Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге

Преподаватель под защитой

/ Источник: Известия

Смотрите также:

Крамольна даже мысль о платном школьном образовании

В декабре минувшего года сенатор от Хабаровского края Юрий Солонин возглавил комитет Совета федерации по образованию и науке. Он много лет преподает философские дисциплины в Петербургском государственном университете и согласился поделиться своим мнением о сегодняшней системе образования.

Известия: Юрий Никифорович, что вы думаете о реформе образования?

Юрий Солонин: Государственный интерес в этой сфере, как во всех цивилизованных странах, должен следовать за общественным, а не довлеть над ним. У нас зачастую происходит наоборот. Государство вдруг делает вывод, что наше образование отстает от мирового, специалисты готовятся не так, как надо. И начинается срочная переделка. Обществу предлагается не самый продуманный реформаторский выкрутас, а должные объяснения получить удается не всегда. Потому решения иногда принимаются, мягко говоря, спорные, обреченные на молчаливое или возмущенное сопротивление людей.

Кардинально новый закон в такой важной сфере, как образование, возможен лишь тогда, когда страна вышла на очередную фазу развития и стало очевидным, что прежний тип образования изживает себя. Тогда начинается разработка нового законодательства, которым занимается широкий круг экспертов - ученых, практиков, экономистов... Почему, к примеру, до сих пор тема ЕГЭ (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1) будоражит общество? Да потому, что людей изначально не убедили в его необходимости. Невызревшую идею протолкнули в практику, но прорехи в ней как были, так и остались. Их пытаются подштопать на ходу, однако Единый государственный экзамен по-прежнему дает сбои и требует постоянных корректировок.

Или возьмем предлагаемые образовательные стандарты для старших классов. Они вызывают массу вопросов и протестов, причем прежде всего у педагогов. Стандарты должны сохранять преемственность в обучении: начальная школа - среднее образование - старшие классы. Для большинства молодых россиян это - реальная социальная возможность получить востребованную в будущем специальность. Однако узкий круг экспертов выпятил такие "обязательные" предметы, как "Основы безопасности жизни", физкультуру, "Россия в мире". Хотя для опытных преподавателей понятно, что русский язык и литература, математика, физика, химия, биология остаются основными дисциплинами и нельзя их задвигать в дальний угол. Однако авторы новых образовательных стандартов увели эти предметы на второй план, не считая нужным объяснить, что они остаются обязательными, но изучать их станут в разных объемах по выбору самого учащегося. А теперь задумайтесь, насколько осознанным может быть выбор юного школьника? Не предпочтет ли он трудную в сложную науку более, на его взгляд, простой? Но ведь базовое образование строится на прочном фундаменте, который немыслим без знания русского языка и математики, основ отечественной и зарубежной литературы, химии, физики, биологии.

И: Еще одна больная проблема сегодняшнего дня - утрата воспитательной роли образования...

Солонин: Действительно, раньше обучение и воспитание велось в школе как единый процесс. Но при появлении платной составляющей ситуация резко изменилась. К высоким идеалам человека за деньги не призовешь. Можно ли рассчитывать на эффективность школьного образования при существующей дифференциации общества? Один ученик приезжает на уроки в шикарном лимузине с охраной, другой идет на занятия пешком за несколько километров... При подобном расслоении общества невозможно воспитывать россиянина, который бы все положил на алтарь Отечества, не замечая социального неравенства и того, что у некоторых появилось несколько отечеств в различных местах.

А проблема своеобразного встраивания образования в сферу услуг? Словосочетание "образовательные услуги" стало сегодня очень распространенным. Однако продавец или податель услуг покупателя не воспитывают. И организация образования, когда ученика с преподавателем связывают чисто формальные отношения - отсидел уроки, которые частично или полностью оплатил, сдал экзамен, а дальше поступай как знаешь, общество, по большому счету, вряд ли устроит.

Нужно ясно понимать, что советскую систему образования мы потеряли вместе со сменой государственного строя. Она была воспитательной, в основе своей опиралась на идеологию. Сейчас много говорится о национальной идее, ценностях, которые бы сплотили общество, составили бы его духовное ядро. Приобщение к ним - содержание и суть воспитательного процесса. Есть примеры стран Европы, Америки, где сохранены базовые ценности, по которым люди идентифицируют себя с данным обществом, с данной страной. У нас же пока принято с нахальной развязностью вторгаться в самые сокровенные сферы духовной жизни и сознания нации. Мы исковеркали свою историю, надругались над национальной нравственностью, развратили поколения молодежи. Над многим в нашей жизни надсмеялись. Но ведь это наши исконные ценности, так зачем искать и придумывать какие-то иные?

По моему твердому убеждению, нравственность законами не учреждают, но защитить ее возможно. Так, следует полностью исключить ассоциацию образования с услугой. Это - не услуга, а необходимое условие развития и модернизации нашей страны. Крамольна даже мысль о платном школьном образовании - это не тот путь, который ведет в будущее. Также настала пора прекратить агрессивно насаждать стереотип: жизнь - это только карьера и заработок денег. Подобный прагматизм, как говорится, на корню убивает понятие служения обществу, и люди забывают, что у них существует и ответственность перед ним. В то же время здоровое общество предоставляет своим гражданам больше возможностей для реализации талантов, для более содержательной и интересной жизни, для духовного и социального здоровья.

И: Каков же, по вашему мнению, рецепт от этой болезни?

Солонин: Шаг к такому возрождению прост - профессии учителя и врача должны находиться в нашей стране в атмосфере социального уважения, даже, я бы сказал, преклонения. Эпоху обнищавших профессоров и докторов наук мы пережили в начале 90-х годов прошлого века и до сих пор ощущаем на себе и России последствия того позора. Если же преподаватель находится под защитой общества и власти, он способен стать для народа той путеводной звездой, которая ведет из мрака ничтожного прозябания к нравственному свету знания и надежд. И в этом плане, по моему мнению, полезным может оказаться дальневосточный опыт. За примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Мы постоянно общаемся с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шиортом и во время моих посещений Дальнего Востока, и во время его командировок в Москву. Поэтому я неплохо информирован о заботах, проблемах и делах дальневосточных педагогов и том, как им помогает руководство региона.

На сферу образования направляется 18 миллиардов рублей, или 24 процента от краевого бюджета. Конечно, денег всегда недостает, особенно в таком живом процессе, как обучение, но и в имеющихся рамках они идут на наиболее актуальные сегодня проекты и программы. Такие, к примеру, как "Школьный автобус", "Питание в школах", компьютеризация учебных заведений, приобретение интерактивных досок... Меня порадовало, что в прошлом году край стал победителем соответствующего федерального конкурса и в нем уже реализуется программа дистанционного обучения как детей-инвалидов, так и ребятишек, живущих в труднодоступных населенных пунктах. Все вышеперечисленные и другие акции активно способствуют тому, чтобы школа в дальневосточной глубинке ни в чем не уступала городской, а дети могли получать равноценные знания независимо от того, где они проживают и как себя чувствуют.

Очень верным мне кажется и курс на повышение профессионального мастерства и авторитета педагогов. У хабаровчан тут даже свое ноу-хау имеется - край в минувшем году первым среди регионов России учредил почетный знак "За заслуги в области образования". 21 год насчитывает краевой конкурс "Учитель года", университеты которого прошли за это время более трех тысяч преподавателей. Кстати, о победителях этого и российских конкурсов, заслуженных педагогических династиях рассказывают книги-альбомы, изданные в 2008 и 2010 годах в серии "Учитель в судьбе края".

Свое веское слово, убежден, скажет и масштабный проект модернизации образования, предложенный главой российского правительства и "Единой России" Владимиром Путиным. На этот проект предполагается выделить около 100 миллиардов рублей из федерального бюджета, которые пойдут на закупку оборудования и ремонт школ, строительство новых образовательных центров. Зато средства регионов можно будет направить на повышение заработной платы педагогам. В результате в ходе нового партийного проекта "Образование" более 60 тысяч жителей края, которые трудятся в сфере образования, получат неплохую прибавку к своей зарплате - она подрастет у них на треть.

Илья Неверов

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх
x