Перейти на мобильную версию
Нормативно-правовые акты

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А21-10375/2013

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

Медицинская организация, участвующая в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказывающая услуги скорой помощи на возмездной основе, привлечена к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку обязана оказывать соответствующие услуги бесплатно. Кроме того, заключенные договоры на оказание платных услуг не содержали всех необходимых сведений об исполнителе, что также является нарушением условий, предусмотренных лицензией.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N А21-10375/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Есиповой О.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: Зиновьева О.В. по доверенности от 05.05.2014, Николаев А.Н. по доверенности от 05.05.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5425/2014) ООО "Калининградская Неотложка" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2014 по делу N А21-10375/2013 (судья С.А.Зинченко), принятое

по иску (заявлению) Службы по контролю качества и медицинской помощи и лицензированию Калининградской области

к ООО "Калининградская Неотложка"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

установил:

Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области (ИНН 3905089522, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 1; далее - Служба, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Калининградская Неотложка" (ОГРН 1093925029660; адрес: 236016, г. Калининград, ул. Партизана Железняка, д. 9, лит. 2; далее - общество, ООО "Калининградская Неотложка") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 24.01.2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с решением суда, ООО "Калининградская Неотложка" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в неприменении подлежащих применению норм права, а также в неправильном определении и выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Службы отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки общества, в связи с чем, административная ответственность на ООО "Калининградская Неотложка" возложена неправомерно. Кроме того, общество считает, что к нему неправомерно применены положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку ООО "Калининградская Неотложка" не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представители ООО "Калининградская Неотложка" поддержали доводы апелляционной жалобы. Служба, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своего представителя в суд не направила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, на основании приказа от 22.10.2013 N Пмк-155/13 (л.д. 33-35) Службой проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет соответствия его деятельности лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности. Проведение проверки согласовано прокуратурой Калининградской области 23.10.2013 (л.д. 31).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2012 N 291 (далее - Положение) и подпункта "г" пункта 7 части II Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила) общество, участвующее в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также предоставляет платные медицинские услуги при оказании скорой, в том числе, скорой специализированной помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме;

- в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения и пункта 17 части IV Правил, заключенные между обществом и пациентами договоры о возмездном оказании медицинских услуг не содержат обязательных сведений, а именно: не указан адрес и место нахождения, телефон лицензирующего органа, выдавшего лицензию; не указан перечень работ (услуг), составляющих деятельность общества в соответствии с лицензией; не указан орган, осуществляющий государственную регистрацию общества.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 25.10.2013 N 155/13 (л.д. 11-17), составленном в присутствии и подписанным генеральным директором ООО "Калининградская Неотложка" Протасовой В.В.

На основании указанных нарушений 25.10.2013 в отношении общества в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 7-10), предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с изложенными обстоятельствами, в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Калининградская Неотложка" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, процессуальных нарушений при проведении проверки не установил.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 46 частью 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 8 Положения о службе, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 15, Служба осуществляет лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) и осуществляет определенные Законом о лицензировании полномочия лицензирующего органа в отношении лицензируемых видов деятельности.

16.02.2011 Службой выдана обществу лицензия N ЛО-39-01-000460 на осуществление медицинской деятельности (л.д. 54-56), в том числе при осуществлении доврачебной медицинской помощи по скорой медицинской помощи; при осуществлении скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, в том числе при осуществлении скорой медицинской помощи по скорой медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.

Частью 6 статьи 19 Закона о лицензировании предусмотрено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Проверка проведена на основании письма Министерства здравоохранения по Калининградской области от 20.09.2013 N 01-14/9231 о ненадлежащем исполнении медицинскими организациями положений приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 06.09.2013 N 321 "О постановке на опытную эксплуатацию информационной системы скорой медицинской помощи".

Указанное письмо направлено в связи с поступлением из ГБУЗ КО "Городская станция скорой медицинской помощи" письма исх. N 869 от 16.09.2013 (л.д. 38-39) о том, что бригады скорой медицинской помощи (в том числе общества) не принимали вызовы по неизвестным причинам, находились на неучтенных вызовах, докладывали о готовности к обслуживанию вызовов с опозданием, а также об отсутствии связи с бригадами скорой медицинской помощи.

Предметом указанных в части 6 статьи 19 Закона о лицензировании проверок лицензиата являются состояние используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, оборудования, иных объектов, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований (часть 7 статьи 19 Закона о лицензировании).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

В силу части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Согласно пункту 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Положения одним из лицензионных требований является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Учитывая характер деятельности общества по оказанию услуг скорой медицинской помощи, а также содержащиеся в письме ГБУЗ КО "Городская станция скорой медицинской помощи" от 16.09.2013 сведения о непринятии вызовов бригадами скорой медицинской помощи по неизвестным причинам, что могло повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В связи с изложенными обстоятельствами уполномоченным должностным лицом Службы издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Калининградская Неотложка", согласованный с Прокуратурой Калининградской области. Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности проведения проверки общества. Законодательством РФ не предусмотрено обязательное указание сведений о том, какие именно грубые нарушение послужили основанием для проведения внеплановой проверки в приказе о проведении проверки. Доводы апелляционной жалобы о незаконности проведения внеплановой проверки отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.

Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, не являющееся грубым нарушением лицензионных требований.

Пунктом 6 Правил установлено, что при заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Постановлением Правительства Калининградской области от 27.12.2012 N 1078 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа). Программа утратила силу с 24 декабря 2013 года в связи с принятием Постановления Правительства Калининградской области от 24.12.2013 N 1000. Между тем, на момент проведения проверки (с 24.10.2013 по 25.10.2013) программа действовала, в связи с чем ее положения применимы к спорным правоотношениям.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Программы она включает в себя перечень медицинских организаций, их структурных подразделений, участвующих в реализации Программы, согласно приложению N 1 к настоящей Программе.

Общество участвует в реализации Программы согласно пункту 92 Перечня медицинских организаций, их структурных подразделений, участвующих в реализации программы (приложение N 1 к Программе).

Согласно подпункту 3 пункта 6 Программы в рамках Программы населению бесплатно предоставляются скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

В силу пункта 16 Программы скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями гражданам бесплатно (пункт 17 Программы).

Согласно пункту 21 Программы медицинская помощь оказывается в следующих формах: экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования (пункт 35 Программы).

Таким образом, общество, являющееся участником Программы, обязано было оказывать услуги скорой медицинской помощи бесплатно.

Между тем, в ходе проверки установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что обществом заключены договоры о возмездном оказании медицинских и связанных с ними сервисных услуг: 16.09.2013 с Кучеренко Е.В., 04.09.2013 с Вакуленко А.В., которым были оказаны услуги скорой медицинской помощи и консультации врача скорой помощи на возмездной основе (л.д. 18-24).

Согласно подпункту "г" пункта 7 раздела II Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" скорая, в том числе, скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Согласно пункту 2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 (утратил силу с 31.12.2013) скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.

Таким образом, обществом неправомерно оказывались услуги скорой медицинской помощи на возмездной основе с учетом того, что ООО "Калининградская Неотложка" является участником Программы. В связи с изложенным арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 17 части IV Правил договор должен содержать следующие сведения об исполнителе: адрес места нахождения; перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, телефон выдавшего лицензию лицензирующего органа.

Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что перечисленные сведения в названных выше договорах отсутствуют. Данное нарушение обществом в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.

Доводы общества, касающиеся структуры тарифа на оплату медицинской помощи, правомерно отклонены судом первой инстанции, как не относящиеся к предмету судебного разбирательства.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Заявитель имел реальную и объективную возможность для осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, материалами дела, а именно актом проверки от 25.10.2013 N 155/13, протоколом об административном правонарушении от 25.10.2013, договорами возмездного оказания медицинских услуг, подтверждается состав вменяемого обществу административного правонарушения. В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции правомерно признал ООО "Калининградская Неотложка" виновным в совершенном административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при проведении внеплановой проверки судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

Размер административного штрафа, определенный судом первой инстанции - 30 000 рублей, признается судом апелляционной инстанции обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей подлежит возврату ООО "Калининградская Неотложка".

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 января 2014 года по делу N А21-10375/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калининградская Неотложка" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калининградская Неотложка" (ОГРН 1093925029660; адрес: 236016, г. Калининград, ул. Партизана Железняка, д. 9, лит. 2) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи

О.И.ЕСИПОВА

Н.И.ПРОТАС


Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Реклама:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх
x