще не использовалось в коммерческих целях), но приобретенного в период до регистрации в качестве ИП в 2009 году и зарегистрированного в ФРС еще в далеком 2007 году. После начального изучения НК РФ имею вопросы:
- как исчислить "первоначальную" стоимость основных средств в соответствии со ст.258 НК РФ, приобретенных как физ.лицом до регистрации в качестве ИП?
- по формальному применению ст.346.25 в случае, если не удастся доказать отсутствие коммерческой эксплуатации данного помещения:
- в период нахождения на ЕНВД(не связанном с эксплуатацией данного помещения) амортизационные начисления «аккумулируются» в силу независимости налоговых отчислений от реального дохода или «погашаются» без возможности последующего зачисления в расходы?
- как определить «остаточную» стоимость основных средств, если произошел не «переход» с ЕНВД на ЕН по УСН, а дополнение еще одним видом деятельности?
- как понимать положение о том, что остаточная стоимость «при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов» не определяется – если я приобрету нежилое помещение в момент нахождения на ЕН по УСН «в виде доходов», а спустя 2 года перейду на ЕН по УСН «в виде доходы минус расходы», то каким образом мне предстоит тогда учитывать в расходах амортизационные отчисления: от первоначальной стоимости или вообще такое право утрачивается?
- может ли смещаться начало амортизационного периода нежилого помещения как основного средства от момента регистрации собственности в ФРС до момента ввода в реальную эксплуатацию для извлечения доходов?
- если я официально прекращу регистрацию своей деятельности в качестве ИП, а затем через некоторое время зарегистрирую себя как ИП вновь, то будут ли при сдаче в аренду этого же нежилого помещения от лица вновь зарегистрированного ИП находящегося на ЕН по УСН учитываться(и если будут, то как) все предыдущие зачеты амортизационных отчислений в расходы(например в ЕН по УСН) из моей «прошлой» предпринимательской жизни?
Уточнение от 11 января 2012 - 17:14
Кроме того, хотел бы уточнить, будет ли на меня как на физ.лицо распространятся положение ст. 346.16 НК РФ о том, что в случае реализации основного средства со сроком полезного использования свыше 15 лет - ранее 10 лет «плательщик единого налога обязан будет восстановить стоимость основного средства, а сумму налога и пени уплатить в бюджет», если на момент перехода права собственности при отчуждении данного объекта, я официально прекращу свою регистрацию в качестве ИП?
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Независимо от того, какой режим налогообложения применяет предприниматель - ОСНО или УСНО, Минфин и налоговые органы считают, что он не может учесть в предпринимательских расходах стоимость имущества, приобретенного до регистрации в качестве предпринимателя. Объясняется это тем, что в момент приобретения имущества физлицо еще не было предпринимателем (то есть покупало имущество для личных целей), расходы на тот момент еще не были связаны с предпринимательской деятельностью, а значит, они не удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ.
Если же цена вопроса велика и вы все-таки готовы рискнуть и пойти на спор с налоговиками, то знайте, что отстаивать свою позицию вы однозначно будете в суде. Вот какие аргументы можно привести в суде в ее защиту:
- использование предпринимателем имущества в личных целях до начала ведения
деятельности не лишает его права включать стоимость имущества в налоговые
расходы. А тот факт, что имущество было приобретено еще до начала ведения
предпринимательской деятельности, не имеет значения. Имущество должно
использоваться для предпринимательской деятельности, а не приобретаться в
периоде ее ведения. С этим согласились и суды;
- к основным средствам (амортизируемому имуществу) относится имущество, которое
удовлетворяет четырем условиям (Пункт 1 ст. 256 НК РФ):
- принадлежит вам на праве собственности;
- используется для извлечения дохода;
- стоит более 20 000 руб.;
- имеет срок полезного использования более 12 месяцев.
И при выполнении этих условий на момент начала использования имущества в предпринимательской деятельности вы имеете полное право отнести имущество к основным средствам и расходы на его приобретение учесть при расчете НДФЛ либо налога при УСН.
Первое, что вам предстоит сделать, - это определить стоимость имущества (то есть размер учитываемых расходов).
Прежде всего у вас на руках должны быть платежные документы (платежные поручения, чеки ККТ, расписки в получении денег, в том числе записи в договоре о том, что деньги получены продавцом), подтверждающие оплату имущества. Если у вас есть только, например, договор или накладные, где указана стоимость имущества, даже не пытайтесь учесть эту сумму в расходах. Налоговики сочтут их неоплаченными. И будут абсолютно правы, поскольку у предпринимателей и при общем режиме, и при упрощенке расходы учитываются по кассовому методу, то есть только после оплаты (Пункт 2 ст. 54 НК РФ).
Предположим, платежные документы у вас сохранились. Но будет ли указанная в них стоимость имущества первоначальной стоимостью основного средства, которую вы будете списывать в расходы (Пункт 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ)? Не всегда, и вот почему.
Если имущество (автомобиль или квартира) длительное время (например, 5 лет) сначала использовалось в личных целях, а потом стало использоваться в предпринимательской деятельности, вполне понятно, что в результате износа его стоимость могла уменьшиться. И к началу использования в предпринимательской деятельности это имущество стоит уже не как новое.
Определение стоимости имущества в схожей ситуации регулирует НК в п. 1 ст. 277, в которой говорится о порядке определения стоимости имущества, вносимого физлицом в уставный капитал организации. В такой ситуации стоимость передаваемого физлицом имущества определяется исходя из затрат на его приобретение с учетом износа, но не выше рыночной стоимости имущества.
Поэтому, чтобы определить, какую стоимость имущества вы можете учесть в расходах, вам надо сравнить покупную стоимость этого имущества с его рыночной ценой. Ведь лучше всего "цену износа" определяет рынок, на котором покупатели и продавцы решают, за какую цену они готовы купить или продать бывший в употреблении товар. Определить рыночную цену не так сложно, основываясь на данных из СМИ и Интернета. Ведь недвижимость и автомобили - всегда ходовой товар. Документами, подтверждающими рыночную стоимость имущества, аналогичного вашему имуществу, будут распечатки с сайта или, например, газета "Из рук в руки". Также рыночную стоимость имущества может подтвердить и независимый оценщик, но за его услуги вам придется заплатить.
Однако надо иметь в виду, что рыночная стоимость недвижимости постоянно растет и, как правило, всегда больше цены приобретения. А рыночная стоимость подержанных автомобилей обычно ниже их покупной стоимости. Поэтому с учетом упомянутой нормы НК РФ стоимость имущества, которую вы можете учесть в расходах, будет равна:
- (или) покупной стоимости, если она меньше рыночной цены;
- (или) рыночной цене, если она меньше покупной стоимости имущества.
Упрощенцы, в отличие от общережимников, амортизацию по основным средствам не начисляют. У них другой, более быстрый порядок списания стоимости амортизируемого имущества на расходы.
Если читать НК буквально, то получается, что стоимость имущества, приобретенного до того, как вы стали предпринимателем и начали применять упрощенку, надо списывать по правилам учета основных средств, приобретенных до перехода на УСНО, а именно (Подпункт 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ):
(если) срок полезного использования ОС не превышает 3 лет, то расходы
признаются равномерно в течение первого календарного года применения УСНО;
(если) срок полезного использования от 3 до 15 лет (включительно), то в течение
первого года применения УСНО списывается 50% стоимости объекта, второго года -
30%, третьего года - оставшиеся 20%;
(если) срок полезного использования более 15 лет, то стоимость ОС списывается
равномерно в течение первых 10 лет применения УСНО.
Кстати, есть одно решение ФАС Северо-Западного округа, где суд указал, что предприниматель, который оплачивал основное средство - нежилое помещение до даты регистрации в качестве предпринимателя-упрощенца, а ввел его в эксплуатацию, когда стал применять упрощенку, может включить стоимость этого нежилого помещения в расходы в порядке, предусмотренном для ОС, приобретенных до применения УСНО.
ВНИМАНИЕ!Поскольку при учете в налоговых расходах стоимости имущества, приобретенного до получения статуса предпринимателя, риски столь велики, то лучше поступить так. В первый год использования имущества в предпринимательской деятельности его стоимость в расходы не включать и заплатить налог (при УСНО или НДФЛ) без учета стоимости имущества. А потом подать уточненную декларацию (по УСНО или 3-НДФЛ) за этот год, в которой в расходах учесть стоимость этого имущества. В результате возникнет переплата. К уточненной декларации приложите заявление на возврат налога. Учитывая позицию налоговиков, налог вам, конечно, могут и не вернуть. Но это спасет вас от штрафа и пеней. А в суде вам придется отстаивать лишь возврат излишне уплаченного налога.