695
Оставить комментарий Распечатать

Штрафные санкции за несвоевременную оплату лизинга

Размер шрифта:
Многочисленные случаи нарушения лизингополучателями своих обязательств по оплате лизинговых платежей приводят к судебным искам лизингодателей о взыскании не только просроченных платежей, но и штрафных санкций за несвоевременную оплату по договору лизинга.

Судебная практика по данному вопросу, в основном, благоприятна лизингополучателям. Суды, как правило, снижают размер взыскиваемых лизингодателем штрафных санкций до ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в периодах, за которые были не выплачены лизинговые платежи. С учетом того, что в договорах лизинга предусмотрены значительно более высокие штрафные санкции за несвоевременную оплату, суды, по сути, позволяют недобросовестным лизингополучателям кредитоваться за счет лизингодателей по очень привлекательным ставкам, недоступным для кредитного рынка (на сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8%, что ниже большинства предлагаемых на рынке банковского кредитования ставок).

Снижение размера штрафных санкций судьи мотивируют нормой пункта 1 статьи 333 ГК РФ, согласно которой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В информационном письме от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации " Президиум ВАС РФ разъяснил, что при наличии оснований для применения статьи 333 ГК РФ арбитражный суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Основанием для применения ст 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.

Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть:

  • чрезмерно высокий процент неустойки;

  • значительное превышение суммы неустойки сумме возможных убытков, вызванных нарушением обязательств;

  • длительность неисполнения обязательств и др.

Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки. В том случае, когда названная статья применяется по инициативе суда, решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов.

Так есть ли у лизингодателей шанс взыскать с лизингополучателя штрафные санкции за несвоевременную уплату лизинговых платежей в размере, компенсирующем реальные потери лизинговых компаний от нарушений лизингополучателями своих обязательств? Положительный ответ на этот вопрос дает арбитражная практика.

Чтобы взыскать с лизингополучателя штрафные санкции в размере, превышающем ставку рефинансирования ЦБ РФ, лизингодатель должен в иске обосновать размер взыскиваемых санкций конкретным размером убытков, возникших у него в связи с нарушением лизингополучателем условий договора лизинга (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2011 г. по делу № А63-4647/2010).

Так ФАС Московского округа в Постановлении от 02.11.2011 г. по делу № А40-719710-89-71 взыскал с лизингополучателя штрафные санкции в пользу лизингодателя по ставке 13,5% годовых, что почти в два раза превысило ставку ЦБ РФ. Аргументация лизинговой компании, которая была принята судом, сводилась к тому, что проценты, уплаченные лизингодателем по кредитным договорам, заключенным для финансирования покупки лизингового имущества по спорным договорам лизинга, являются его расходами, понесенными в результате заключения договора лизинга. Таким образом, неустойка, как минимум должна компенсировать расходы, понесенные лизингодателем по кредитным договорам, заключение которых было необходимо в рамках исполнения договора лизинга.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай