2818
Оставить комментарий Распечатать

Рентгеновские сканеры в метро опасны для человека

Размер шрифта:
Скрытое от человека просвечивание его рентгеновским источником ионизирующего излучения не обеспечивает радиационной безопасности людей. Это в несколько раз увеличит риск возникновения онкологических заболеваний. Решение о возможности своего сканирования человек должен принимать самостоятельно. При скрытых исследованиях человек лишается права выбора, отметили в Роспотребнадзоре.

Применение рентгеновских сканеров в метро опасно для граждан, заявили в Роспотребнадзоре. Ведомство выступило против использования подобной техники для сканирования пассажиропотоков.

Скрытое просвечивание рентгеновским источником излучения в несколько раз увеличивает риск возникновения онкологических заболеваний: проконтролировать и подсчитать суммарную дозу облучения становится значительно сложнее. При скрытых сканированиях человек лишается права выбора, которое у него есть даже при проведении медицинских исследований. В то же время существуют установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн. Они не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться практически без ограничений.

Об этом говорится в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ведомство намерено усилить надзор за использованием рентгеновских установок на транспорте в части обеспечения радиационной безопасности населения. Специалисты Роспотребнадзора отмечают:

Сканирование людей пучком рентгеновского излучения с регистрацией отраженного или прошедшего через тело человека пучка до настоящего времени применяется только в части выборочного, добровольного досмотра авиапассажиров. В этом случае облучение человека следует расценивать как дополнительное техногенное облучение и соблюдать требования по контролю и надзору в соответствии с НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.

При реально достижимой величине дозы облучения на лучевых сканерах за одно исследование 0,3-0,4 мкЗв, это соответствует числу исследований не более 3,3 млн. человек в год, в том числе для каждого отдельного человека не более 20 исследований в год.

Контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях обеспечивается программными средствами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия "дозы" при работе сканера должен быть обеспечен "принцип обоснования", т.е. для человека, подвергающегося облучению, или для общества польза гарантированно превышает риск возможного вреда, связанного с облучением. Требование о выполнении этого принципа радиационной безопасности сформулировано в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения", НРБ-99/2009 и международных документах.

Следует учитывать, что в мировой практике обеспечение радиационной безопасности населения при малых дозах облучения основывается на линейной беспороговой концепции, в соответствии с которой любое даже самое малое дополнительное облучение увеличивает вероятность возникновения у человека или его потомства вредного эффекта в результате облучения, и эта вероятность пропорциональна дозе.

Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена.

Для получения точной информации исследования должны проводиться в специальных кабинах при стандартизованном расположении в них контролируемого человека. Время контроля составляет не менее 3-6 секунд. При попытке проводить контроль в нестандартных условиях, без использования защитных кабин и фиксации контролируемого человека, информативность результатов контроля значительно снижается.

Скрытое от человека (т.е. не добровольное) просвечивание его рентгеновским источником ионизирующего излучения не обеспечивает радиационной безопасности людей, в том числе детей и беременных женщин. Такое сканирование людей приведёт к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения... вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением.

Решение о возможности своего сканирования человек должен принимать самостоятельно, предварительно получив информацию о дозе облучения и возможных последствиях для здоровья. При скрытых исследованиях человек лишается права выбора. Однако, даже при медицинских видах исследований человека Федеральным законом (ФЗ-3, 1996 г. "О радиационной безопасности населения") предусмотрен порядок добровольности и возможность отказа пациента от исследований.

В то же время с 2009 г. в России для контроля авиапассажиров используются и альтернативные установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн, которые не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться практически без ограничений.

Все рентгеновские системы контроля людей являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека.

Их эксплуатация должна осуществляться персоналом группы А с выполнением всех мер радиационной безопасности, предусмотренных для обращения с техногенными источниками ионизирующего излучения... и выполнением требований НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.

До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования.

Напомним, правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения определяет Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ. Он предусматривает запрет всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда. Согласно документу, граждане имеют право на радиационную безопасность. Оно обеспечивается, в частности, за счет выполнения требований к обеспечению радиационной безопасности.

Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47, Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) – его же постановлением от 26.04.2010 N 40.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай