Министерство экономического развития ответило на 3 вопроса об использовании материнского (семейного) капитала. Этой теме посвящено письмо от 28.06.2011 N Д23-2738. Специалисты отметили, что министерство не уполномочено разъяснять законодательство и практику его применения, однако сочли возможным дать некоторые комментарии.
По мнению Минэкономразвития, разрешение органа опеки и попечительства на покупку жилья с использованием маткапитала не требуется. А размер доли в праве собственности на жилье, приобретаемое с использованием средств МСК, должен определяться на основании письменного соглашения всех дееспособных членов семьи. Более того, при рождении ребенка он также получит право на долю в таком жилом помещении. Поэтому в соглашении должно быть положение о возможности уменьшения (перераспределения) долей.
Достаточно подробные разъяснения в письме приводятся по вопросу о сделках с жилплощадью, в которых участвуют несовершеннолетние и близкие родственники:
Согласно пункту 3 статьи 37 Кодекса опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
...по мнению Департамента, запрет, установленный пунктом 3 статьи 37 Кодекса, распространяется на сделки, направленные на приобретение жилого помещения с использованием средств МСК, непосредственными участниками которых являются несовершеннолетние и близкие родственники.
...под указанный запрет не подпадают сделки, стороной которых несовершеннолетние члены семьи не являются, когда в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, приобретаемое жилое помещение может быть оформлено в общую долевую собственность после приобретения права собственности на него одним из родителей.
Напомним, федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Право на дополнительные меры господдержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан России независимо от места их жительства:
- Женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
- Женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
- Мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Он устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В настоящее время показатель зафиксирован на уровне 365 698,4 руб.
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 28.06.2011 N Д23-2738