Перейти на мобильную версию
Нормативно-правовые акты

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 по делу N А26-4268/2012

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

Если действие регионального закона, предоставляющего льготы отдельным категориям граждан, не было приостановлено законом о бюджете на очередной год и требования о взыскании суммы убытков, возникших в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, являются обоснованными по существу, заявленные убытки могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2012 г. по делу N А26-4268/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Несмияна С.И.,

судей Слобожаниной В.Б., Шестаковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,

при участии:

от истца: Каленская И.С., доверенность от 10.04.2012;

Ахмеджанова А.Л., доверенность от 10.04.2012;

от ответчиков:

1. Кузнецов Р.Г., доверенность от 16.07.2012;

2. Караульных Е.В., доверенность от 25.01.2012;

3. не явился, извещен;

4. Караульных Е.В., доверенность от 25.01.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16997/2012) общества с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 года по делу N А26-4268/2012 (судья Васильева Л.А.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ"

к 1. Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия

2. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

3. Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска"

4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия

о взыскании 132 018 рублей 01 копеек

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ" (ОГРН: 1021000540175, ИНН: 1001023718, далее - ООО "ТРИАЛ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов РК), Российской Федерации в лице Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ), Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (далее - Учреждение) Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерству здравоохранения и социального развития РК) о взыскании 132 018 рублей 01 копейки убытков, возникших в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в соответствии с договором N 78 от 09.01.2008 Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ООО "ТРИАЛ" просит решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 отменить, иск удовлетворить за счет Министерство финансов РФ. Податель жалобы обращает внимание суда на то обстоятельство, что агент истца ООО "Центр" своевременно направлял сформированные реестры для сверки базы льготников, а Центр социальной работы, в нарушение пункта 3.3.3 договора N 78 от 09.01.2008, в пятидневный срок не проверял и не заверял представленную информацию, тем самым препятствую выставлению истцом счетов-фактур.

Ответчики возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие бюджетного финансирования на покрытие расходов, понесенных истцом в прошлых периодах, а также на отсутствие оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что между ООО "Триал", Государственным учреждением социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" и ООО "Центр" заключен договор от 09 января 2008 года N 78 на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Законы о предоставлении льгот).

Договором предусмотрено возмещение ООО "Триал" расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, за счет средств бюджета Республики Карелия и в пределах средств, предусмотренных Центру в сводной бюджетной росписи Республики Карелия на цели, указанные в пункте 1 настоящего договора (том 1, л.д. 18-22).

В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года ООО "Триал" были оказаны жилищно-коммунальные услуги. При оплате оказанных услуг гражданам, имеющим право на получение льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, была предоставлена льгота в размере 50%.

Пунктом 3.1 договора установлен порядок взаимодействия в целях возмещения расходов ООО "Триал" в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК). В частности предусмотрено, что ООО "Центр" предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисленным в вышеуказанных законах категориям граждан. Ежемесячно, в срок, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, что ООО "Центр" представляет Государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" для сверки базу данных в электронном виде (на магнитных носителях или по электронной почте).

В соответствии с пунктом 3.2.1 договора ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, ООО "Центр" представляет Государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" следующие документы:

- реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, по каждой категории отдельно и составленные на основании результатов электронной сверки по форме, указанной в Приложении N 2, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;

- сводный реестр в 2-х экземплярах;

- акт сверки расчетов по каждой категории отдельно в 2-х экземплярах (Приложение N 4). Акт сверки подписывается уполномоченными представителями сторон и заверяется их печатями;

- счет-фактуру на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, указанным в договоре, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В течение 3-х дней после поступления от ООО "Триал" счета-фактуры, реестра граждан, акта сверки расчетов, Государственное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" представляет платежное поручение в орган, исполняющий бюджет. Возмещение производится по мере поступления на лицевой счет Центра средств, предусмотренных на цели, указанные в пункте 1 договора.

Документы, предусмотренные пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора представлены ООО "Триал" Государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" в период с 31.08.2011 по 07.09.2011. Письмом от 21.10.2011 N 4349 Центр возвратил ООО "Триал" представленные документы, указав, что возмещение затрат невозможно в связи с отсутствием предельных объемов финансирования. Отказ в выплате возмещения понесенных расходов в размере 132 018 рублей 01 копейка послужил основанием обращения ООО "Триал" в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, арбитражный суд первой инстанции сослался на пункты "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" является расходным обязательством Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом о необоснованном предъявлении исковых требований к Республике Карелия, так как финансирование предоставленных льгот осуществляется в соответствии с вышеуказанными Законами за счет бюджета Российской Федерации.

Суд первой инстанции также отказал в иске к Российской Федерации, указав, что в 2008 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия передано субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 367 124,5 тысяч рублей, из которых не использовано 85 750,9 тысяч рублей; в 2009 году - 507 231, 9 тысяч рублей, из которых не использованы 54 508,5 тысяч рублей. Российская Федерация в 2008 и 2009 годах в полном объеме профинансировала свои обязательства, предусмотренные федеральными законами по предоставлению льгот. В силу указанного обстоятельства отсутствует состав правонарушения, достаточный для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Поэтому взыскание понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот, не может осуществляться и за счет казны Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции изменил обжалуемое решение и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации ввиду следующего.

Расходование средств бюджета Российской Федерации через счета по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, призвано обеспечить строго целевое использование федеральных финансовых ресурсов субъектами Российской Федерации. Указанный порядок гарантирует доведение средств федерального бюджета до той организации, которой они предназначены, сводя к минимуму риск возникновения гражданско-правового спора о возмещении за счет федеральной казны убытков, связанных с реализацией установленных федеральным законодательством льгот и компенсаций.

Использование казначейской системы позволяет государству обеспечить соблюдение целевого назначения бюджетных расходов независимо от их формы, но не имеет целью создание препятствий к доведению средств федерального бюджета до той организации, которой они предназначены.

Как следует из статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечень предусмотренных форм расходов является исчерпывающим. При этом некоторые из ставших традиционными для российской бюджетной системы форм финансирования с трудом укладываются в рамки Бюджетного кодекса. Это касается в том числе и возмещения коммерческим организациям затрат, связанных с предоставлением предусмотренных нормативно-правовыми актами льгот и компенсаций, в то числе льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и др.

В статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на социальное обеспечение населения разделены с ассигнованиями на исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти, должностных лиц. Правовой механизм возмещения по отдельным видам ассигнований не достаточно отработан и их возмещение производится по аналогии права.

В соответствии правовой позицией, выраженной в пунктах 16, 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (в ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).

Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Такой учет выполнен в полном объеме.

В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 5-ФЗ, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ, от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ, Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 отдельные категории граждан имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 г. N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила N 652). Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Поскольку расходы истца по предоставлению льгот не были возмещены в полном объеме уполномоченным от имени РФ органом, что привело к возникновению у него убытков, в виде расходов по оплате предприятию стоимости оказанных льготным категориям граждан коммунальных услуг, требования иска удовлетворены судом апелляционной инстанции за счет казны РФ по данной категории.

В связи с освобождением ответчика от уплаты государственной пошлины и удовлетворением иска, истцу возвращается уплаченная за подачу искового заявления и апелляционной жалобы государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2012 по делу N А26-4268/2012 изменить, изложив в следующей редакции:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ" (ОГРН: 1021000540175, ИНН: 1001023718) 132 018 рублей 01 копейку убытков.

В иске к Республика Карелия и к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ" (ОГРН: 1021000540175, ИНН: 1001023718) из федерального бюджета Российской Федерации 4960 рублей 54 копейки государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1284 от 06.12.2011 за подачу искового заявления и 2 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 983 от 25.07.2012 за подачу апелляционной жалобы.

Председательствующий

С.И.НЕСМИЯН

Судьи

В.Б.СЛОБОЖАНИНА

М.А.ШЕСТАКОВА


Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх