Рейтинг@Mail.ru

Преобразование МУП

Просмотров: 3
Елена
Вопрос задан14 июля 2016 в 11:11

Добрый день. Мы- муниципальное унитарное предприятие, единственный учредитель -администрация района. Согласно 321-ФЗ с 01.01.2017 все ГУПы и МУПы при осуществлении закупок должны руководствоваться 44-ФЗ. Хотелось бы этого избежать. Возможно ли преобразование (путем приватизации) МУП в ООО, если наш уставный капитал составляет 100 тыс. руб., (по всем параметрам подпадаем под субъект малого предпринимательства)? Какие наши действия и как долго это происходит? Возможно ли преобразование МУП в автономное учреждение (наша деятельность инженерно-геодезические изыскания,подготовка градостроительных планов,кадастровые работы) и что для этого нужно? Спасибо.

Вопрос относится к городу Новосибирск

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Bestof
Опубликовано14 июля 2018 в 23:22
Опубликовано14 июля 2018 в 23:22

Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Согласно п. 2 ст. 29 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях.

П. 1 ст. 34 ФЗ от 14.11.2002 года содержит следующие положения:

"Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации."

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе в том числе посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом ГУП И МУП могут быть преобразованы в ООО или АО в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ, в том числе ст. 37.

Форма хозяйственного общества, в которое может быть преобразовано УП, зависит от следующих факторов (п. 2 ст. 13 ФЗ от 21.12.2001 года):

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 ФЗ № 178-ФЗ (от 21.12.2001 года) размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество. В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Елена Тарасова
Опубликовано21 июля 2018 в 11:33
Опубликовано21 июля 2018 в 11:33

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что законом данный вопрос не урегулирован и ответ может быть дан только исходя из общих основ законодательства, с учетом сложившейся практики.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Вместе с тем допускается преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм. Такое преобразование осуществ­ляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. До июля 2011 г. преобразование унитарного предприятия было возможно только в открытое акционерное общество. С 26 июля 2011 г. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым в качестве одного из способов приватизации муниципального имущества названо преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Преобразование унитарного предприятия в ООО происходит в том случае, если имущество этого предприятия ниже уставного капитала акционерного открытого общества (п. 2 ст. 13 Закона № 178-ФЗ). В настоящее время минимальный уставный капитал ОАО составляет тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, а именно 100 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Поэтому унитарные предприятия, имеющие активы на сумму меньше 100 000 руб., могут быть преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Отметим, что имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Поэтому решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принимает администрация муниципального образования.

Согласно п.5 ст.58 при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Пункт 2 ст. 59 ГК РФ устанавливает только, что передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Указаний о том, кто должен подписывать акт в такой ситуации, в законе нет. При этом передаточный акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, его непредставление влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (смотрите также пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).

Между тем в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (которое с этого момента начинает существовать - п. 2 ст. 51 ГК РФ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Иными словами, юридически до момента регистрации юридическое лицо не существует в новой организационно-правовой форме, а после этого момента оно перестает существовать в своей прежней организационно-правовой форме. Это делает, как минимум, затруднительным (если не невозможным) подписание передаточного акта двумя сторонами. В связи с этим отметим, что ни в одном нормативном акте не указано, что этот акт представляет собой двусторонний документ. Поэтому, полагаем, он может быть подписан и от имени только одного, преобразуемого юридического лица.

Вместе с тем применительно к рассматриваемому вопросу следует также учитывать, что в соответствии с пп. 1.1. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) является одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества.

Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ. К сожалению, ст. 11 Закона N 178-ФЗ устанавливает требования к содержанию передаточного акта, но также не указывает, кем он подписывается.

Тем не менее можно учесть, что приватизация - это отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Закона N 178-ФЗ). В рассматриваемом случае имущество, находящееся в муниципальной собственности, хотя и в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), передается в собственность ООО (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания участников ООО руководитель муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ООО, назначается директором (генеральным директором) такого общества.

Вероятно, именно поэтому на практике передаточный акт зачастую подписывается между органом, представляющим собственника при реализации полномочий по управлению имуществом, и вновь образуемым хозяйственным обществом, представляемым его (генеральным) директором - руководителем (до момента регистрации завершения преобразования) муниципального унитарного предприятия (смотрите, например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 N 18АП-200/2011 и от 07.05.2009 N 18АП-2375/09, ФАС Центрального округа от 18.11.2009 N А08-514/07-25, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2008 N А33-7920/2007-Ф02-5621/2008).

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

ст. 13, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Статья 26. Минимальный уставный капитал общества

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей.

ст. 26, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах"



Рекомендация эксперта
С наилучшими пожеланиями

Ирина Шлячкова
Опубликовано22 июля 2018 в 01:27
Опубликовано22 июля 2018 в 01:27

Здравствуйте!

Правовое положение государственного (муниципального) унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации такого предприятия определяет Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ). Решение о реорганизации унитарного предприятия принимает собственник имущества унитарного предприятия (пп. 5 п. 1 ст. 20 указанного Закона). Собственником имущества унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. На основании п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно п. 2 указанной статьи реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях. Один из таких случаев установлен ст. 34 Закона N 161-ФЗ.

Итак, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

На основании п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Таким образом, унитарное предприятие по решению собственника может быть реорганизовано путем преобразования в автономное учреждение.

Похожие вопросы по этой теме:

Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте