Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Нормативно-правовые акты

Постановление Верховного Суда РФ от 15.06.2015 N 25-АД15-3

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

Требование: О привлечении к ответственности по статье 13.11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2015 г. N 25-АД15-3

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника ООО "Тамерлан" Гончарова С.Н., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 19 июня 2014 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2014 г. и постановление председателя Астраханского областного суда от 17 ноября 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Тамерлан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 19 июня 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2014 г. и постановлением председателя Астраханского областного суда от 17 ноября 2014 г., ООО "Тамерлан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Гончаров С.Н. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ООО "Тамерлан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 5 статьи 5 Закона о персональных данных установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани от 6 июня 2014 г. в отношении ООО "Тамерлан" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному постановлению прокуратурой Кировского района г. Астрахани по обращению Скогорева А.И. в магазине "Покупочка", расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Студенческая, д. 4, проведена проверка на предмет соблюдения ООО "Тамерлан" законодательства о персональных данных.

В ходе проверки установлено, что ООО "Тамерлан" осуществляет обработку персональных данных физических лиц путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, передачи. При этом осуществляемая ООО "Тамерлан" в процессе своей деятельности обработка персональных данных покупателей не подпадает под исключения, установленные частью 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

20 марта 2014 г. в магазине "Покупочка", расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Студенческая, д. 4, потребителю, изъявившему желание вернуть товар продавцу, при наличии чека предложено заполнить в обязательном порядке заявление, в котором требуется указать персональные данные гражданина для возврата денежных средств.

Однако в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" истребование персональных данных является избыточным.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения общества мировым судьей судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации 06 административных правонарушениях.

Вышестоящие судебные инстанции согласились с выводами мирового судьи о наличии в действиях общества состава данного административного правонарушения.

Состоявшиеся по делу судебные постановления законными признать нельзя.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

Согласно судебным актам нарушение обществом установленного порядка обработки персональных данных выразилось в истребовании у покупателя персональных данных для возврата денежных средств, которое в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о персональных данных является избыточным, поскольку для возврата денежных средств достаточно кассового чека.

В соответствии с положениями статей 18, 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, в силу пунктов 26, 27 которых покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Исходя из положений пункта 2 Указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (действовавшего на момент вмененного административного правонарушения), организация розничной торговли вправе возвратить покупателям деньги за возвращаемые товары, оплаченные ранее наличными из денег, поступивших в их кассы за проданные ими товары.

Кассовые операции осуществляются в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 12 октября 2011 г. N 373-П (утратившим силу с 1 июня 2014 г. в связи с изданием Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У).

Данным Положением определен порядок ведения кассовых операций в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения.

Порядок выдачи наличных денег установлен главой 4 названного Положения.

Согласно пункту 4.1 Положения выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.

В силу пункта 4.2 Положения кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011), при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002, и соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.

Порядок составления и оформления расходного кассового ордера (унифицированная форма N КО-2) утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Согласно данному акту расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, его форма предусматривает обязательное указание фамилии, имени, отчества получателя денежных средств и данные документа, удостоверяющего личность.

Исходя из положений приведенных норм, возврат денег покупателю из кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям законодательства, истребование указанных персональных данных избыточным не является.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о нарушении ООО "Тамерлан" установленного порядка обработки персональных данных и наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 19 июня 2014 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2014 г. и постановление председателя Астраханского областного суда от 17 ноября 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Тамерлан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

жалобу защитника ООО "Тамерлан" Гончарова С.Н. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 19 июня 2014 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2014 г. и постановление председателя Астраханского областного суда от 17 ноября 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Тамерлан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

 

 

 

 

Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Правовой совет

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас