259
Оставить комментарий Распечатать

Минюст рассказал, как повысить эффективность исполнения судебных решений

Размер шрифта:
Министерство юстиции представило программу повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011 - 2020 годы. Ведомство принимает замечания и предложения по электронной почте.

Министерство юстиции представило программу повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011 - 2020 годы. Проект опубликован на сайте Минюста. При подготовке документа учитывались предложения высших судов, министерств, результаты мониторинга правоприменения в сфере исполнения судебных актов, опыт иностранных государств и т.д.

Программа содержит ряд интересных идей. В частности, предлагается предусмотреть единственное основание для прекращения исполнительного производства по воле взыскателя. Это отказ от взыскания с прекращением исполнительного производства. Минюст считает необходимым дать возможность суду определять размер алиментов исключительно в твердой денежной сумме. При этом будет учитываться прожиточный минимум ребенка и ряд других факторов. За неисполнение решения суда предлагается наказывать по статье 315 УК РФ физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, речь идёт о создании правового механизма накопления суммы задолженности по малозначительным взысканиям. Образцом послужил механизм, предусмотренный в отношении налоговых платежей Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Помимо этого, в планах создание единого федерального банка данных исполнительных производств, введение электронных торгов как основного способа реализации имущества должников в исполнительном производстве, перевод должностей судебных приставов в правоохранительную службу.

В проекте программы отмечается:

Целями Программы являются модернизация системы принудительного исполнения судебных актов, качественное повышение ее эффективности в современных условиях, а также создание правовых, экономических и организационных предпосылок для мотивации добровольного исполнения судебных актов без применения мер государственного принуждения.

Достижение поставленных целей осуществляется путем реализации следующих задач Программы:

  • совершенствование статуса судебного пристава, правового положения и организации системы принудительного исполнения судебных актов...;
  • оптимизация исполнительного производства, обеспечение баланса прав и интересов сторон исполнительного производства, правильного и своевременного исполнения требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов или являющихся судебными актами, совершенствование судебного контроля за исполнительным производством;
  • обеспечение своевременного и в полном объеме исполнения требований исполнительных документов, должниками по которым являются публично-правовые образования и государственные (муниципальные) учреждения;
  • внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения...

...Необходимо предусмотреть единственное основание для прекращения исполнительного производства по воле взыскателя – отказ от взыскания с прекращением исполнительного производства. При этом расходы по исполнительному производству подлежат возмещению взыскателем по аналогии с частью 1 статьи 101 ГПК РФ.

...Представляется необходимым предусмотреть возможность определения судом размера алиментов исключительно в твердой денежной сумме с учетом размера прожиточного минимума ребенка в соответствующем регионе, потребностей конкретного ребенка, состояния здоровья ребенка, уровня его содержания во время нахождения его родителей в браке. При этом размер алиментов подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции постановлением судебного пристава исполнителя, вынесенным по заявлению взыскателя.

...существует необходимость в создании правового механизма накопления суммы задолженности по малозначительным взысканиям в целях перевода взыскания в стадию исполнительного производства в случае достижения минимальной суммы

в качестве основы может быть использован правовой механизм, предусмотренный в отношении налоговых платежей Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ...

В части совершенствования механизма юридической ответственности необходимо следующее:

  • установление единого административно-правового запрета на неисполнение исполнительного документа по имущественным и неимущественным требованиям;
  • установление единого уголовно-правового запрета на неисполнение судебного акта, обязывающего совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) для граждан и должностных лиц.

Согласно действующей редакции статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) применение уголовной ответственности за неисполнение решения суда или иного судебного акта допускается исключительно в отношении представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. При этом из перечня лиц, на которых распространяется уголовно-правовая норма, предусмотренная статьей 315 УК РФ, в настоящее время необоснованно исключены индивидуальный предприниматель и арбитражный управляющий... Также необходимо включение в состав субъектов нормы статьи 315 УК РФ физических лиц...

Обязательным признаком объективной стороны деяния, предусмотренного в настоящее время статьей 315 УК РФ, является "злостность"... Необходимо исключить признак "злостности" из УК РФ, заменив объективную сторону деяния на неисполнение требований судебного акта в установленный срок.

...необходимо рассмотреть вопрос об участии нотариуса в качестве субъекта, осуществляющего сопровождение исполнения судебных актов на стадии от выдачи исполнительного документа до предъявления его к взысканию в ФССП... ...об участии нотариуса в процедуре реализации имущества, на которое обращено взыскание.

Замечания и предложения по проекту программы Минюст просит направлять по электронной почте на адрес pr@minjust.ru.

Проект программы повышения эффективности исполнения судебных решений

(документ Word, 322 Кб)

Напомним, правовую основу деятельности судебных приставов составляют законы "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве" и другие законодательные акты.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай