Вопрос:
ЗАО является оператором по приему платежей и действует в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Обязанность платежных субагентов по перечислению в адрес оператора по приему платежей принятых от физических лиц денежных средств обеспечивается за счет средств гарантийного фонда. Баланс гарантийного фонда должен периодически пополняться платежным субагентом и поддерживаться на определенном уровне, установленном оператором по приему платежей.
При отсутствии или недостаточности денежных средств в остатке гарантийного фонда оператор по приему платежей предоставляет платежному субагенту коммерческий кредит, при этом оператор по приему платежей самостоятельно исполняет перед поставщиком установленные обязательства по перечислению платежей, принятых платежным субагентом в пользу поставщика. Принятые платежными субагентами платежи, которые в дальнейшем перечисляются оператором по приему платежей в адрес поставщиков, являются для ЗАО транзитными по своему характеру и не связаны с оплатой реализованных товаров, работ либо услуг.
Вправе ли оператор по приему платежей в соответствии со ст. 266 НК РФ формировать резервы по сомнительным долгам, образовавшимся в результате неисполнения платежным субагентом обязательств, несвоевременного возврата сумм коммерческого кредита, в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона N 103- ФЗ).
Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
В целях налогового учета в состав доходов от реализации платежный агент (платежный субагент) включает сумму вознаграждения на основании п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций установлен положениями ст. 266 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Возможность формирования резерва по сомнительным долгам в связи с предоставлением оператором по приему платежей коммерческого кредита платежному субагенту положениями НК РФ не предусмотрена.
Основание: Письмо Минфина РФ от 6 мая 2011 г. N 03-03-06/1/283
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Статья 249 НК РФ. Доходы от реализации
Статья 266 НК РФ. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2011 г. N 03-03-06/1/283