Перейти на мобильную версию
Нормативно-правовые акты

Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 24.11.2006 N 013/06-П

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

"ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2006 г. N 013/06-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного суда Санкт-Петербурга С.Л.Сергевнина, судей Уставного суда Санкт-Петербурга О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, С.Ф.Зыбина, Л.В.Кулешовой, В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,

с участием представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского и представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р. Уланова,

руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 и 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: С.А.Анденко, И.Б.Артемьева, В.В.Барканова, В.Л.Евтухова, О.И.Корякина, В.С.Лопатникова, В.С.Макарова, И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова, выступления представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, показания свидетелей: депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова, В.И.Еременко, И.П.Михайлова, О.А.Нилова, К.Н.Серова, К.Э.Сухенко, начальника юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Коноваловой, заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Д.В.Краснянского; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:

1. 20 сентября 2006 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Анденко, И.Б.Артемьева, В.В.Барканова, В.Л.Евтухова, О.И.Корякина, В.С.Лопатникова, В.С.Макарова, И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

По мнению заявителя, в указанных положениях Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями федерального законодательства обнаруживается неопределенность применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Согласно правовой позиции представителя заявителя - Ю.А.Кравцова норма пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 255-31 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 255-31), в соответствии с которой Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается сроком на пять лет, в силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. По мнению представителя заявителя, срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, составляет четыре года в соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, действовавшей на момент голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва) и исчисляется со дня проведения голосования. Исходя из указанного срока определяется периодичность выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, представитель заявителя отметил, что положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга определено, что срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга исчисляется со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в правомочном составе до дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. В указанный период Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия. При этом, по мнению представителя заявителя, указанный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга невозможно определить календарным периодом. Представитель заявителя также пояснил, что положения части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие день голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва - первое воскресенье апреля 2007 года, не могут применяться для проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, поскольку положения Федерального закона N 67-ФЗ предусматривают иной порядок определения дня голосования по выборам законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Норма, содержащаяся в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и устанавливающая срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва в четыре года и четыре месяца, по мнению представителя заявителя, определяет максимально возможный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга устанавливают периодичность проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а положения части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и устанавливают момент его истечения. Срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва истекает за день до проведения выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланов полагает, что при определении дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва необходимо руководствоваться положениями Федерального закона N 67-ФЗ, исходя из четырехлетнего срока избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, закрепленного положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, действовавшими на момент избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова, срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, установлен положениями части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и составляет четыре года и четыре месяца. При этом целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не в зимний, а в весенний период. Для определения дня проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва необходимо руководствоваться положениями статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.И.Еременко, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избиралось на четыре года и действие положений пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Реализация положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга невозможна в связи с наличием в ней внутреннего противоречия.

Начальник юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Коновалова пояснила, что законодатель при внесении в Устав Санкт-Петербурга статьи 80 считал необходимым изменить период, в течение которого должны проводиться выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, - предусмотреть проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга весной. Необходимость в толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга возникает в связи с их неопределенностью в части определения срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

Заместитель председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Д.В.Краснянский в судебном заседании высказал позицию, согласно которой понятия "срок избрания законодательного органа государственной власти" и "срок полномочий законодательного органа государственной власти" были введены федеральным законодательством и различаются по своему содержанию и правовому значению. Периодичность выборов законодательного (представительного) органа определяется исходя из срока его избрания, который для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва был установлен в четыре года. Положения статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва. Установленный в четыре года и четыре месяца период является лишь ориентировочным сроком полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, поскольку продолжительность срока полномочий может быть как сокращена, так и продлена.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.П.Михайлов пояснил, что понятия "срок избрания законодательного органа государственной власти" и "срок полномочий законодательного органа государственной власти" не тождественны по своему содержанию. Срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва составляет четыре года. Целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось изменение периода проведения голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а именно: проведение выборов в весенний период. При назначении выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва подлежат применению положения Федерального закона N 67-ФЗ.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.А.Нилова, для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва срок избрания составляет четыре года и четыре месяца. Законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая положения, содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, изменил период проведения выборов.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Н.Серов в судебном заседании показал, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избиралось на четыре года. Положения статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, продолжительность которого может быть продлена до четырех лет и четырех месяцев.

По мнению свидетеля - депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Э.Сухенко, целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний период. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва было избрано на срок четыре года и четыре месяца. При этом положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга не распространяются на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

Таким образом, возникает неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Уставный суд Санкт-Петербурга, руководствуясь положениями статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", осуществляет толкование положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга только применительно к вопросам, поставленным в обращении.

2. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, определяют, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводятся в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва начинается в восемь часов утра в третье воскресенье предпоследнего календарного месяца полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. В случае если указанное воскресенье в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объявляется рабочим днем, голосование проводится в ближайший предшествующий ему выходной день. Положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установлено, что голосование по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Согласно положениям части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в четыре года и четыре месяца, но не позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в правомочном составе.

Неопределенность в понимании указанных положений Устава Санкт-Петербурга применительно к поставленным заявителем вопросам связана с различным пониманием используемого законодателем Санкт-Петербурга в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга понятия "срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва".

Уставный суд Санкт-Петербурга, осуществляя толкование положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, основывается на презумпции добросовестности законодателя Санкт-Петербурга, исходит из разграничения предметов ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, из общих принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга, учитывает статус законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга, а также принимает во внимание цели установления законодателем Санкт-Петербурга положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга.

3. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет. Данная норма была внесена Законом Санкт-Петербурга N 255-31. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 255-31 указанная норма не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Общее правило о том, что норма об изменении (продлении или сокращении) установленного конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации срока, на который избираются органы государственной власти, и(или) срока полномочий органа государственной власти может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы, установлено положениями пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 67-ФЗ.

Закон Санкт-Петербурга N 255-31, положениями которого был установлен пятилетний срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, вступил в силу 25 июня 2005 года. Выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва были проведены 8 декабря 2002 года на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 18 сентября 2002 года N 397 "О выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва".

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет, не распространяются на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

4. В соответствии с положениями пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Положениями части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации определено, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Указанные нормы нашли отражение в Уставе Санкт-Петербурга. Согласно положениям подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В ведении Санкт-Петербурга находится образование законодательного органа государственной власти Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1 статьи 12 Устава Санкт-Петербурга).

По смыслу изложенных норм такие элементы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга, как срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, а также срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, устанавливаются законодателем Санкт-Петербурга самостоятельно.

Правовая позиция о самостоятельности законодателя субъекта Российской Федерации при определении срока, на который избирается законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, была сформулирована Конституционным судом Российской Федерации (постановление от 30 апреля 1997 года N 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области").

4.1. Положения Устава Санкт-Петербурга (абзац первый пункта 1 статьи 16, пункт 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга) устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим представительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. В основе организации Законодательного Собрания Санкт-Петербурга лежит принцип народовластия (статьи 4, 15 Устава Санкт-Петербурга).

Реализация принципа народовластия как основы организации Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также обеспечение представительного характера данного органа государственной власти Санкт-Петербурга невозможны без сменяемости состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, что предполагает обязательное установление срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Окончание срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, является основанием для назначения выборов данного органа государственной власти Санкт-Петербурга очередного созыва. Учитывая, что Устав Санкт-Петербурга является единым, целостным нормативным правовым актом, положения Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие порядок определения дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, должны гарантировать соблюдение срока, на который избирается данный орган государственной власти Санкт-Петербурга.

Функционирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как постоянно действующего органа государственной власти Санкт-Петербурга в условиях сменяемости его состава невозможно без закрепления срока, в течение которого соответствующий созыв Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия. По общему правилу (пункт 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга) полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Следовательно, начало течения срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга соответствующего созыва вправе осуществлять полномочия, связано с днем первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга данного созыва. Между тем Устав Санкт-Петербурга содержит нормы, положения которых предусматривают ряд объективных обстоятельств, не позволяющих определить, когда состоится первое заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Такими обстоятельствами являются, в частности, случаи досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, статья 25-1 Устава Санкт-Петербурга), неизбрание правомочного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга), реализация Губернатором Санкт-Петербурга права требовать созыва вновь избранного Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Санкт-Петербурга (подпункт 3 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга). Таким образом, день проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и, следовательно, дни начала и окончания срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не могут быть определены заранее. Указанные обстоятельства исключают возможность календарного определения срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия.

В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, статья 25-1, пункт 2 статьи 23, подпункт 3 пункта 2 статьи 42) срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срок, в течение которого данный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия, по своей продолжительности могут не совпадать, в частности, по указанным объективным обстоятельствам.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является органом народного представительства (абзац первый пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга), следовательно, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срок, в течение которого данный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, должен минимизировать возможную разницу между указанными сроками. Правовое регулирование срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срока, в течение которого указанный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не должно приводить к произвольному, не обусловленному объективными обстоятельствами установлению разницы между указанными сроками.

4.2. В соответствии с положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга голосование по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Согласно положениям части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в четыре года и четыре месяца, но не позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в правомочном составе. Указанная статья Устава Санкт-Петербурга включена в главу XII Устава Санкт-Петербурга "Заключительные и переходные положения" Законом Санкт-Петербурга N 217-18, и содержащиеся в ней положения вступили в силу 19 июня 2002 года. В ходе судебного заседания установлено, что неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга, являющихся предметом толкования Уставным судом Санкт-Петербурга по настоящему делу, возникает в связи с тем, что термину "срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва", содержащемуся в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, придается различное значение: срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия.

В период установления положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, действующее законодательство не содержало определения понятия "срок полномочий" законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В решениях Уставного суда Санкт-Петербурга термин "срок полномочий" использовался для обозначения периода, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2001 года N 008-П по делу о толковании статьи 23, пункта 3 статьи 24, пункта 12 статьи 25, пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга; постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2001 года N 015-П по делу о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи 26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга; постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2003 года N 072-П по делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга).

Одновременно с дополнением Устава Санкт-Петербурга статьей 80 изменена редакция пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга N 217-18). В соответствии с положениями новой редакции пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва начинается в восемь часов утра в третье воскресенье предпоследнего календарного месяца полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. При этом, поскольку срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не может быть определен календарным периодом, а назначение очередных выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предопределяется истечением срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, под словосочетанием "предпоследний календарный месяц полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" должен пониматься предпоследний календарный месяц срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Уставный суд Санкт-Петербурга, таким образом, приходит к выводу, что уяснение смысла понятия "срок полномочий", содержащегося в положениях части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, не может быть основано только на его буквальном значении.

На момент дополнения Устава Санкт-Петербурга статьей 80 пункт 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга действовал в следующей редакции: "Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 4 года".

По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) регулируют срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, а положения части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга устанавливают срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия.

Как следует из положений части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок определения дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва (первое воскресенье апреля 2007 года), с учетом стенографического отчета заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 мая 2002 года и показаний свидетелей, целью законодателя Санкт-Петербурга при установлении положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, являлось обеспечение проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не в зимний период (декабрь), а в весенний период (апрель).

Обеспечение достижения данной цели законодателя Санкт-Петербурга невозможно посредством изменения только срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия. Поскольку назначение очередных выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предопределяется истечением срока, на который избирается данный орган государственной власти Санкт-Петербурга, для проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний период следовало изменить для одного из созывов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга срок, на который избирается данный орган государственной власти Санкт-Петербурга.

Законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая положения, содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, с целью обеспечения проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний период, при этом не изменил положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие четырехлетний срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Предлагаемое заявителем понимание положений пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) как нормы, определяющей срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, не соответствует установленной Уставным судом Санкт-Петербурга цели законодателя Санкт-Петербурга.

Предлагаемое заявителем понимание положений пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) как определяющих срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и положений части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга как устанавливающих срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, приводит к выводу о существовании законодательно установленной произвольной, не обусловленной объективными обстоятельствами значительной разницы (четыре месяца) между продолжительностью указанных сроков. Такое законодательное установление срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, не обеспечивает представительный характер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

Уставный суд Санкт-Петербурга также учитывает, что предлагаемое заявителем понимание положений части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга как ограничивающих возможность осуществления Законодательным Собранием Санкт-Петербурга полномочий календарным периодом, составляющим четыре года и четыре месяца, не обеспечивает реализации принципа постоянного действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Так, в случае если ко дню истечения указанного срока Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва не будет избрано в правомочном составе, а у Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва по истечении указанного срока прекратятся полномочия, в Санкт-Петербурге не будет правомочного законодательного органа государственной власти Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, основываясь на презумпции добросовестности законодателя Санкт-Петербурга, учитывая цель законодателя Санкт-Петербурга, а также уставные правила определения сроков, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что нормы, содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, по своей правовой природе являются нормами временного действия, имеют строго целевой характер и устанавливают срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

В соответствии с положениями абзаца второго статьи 15 Устава Санкт-Петербурга к числу общих принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга относится принцип народовластия. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является представительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (абзац второй пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга) и формируется путем свободных выборов, являющихся высшим непосредственным выражением власти жителей Санкт-Петербурга (пункты 1 и 2 статьи 4 Устава Санкт-Петербурга). Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга).

Устав Санкт-Петербурга связывает избрание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с волеизъявлением жителей Санкт-Петербурга (пункты 1 и 2 статьи 4). Такие этапы избирательного процесса, как подведение итогов голосования и определение результатов выборов, имеют своей целью зафиксировать волеизъявление избирателей.

Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 16, пункта 2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга очередного созыва, исчисляется со дня осуществления избирателями волеизъявления (со дня голосования) при условии, что в результате выборов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избрано в правомочном составе. Решение избирательной комиссии о результатах выборов является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим юридическим фактом. Придание иного правового значения решению избирательной комиссии о результатах выборов противоречит юридической природе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Аналогичная правовая позиция сформулирована Уставным судом Санкт-Петербурга в постановлении от 29 октября 2002 года N 047-П по делу о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга и Верховным Судом Российской Федерации в определении от 23 мая 2003 года по делу N 30-ГО3-З.

В результате выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, проведенных 8 декабря 2002 года, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избрано в правомочном составе. Следовательно, днем, определяющим начало течения срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, является 8 декабря 2002 года.

Положения части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избрано на четыре года и четыре месяца. Определение момента истечения срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, невозможно без системного толкования указанных положений с положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок определения дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва (голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года). Поскольку выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва проведены 8 декабря 2002 года, а первым воскресеньем апреля 2007 года является 1 апреля 2007 года, день голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва находится в пределах календарного срока, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является единственным законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в связи с чем в течение одного и того же периода не могут существовать два правомочных законодательных органа государственной власти Санкт-Петербурга. Следовательно, день голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва, находясь в пределах срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, в любом случае прерывает течение срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая в части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга порядок определения дня проведения голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, одновременно тем самым указал на порядок определения дня истечения срока, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Под таким днем должен пониматься день, предшествующий дню, в течение которого проводится голосование, при условии, что в результате выборов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва будет сформировано в правомочном составе.

Аналогичная правовая конструкция определения дня голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, согласно которой день голосования находится в пределах срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и прерывает его течение, предусмотрена положениями пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, учитывая, что первым воскресеньем апреля 2007 года является 1 апреля 2007 года, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что днем истечения срока, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, является 31 марта 2007 года.

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга следует, что срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, исчисляется с 8 декабря 2002 года и истекает 31 марта 2007 года.

4.3. В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (абзац второй пункта 1 статьи 16 и пункт 1 статьи 22) Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим органом государственной власти Санкт-Петербурга. На реализацию указанного принципа направлены в том числе положения пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга, которыми установлено, что полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва.

Правовая позиция, согласно которой законодательные (представительные) органы государственной власти сохраняют полномочия до дня начала работы вновь избранных, нашла отражение в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области"; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 1995 года N 122-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Совета Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря 1995 года N 713-1 СФ "О порядке прекращения полномочий Совета Федерации первого созыва").

Согласно положениям пункта 1 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводит свое первое заседание во вторую среду после дня выборов правомочного Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга установлено, что со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва прекращаются полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. Исходя из статуса Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, определенного положениями абзаца второго пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга, как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти Санкт-Петербурга следует, что в течение одного и того же периода не могут существовать два правомочных законодательных органа государственной власти Санкт-Петербурга.

Из указанных положений Устава Санкт-Петербурга следует, что срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, исчисляется со дня начала его работы (первого заседания) и истекает в день, предшествующий дню начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва.

Первое заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва состоялось 8 января 2003 года (стенографический отчет заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 8 января 2003 года), и, следовательно, с 8 января 2003 года исчисляется срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия. Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва возникнут в день проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, и, соответственно, полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва прекратятся в день, предшествующий дню проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Таким образом, из положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 22, пунктов 1 и 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва возникли в день проведения его первого заседания (8 января 2003 года) и прекратятся в день, предшествующий дню проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

5. Положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установлен порядок определения дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва. Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" установлен иной порядок определения дня голосования по выборам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт 5 статьи 50) и положениями Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" (статья 3) толкование положений федерального закона не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга. Следовательно, день проведения голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва не может быть определен Уставным судом Санкт-Петербурга.

В то же время положения Федерального закона N 67-ФЗ (статья 81-1) связывают день проведения голосования по выборам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с моментом истечения срока, на который избирался указанный орган государственной власти.

Поскольку срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и порядок его исчисления определены Уставом Санкт-Петербурга, а толкование положений Устава Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 50 Устава Санкт-Петербурга находится в компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга, соответственно и определение дня истечения срока, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, также находится в компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга.

Уставным судом Санкт-Петербурга сделан вывод о том, что срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, истекает 31 марта 2007 года (пункт 4 мотивировочной части настоящего постановления).

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 61, 63, 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:

1. Из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 4, статьи 15, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга следует, что срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, исчисляется с 8 декабря 2002 года и истекает 31 марта 2007 года.

2. Из положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 22, пунктов 1 и 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва возникли в день проведения первого заседания (8 января 2003 года) и прекратятся в день, предшествующий дню проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" данное толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга муниципальных образований, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

5. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Л.В.КУЛЕШОВОЙ ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Не разделяя ряд аргументов и выводов, содержащихся в постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2006 года по делу о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, и руководствуясь положениями пункта 2 статьи 65 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", считаю необходимым изложить особое мнение по вопросу о толковании указанных положений Устава Санкт-Петербурга.

1. Согласно положениям пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в общем ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В соответствии с положениями абзаца первого преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и данным Федеральным законом.

Указанными выше положениями установлен, с одной стороны, приоритет федерального законодателя в установлении общих принципов организации законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации, с другой стороны - свобода воли законодателя субъекта Российской Федерации в рамках установленных Российской Федерацией границ.

Положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в редакции Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года N 110-13 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга в связи с изменением федерального законодательства" для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва был установлен срок избрания - 4 года. Положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в редакции, введенной Законом Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 255-31 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга", установлено, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 5 лет. Указанная норма о пятилетнем сроке, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербург, не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

Положениями части 1 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, введенной Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении изменения и дополнения в Устав Санкт-Петербурга", установлено, что голосование по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Положениями части 2 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установлено, что срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в 4 года и 4 месяца, но не позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в правомочном составе. Из системного толкования положений части 2 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и положений части 1 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих день голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, следует, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга второго созыва, устанавливая дату проведения голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва, одновременно определило день истечения срока, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действовавшего на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении изменения и дополнения в Устав Санкт-Петербурга", выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными уставами, законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва был установлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга второго созыва в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодателем.

После того, как в Устав Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении изменения и дополнения в Устав Санкт-Петербурга" была включена статья 80, был принят Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" была введена норма, определяющая день окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действующими в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ и имеющими приоритет перед законодательством Санкт-Петербурга, установлено, что днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 указанного Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).

Таким образом, положения Федерального закона, связывая день проведения голосования по выборам в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с моментом истечения срока, на который избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливают, что днем окончания срока, на который избирается орган государственной власти субъекта Российской Федерации, является конкретная дата выборов, а не предшествующий или последующий ей день.

Федеральный законодатель, устанавливая день окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставил законодателю субъекта Российской Федерации, в частности, Законодательному Собранию Санкт-Петербурга свободу воли в рамках вышеуказанного Федерального закона.

Поскольку законодатель Санкт-Петербурга положениями пункта 1 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установил, что голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года, а первым воскресеньем апреля 2007 года является 1 апреля 2007 года, то 1 апреля 2007 года и является днем окончания срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.


Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Реклама:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх
x