Рейтинг@Mail.ru

Вправе ли налоговый орган требовать документы?

Просмотров: 2
Галина
Вопрос задан10 марта 2017 в 08:10

Здравствуйте. У нашего контрагента проводится выездная проверка. Нам пришло требование , где наряду с документами подтверждающими оказание нами услуг , истребуются трудовые договоры с нашими работниками за два года и книга доходов и расходов за 2 года ( мы применяем УСН). Вправе ли налоговый орган истребовать данные документы?

Вопрос относится к городу Биробиджан

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Любовь_
Опубликовано10 марта 2019 в 13:03
Опубликовано10 марта 2019 в 13:03

Здравствуйте!

Да, вправе.

Статья 31. Права налоговых органов

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 31]

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;...

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 93]

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Прочтите консультацию.

В отношении организации проводится комплексная выездная налоговая проверка.

Налоговый орган требует представить копии книги расчетов по оплате труда, трудовые договоры.

Законно ли это, если в трудовых договорах содержатся персональные данные сотрудников, в книге расчетов - доходы сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый орган в связи с проведением комплексной выездной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика документы, содержащие персональные данные его сотрудников (в том числе трудовые договоры и книги расчетов по оплате труда). Для представления по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные физических лиц, получать согласие субъектов этих персональных данных оператору не требуется.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами - членами Совета Европы 28.01.1981.

В соответствии с частью первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, его ИНН. Типовых бланков для книги учета расчетов по оплате труда не предусмотрено, такие книги ведутся в произвольной форме. Как правило, в них отражаются сведения о фамилиях, именах, отчествах работников и о получаемых ими от работодателей суммах доходов.

Таким образом, трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда содержат персональные данные сотрудников.

Любые действия или операции с персональными данными считаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Таким образом, представление по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные, является обработкой персональных данных.

Согласно ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ по общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Таким образом, предоставление в налоговый орган (оператору - смотрите п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ) документов, содержащих персональные данные, не требует получения согласия субъекта персональных данных (сотрудников) в том случае, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговому органу предоставлено право в ходе проведения выездной проверки требовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы*(1):

- служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

- подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Этому праву корреспондирует установленная пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом нормы НК РФ не содержат запрета на истребование в рамках проведения контрольных мероприятий (в том числе выездной проверки) документов, содержащих персональные данные физических лиц.

Соответственно, в рамках проведения выездной проверки документы, содержащие персональные данные физических лиц, могут предоставляться в налоговый орган без согласия этих физических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что НК РФ не определяет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы в рамках выездной налоговой проверки у налогоплательщиков (налоговых агентов) с целью проверки правильности исчисления и уплаты ими тех или иных налогов.

Установлен только запрет на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Кроме того, косвенное ограничение на круг подлежащих истребованию документов содержится в п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которому не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Иными словами, критериев, позволяющих определить, какие именно документы (и в каких случаях) могут считаться необходимыми для проверки налогоплательщика, НК РФ не установлено, что предоставляет на практике налоговым органам возможность запрашивать документы, руководствуясь собственным усмотрением.

Как поясняют специалисты Минфина России (письмо от 22.02.2012 N 03-02-08/16), перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, учитывая норму п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки. На это указывает и судебная практика (постановления ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10 по делу N А40-91995/09-107-571, Поволжского округа от 14.11.2006 N А57-26422/05-25).

В рассматриваемом случае налоговый орган требует представить трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда. Данные документы, на наш взгляд, вполне можно считать документами, связанными с проверкой правильности исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль и НДФЛ.

Так, например, в целях исчисления налога на прибыль расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Подпунктом 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Как видим, трудовой договор прямо назван в НК РФ в качестве документа, которым должны быть подтверждены расходы на оплату труда. Напомним, что в целях расчета налога на прибыль могут быть учтены только обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, отсутствие трудовых договоров (или отсутствие в этих договорах тех или иных условий, соблюдение которых необходимо для учета того или иного вида расходов на оплату труда) влечет невозможность принятия к налоговому учету расходов на оплату труда (заработная плата, премии и т.д.).

Таким образом, трудовые договоры являются документами, подтверждающими возможность учета расходов на оплату труда.

Что касается книг учета расчетов по уплате труда, то данные книги будут выступать документами, подтверждающими величину расходов на оплату труда, учтенных при расчете налога на прибыль.

В целях исчисления НДФЛ налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть данные, содержащиеся в книгах учета расчетов по уплате труда, служат прямым основанием для расчета НДФЛ при исполнении работодателем обязанностей налогового агента (ст. 226 НК РФ).

Таким образом, с учетом всего вышесказанного считаем, что в данном случае действия налогового органа по истребованию копий книг учета расчетов по оплате труда и трудовых договоров правомерны.

Отказ от представления таких документов или непредставление их в установленные сроки может быть признан налоговым правонарушением, влекущим ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества



Уточнение от 10 марта 2017 - 13:03
Извините, не внимательно прочла вопрос, проглядела, что проверка проводится у Вашего контрагента.

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 93.1]

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять ТОЛЬКО ТЕ ДОКУМЕНТЫ (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

Трудовые договоры это сугубо внутренние документы и никакой информации о контрагенте не содержат, поэтому налоговая не вправе их запрашивать.

Посмотрите решение суда

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 года Дело № А12-10258/2008

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЧОП» КОР-Сервис», г.Волгоград к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгограда, о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65

Установил

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «КОР-сервис» г.Волгоград обратилось в арбитражный суд с требованием к Инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Волгоград о признании недействительным Решения от 05.06.2008г. № 18-06-65.

Обжалуемым решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности по основаниям ст.ст. 93.1, 129.1 НК РФ за отказ в предоставлении информации в рамках проведения проверки деятельности другого налогоплательщика (банка).

Решением суда первой инстанции заявление было удовлетворено, решение налогового органа было признано недействительным. В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Как следует из материалов дела, 09.04.2008г. ИФНС России по Центральному району г.Волгограда в адрес ООО «ЧОП «КОР-Сервис» было направлено требование N18-06-СО/2292 о предоставлении документов: штатного расписания (с изменениями и дополнениями, действующими в 2006г.; приказов (распоряжений) о приеме на работу, переводе, увольнении сотрудников Общества, трудовых договоров, трудовых книжек сотрудников Общества (лист первый ФИО), листов с записями, датированными в 2006г., перечисленных в списке, ведомостей начисления заработной платы за январь- декабрь 2006г.

В обоснование указанного требования указано, что данные документы запрашиваются связи с тем, что в ходе проведения выездной проверки ОАО «АКБ «КОР» г.Волгоград установлены факты перевода сотрудников банка (охранников) в Общество, а также заключение между данными юридическими лицами договоров на оказание охранных услуг.

В ответ на данное требование Общество письмом от 23.04.2008г. сообщило, что требование в части представления вышеперечисленных документов исполнению не подлежит, поскольку не соответствует ст. 93.1 НК РФ.

ИФНС России по Центральному району г. Волгограда был составлен Акт № 18-06-6/376дсп от 12.05.2008г. и решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда N18-06-65 от 05.06.2008г. ООО «ЧОП «КОР-Сервис» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений налоговому органу в виде штрафа в размере 1000 руб.

Суд кассационной инстанции исследовав доводы, изложенные в жалобе применительно к материалам дела пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Исходя из положений п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Положения п. 1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают право налогового органа, проводящего налоговую проверку на истребование у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку вправе истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребованные налоговым органом документы являются внутренними документами ООО «ЧОП «КОР-Сервис», которые не содержат информации о проверяемом ОАО «АКБ «КОР» и не имеют отношения к деятельности банка.

Поскольку налоговым органом в нарушение ст. 93 НК РФ были истребованы документы у Общества, не касающиеся деятельности проверяемого ОАО «АКБ «КОР», следовательно, привлечение ООО «ЧОП «КОР-Сервис» к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, неправомерно, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Постановил

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2008 по делу NА12-10258/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Ирина Шлячкова
Опубликовано11 марта 2019 в 09:58
Опубликовано11 марта 2019 в 09:58

Здравствуйте!

В том случае, если в отношении Вашей организации проверка не проводится и в Ваш адрес не поступало соответствующее предписание из налогового органа, то требование НЕПРАВОМЕРНО.

Вы вправе обжаловать действия налогового органа в судебном порядке.

Похожие вопросы по этой теме:

Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте