Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Нормативно-правовые акты

Апелляционное определение Самарского областного суда от 26.10.2015 N 33-11886/2015

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

Требование: О признании незаконным и приостановлении осуществления строительных работ до получения разрешения на строительство. Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчики без получения разрешения на строительство на принадлежащем им земельном участке вели строительные работы по возведению объекта недвижимости. Решение: Требование удовлетворено, так как у ответчиков отсутствовало выданное в установленном законом порядке разрешение на строительство объекта недвижимости.

 

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2015 г. N 33-11886/2015

 

Судья: Малкина Л.И.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Назейкиной Н.А.,

судей Бочкова Л.Б., Самчелеевой И.А.

при секретаре Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Н.Г. - П. на решение Сызранского городского суда Самарской области от "18" августа 2015 года, которым постановлено:

"Удовлетворить исковые требования Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань.

Признать незаконным осуществление Д.Н., Н.И., Ш. и Н.Г. строительных работ на земельном участке площадью 3 619 кв. м, с кадастровым номером 63:08:0101020:259, разрешенное использование под строительство административного здания, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, и Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, приостановить на земельном участке площадью 3 619 кв. м, с кадастровым номером 63:08:0101020:259, разрешенное использование под строительство административного здания, расположенном по адресу: <адрес>, строительные работы до получения разрешения на строительство в установленном законном порядке.

Взыскать с Д.Н., Н.И., Ш. и Н.Г. государственную пошлину в местный бюджет по 75 рублей с каждого".

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя ответчика Н.Г. - П. (по доверенности N 63 АА 3011486 от 23.06.2015 года) в поддержание апелляционной жалобы, возражения представителя истца Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань Ц. (по доверенности от 08.07.2015 года) на жалобу, судебная коллегия

 

установила:

 

Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань обратился в суд с иском к Д.Н., Н.И., Ш. и Н.Г. о признании незаконным и приостановлении осуществления строительных работ до получения разрешения на строительство.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ответчики являются сособственниками земельного участка из земель населенных пунктов площадью 3 619 кв. м, с кадастровым номером 63:08:0101020:259, разрешенное использование под строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, на котором вопреки требованиям закона без получения разрешения на строительство ведут строительные работы по возведению объекта недвижимости. При этом данный земельный участок находится в непосредственной близости от объектов культурного наследия федерального и регионального значения, а строительство ведется в отсутствие положительного заключения историко-культурной экспертизы, что также противоречит закону.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань просил суд признать незаконным осуществление строительных работ на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 3 619 кв. м с кадастровым номером 63:08:0101020:259, разрешенное использование под строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать ответчиков приостановить их до получения разрешения на строительство.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Н.Г. - П. просит решение суда отменить, поскольку строительные работы на вышеуказанном земельном участке не ведутся, а производится лишь укрепление фундамента, подвергшегося обрушению из-за сильного паводка весной 2015 года. Кроме того, отсутствуют доказательства нахождения земельного участка в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения, собственники частной канализационной сети не возражают против проведения в будущем строительных работ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из пункта 2 статьи 263 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 1 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 25 Правил землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области, утвержденных Решением Думы г.о.Сызрань Самарской области от 30.03.2011 года N 16, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 25 Правил.

Осуществление строительства без надлежащего оформления проектно-разрешительной документации является основанием для приостановления строительства этого объекта, так как строительная деятельность несет в себе повышенную опасность для окружающих. Такая деятельность должна осуществляться при наличии соответствующих разрешительных документов.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, 13.03.2013 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.03.2013 года N 1/У (л.д. 140-141) за Д.Н., Н.И., Ш. и Н.Г. зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/4 доли за каждым, на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 3 619 кв. м с кадастровым номером 63:08:0101020:259, разрешенное использование под строительство административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.03.2013 года серии 63-АК N N 099699, 099698, 054901 и 099700 (л.д. 136-139).

Согласно кадастровой выписки о земельном участке от 08.07.2015 года N 63-00-102/15-530430 границы земельного участка определены и соответствуют материалам межевания (л.д. 7-16). При этом в государственном кадастре недвижимости содержатся ограничения прав на данный земельный участок в отношении семи его частей различной площади.

Согласно Градостроительному плану данного земельного участка от 10.07.2015 года N RU63309000-770 земельный участок, принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности, расположен в территориальной зоне градостроительного регулирования Ц-1 - зона общественно-делового центра (л.д. 73-84).

В материалы дела представлены технические условия на подключение проектируемого административного здания на указанном выше земельном участке к сетям водоснабжения и водоотведения, электрическим сетям и сетям энергоснабжения (л.д. 86, 87-88, 89-90).

Согласно сообщению заместителя главы Администрации г.о.Сызрань - руководителя Комитета по строительству и архитектуре от 26.05.2015 года N 3197/Арх (л.д. 28) разрешение на строительство каких-либо объектов капитального строительства в границах земельного участка по адресу: <адрес> не выдавалось.

Как следует из сообщения и.о.генерального директора АО "<данные изъяты>" от 13.08.2015 года N 3799/04-04 (л.д. 124-125) граница земельного участка ответчиков проходит непосредственно через здание ТП-Музей. При производстве ответчиками строительных работ повреждены и выведены из работы действующие кабельные линии 0,4 кВ, нарушены специальные требования охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

26.06.2015 года административной комиссией Администрации г.о.Сызрань в отношении Д.Н. и Н.Г. составлены протоколы об административных правонарушениях в связи с наличием в их действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", выразившихся в неисполнении нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, а именно: осуществление строительства на вышеуказанном земельном участке без разрешения на строительство, получение которого в данном случае является обязательным в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области, утвержденных Решением Думы г.о.Сызрань Самарской области от 30.03.2011 года N 16 (л.д. 27, 34).

Постановлениями о назначении административного наказания от 14.07.2015 года Д.Н. и Н.Г. привлечены к административной ответственности за по части 1 статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" с назначением административных наказаний в виде штрафа в размере 4 000 рублей и 2 000 рублей, соответственно (л.д. 127, 129).

Как следует из платежных поручений от 21.07.2015 года N 452 и от 20.07.2015 года N 251 (л.д. 128, 130), указанные выше штрафы оплачены нарушителями в полном объеме.

28.07.2015 года ответчики обратились к руководителю Комитета по строительству и архитектуре с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 3 619 кв. м по вышеуказанному адресу, а именно: по левой меже со стороны Краеведческого музея уменьшить отступ с 4 м до 0 м, со стороны <адрес> уменьшить отступ с 5 м до 3 м и увеличить процент застройки с 42% до 60% (л.д. 132-133).

Из акта проверки, проведенной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 07.08.2015 года N 10-15/10 (л.д. 163-164), следует, что в ходе проводимых на земельном участке ответчиков работ выявлены нарушения обязательных требований статей 5.1, 36 и 45 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Собственниками земельного участка организовано проведение строительных работ в отсутствие предусмотренного законом письменного разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. В непосредственной близости к объектам культурного наследия регионального значения "Дом с квартирами товарищества пекарей", "Дом с магазином купца Н.А. Леднева", расположенных по адресам: <адрес>, со стороны земельного участка по <адрес> выполнены работы по отрывке котлована, осуществляются работы по возведению бетонного фундамента и каркаса подвального этажа здания, ведутся арматурные работы. В открытом котловане сохранились фрагменты фундамента и кирпичной кладки подвального этажа ранее существовавшего здания объекта культурного наследия регионального значения "Гвоздильно-проволочный завод "Товарищества Гусев и К", расположенного по адресу: <адрес>.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приложение N 2 к Постановлению Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327, а не Приложение N 1.

 

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года N 1327 в границах ул. Советская, Ульяновская, Степана Разина и пер.Достоевского расположен объект культурного наследия федерального значения, памятник археологии "Сызранское городище" (л.д. 57).

При вынесении решения суд первой инстанции верно руководствовался положениями действующего законодательства и пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривается, что у ответчиков отсутствует выданное в установленном законом порядке разрешение на строительство объекта недвижимости на принадлежащем им на праве общей долевой собственности земельном участке площадью 3 619 кв. м по вышеуказанному адресу.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что строительные работы на указанном выше земельном участке не ведутся, а производится лишь укрепление фундамента, подвергшегося обрушению из-за сильного паводка весной 2015 года, поскольку в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ достаточные тому доказательства суду не представлены.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о проведении строительных работ, направленных на возведение на земельном участке объекта недвижимого имущества, для чего ответчиками заказан градостроительный план земельного участка, содержащий сведения о предполагаемом размещении на нем объекта капитального строительства, а 28.07.2015 года подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в связи с неблагоприятными условиями застройки.

Ответчиками также получены технические условия на подключение проектируемого административного здания, расположенного на указанном выше земельном участке к сетям водоснабжения и водоотведения, электрическим сетям и сетям энергоснабжения, что также свидетельствует именно об осуществлении строительной деятельности.

В не оспоренном ответчиками акте проверки, проведенной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 07.08.2015 года N 10-15/10, прямо указано на проведение строительных работ.

Кроме того, постановлениями о назначении административного наказания от 14.07.2015 года Д.Н. и Н.Г. привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", т.е. признаны виновными в осуществлении строительства на указанном выше земельном участке без разрешения на строительство.

Таким образом, на земельном участке ответчиков вопреки требованиям закона без получения разрешения на строительство ведутся строительные работы, относимые законом к источнику повышенной опасности и потому представляющие собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также сохранности имущества граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов проводится историко-культурная экспертиза.

Между тем, ответчиками историко-культурная экспертиза не заказывалась и не проводилась.

Согласно статье 36 вышеназванного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

Согласно топографической съемки по состоянию на 12.05.2015 года фундамент здания со стороны Краеведческого музея расположен на расстоянии 0,8-1,1 м; котлован со стороны улиц Ульяновская и со стороны Краеведческого музея расположен практически по границе земельного участка (л.д. 91).

Из материалов дела следует, фундамент строящегося здания фактически занимает 60% площади застройки, в то время как максимально разрешенный процент застройки участка согласно статье 56 Правил составляет 42%; параметры строительства объекта капитального строительства составляют от границ земельного участка со стороны смежного участка по левой меже 0 м, от красной линии 3,0 м. Между тем, минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красной линии согласно указанных Правил составляет 5 м, минимальный отступ зданий, строений, сооружений от границ земельного участка по левой меже - 4 м.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа зданий, строений, сооружений от границ смежного земельного участка по левой меже рассматриваемого земельного участка с 4,0 м до 0,0 м будет ущемлять права собственника смежного земельного участка, на котором расположено здание Краеведческого музея, поскольку от выступающих конструкций здания музея - крыльцо и лестничный эвакуационный выход со второго этажа, расстояние между зданиями будет составлять - 4,0 м, что противоречит требованиям противопожарной защиты (таблица 1 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям. Ограничение распространения пожара на объектах защиты).

Также не будет обеспечена ширина проезда для пожарной техники, поскольку при высоте здания от 13,0 м до 46,0 м, ширина проезда должна составлять 4,2 м (п. 8.6, 8.8 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям. Ограничение распространения пожара на объектах защиты"). Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания высотой до 28 м включительно должно быть 5-8 м. Следовательно, расстояние между зданиями должно быть не менее 14,2 м (5+5+4,2).

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нахождения данного земельного участка в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения, как противоречащие материалам дела.

Кроме того, ответчики не оспаривают тот факт, что по близости к земельному участку, на котором ведется строительство, располагается объект культурного наследия регионального значения "Дом купца Леднева", который также подлежит государственной охране.

Таким образом, продолжение строительства представляет опасность и для расположенных в непосредственной близости от земельного участка ответчиков объектов культурного наследия.

При указанных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении иска Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань к Д.Н., Н.И., Ш. и Н.Г. о признании незаконным и приостановлении осуществления строительных работ до получения разрешения на строительство является правильным.

Указанные в апелляционной жалобе представителя Н.Г. - П. доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Сызранского городского суда Самарской области от "18" августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Н.Г. - П. - без удовлетворения.

 

 

 

 

Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: