139
Оставить комментарий Распечатать

ФАС России выяснит, почему в Петербурге возник дефицит бензина

Размер шрифта:
Специалисты топливной отрасли заявили, что горючего осталось на несколько дней. ФАС России видит в действиях нефтяников признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению антимонопольщиков, возможно, речь идёт о картельном сговоре, за который предусмотрены не только штрафы, но и уголовная ответственность.

ФАС России намерена выяснить, почему в Петербурге возник дефицит бензина. Проблема была затронута на совещании руководителя Федеральной антимонопольной службы с представителями Российского топливного союза (РТС). Президент РТС Евгений Аркуша заявил, что наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. По словам специалиста, "в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива". Ситуация осложняется тем, что в Центральном округе на 4 нефтеперерабатывающих заводах начались профилактические работы, а аналогичные предприятия Сибирского округа в мае ожидает ремонт.

ФАС России видит в действиях нефтяников признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению антимонопольщиков, возможно, речь идёт о картельном сговоре, за который предусмотрены не только штрафы, но и уголовная ответственность. Об этом сообщает сайт ведомства:

Главная проблема связана с несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах. "Если крупные игроки такие, как "Роснефть", "Газпромнефть" и др. снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит", - рассказал президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Согласно представленным данным участниками совещания, вертикально-интегированные нефтяные компании (ВИНК) создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.

Игорь Артемьев усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - прокомментировал руководитель ведомства.

По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.

ФАС России проинформирует Председателя Правительства Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов.

Напомним, что ранее ФАС России возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов.

По информации "Делового Петербурга", нехватка топлива в северной столице уже отмечена в оптовом звене, а к концу майских праздников дефицит может начаться на АЗС. "Такого дефицита не было последние 10 лет", - заявил изданию президент Топливного союза Петербурга Олег Ашихмин:

Причины дефицита эксперты видят в госрегулировании розничных цен. Нефтяные компании постоянно подвергаются давлению со стороны ФАС. А в начале этого года снизить цены потребовал лично премьер-министр Владимир Путин.

Нефтяники послушались главу правительства, однако в оптовом звене цены остались высокими. Это привело к выдавливанию с рынка мелких операторов АЗС, говорит Олег Ашихмин. Он называет такие действия крупных поставщиков "саботажем".

Кроме того, нефтепродукты сейчас более выгодно продавать на экспорт.

Напомним, ранее Высший Арбитражный Суд признал правоту ФАС России, оштрафовавшей "Газпром Нефть" на 4,67 млрд рублей. Компания изымала товар из обращения, что привело к росту цен на бензин и дизельное топливо. Аналогичные дела ФАС России возбудила в отношении других крупнейших нефтяных компаний. "ТНК-ВР Холдинг" перечислил в федеральный бюджет более 1,1 млрд рублей штрафа, "НК "Роснефть" - более 2 млрд рублей и т.д.

Добавим, что статья 11 закона о защите конкуренции запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В частности, запрещаются согласованные действия, если они приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, а также сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос. Ответственность за подобные правонарушения прописана в статье 14.32 КоАП РФ. Нарушителей ожидают оборотные штрафы, размер которых в любом случае не может быть ниже 100 тысяч рублей:

...осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

2. Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Злоупотребление доминирующим положением карается сходным образом по статье 14.31 КоАП РФ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай