Федеральный закон от 27.07.10 №229-ФЗ (далее Закон №229-ФЗ) унаследовал одну из отрицательных черт, которой грешит большинство российских нормативных документов - длинное наименование. Закон №229-ФЗ называется «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
В рамках проходящей административной реформы уточнены функции и пределы полномочий министерства финансов и налоговых органов. В частности, из компетенции Минфина РФ выведено утверждение форм деклараций и расчетов, а также порядка их заполнения.
В целом поправки направлены на пополнение бюджета - сокращаются сроки уплаты налогов, ужесточаются санкции, повышаются пределы отнесения к амортизируемому имуществу. Однако не забыты и интересы налогоплательщика: значительно расширены пределы электронного документооборота, сокращены сроки разблокировки счетов, повышены требования к работе налоговых органов, отменена обязанность организаций по истечении каждого отчетного периода подавать расчеты по транспортному и земельному налогам и т. п.
Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 года, за исключением некоторых положений (п. 1 ст. 10 Закона №229-ФЗ).
Рассмотрим изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса РФ.
Переход на электронный документооборот
По-настоящему новыми следует признать дополнения, которые должны обеспечить широкое применение электронных документов при взаимодействии с налоговыми органами. Теперь не только декларации, но и прочие документы - заявления, уведомления, акты, инкассовые поручения и даже копии затребованных на проверку документов могут быть переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Но действительно перевести документооборот в электронный вид удастся только после утверждения налоговой службой специальных форм и форматов.
Установка срока направления налогоплательщику решения об уточнении платежа
В соответствии с п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уточнить платеж при обнаружении ошибок в оформлении поручений на перечисление налогов, которые не повлияли на зачисление внесенных в бюджет сумм на соответствующий счет Федерального казначейства. Данный пункт дополнен абзацем, в силу которого инспекция будет обязана уведомлять налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней после его принятия.
Направление инспекцией в банк инкассового поручения теперь не ограничивается никаким сроком
Согласно поправкам положения о сроке направления в банк инкассового поручения исключены (новая редакция п. 4 ст. 46 НК РФ). А это значит, что теперь у налогоплательщиков будет меньше поводов для обращения в суд для признания недоимки незаконной.
Инспекция сможет взыскать недоимку за счет имущества в течение двух лет со дня окончания срока исполнения требований об уплате налога
Пункт 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен положением, согласно которому решение, вынесенное с нарушением годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако налоговый орган сохраняет право взыскать недоимку через суд в течение двух лет после окончания срока исполнения требования об уплате налога. При этом данный срок может быть восстановлен судом.
Уведомление об уплате налога может быть сразу отправлено по почте
Сложившийся на практике порядок закреплен в новой редакции ст. 52 НК РФ - инспекция самостоятельно решает, как вручить уведомление: лично под расписку, по почте или по телекоммуникационным каналам связи. При этом в одном уведомлении можно будет указывать данные по нескольким налогам.
Приведены в соответствие Налоговый кодекс РФ и Закон РФ от 09.12.91 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налоговое уведомление теперь будет вручаться согласно ст. 52 НК РФ - не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога. Ранее уведомление вручалось ежегодно не позднее 1 августа. Изменен также срок уплаты налога на имущество физических лиц. Теперь он уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который начислен налог.
Установлены новые правила списания безнадежной недоимки
Законодатель расширил перечень оснований, по которым недоимка по налогам, а также задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию. Новый подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ разрешает списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию будут принимать налоговые органы по месту учета организации или индивидуального предпринимателя (подпункт 2 п. 2 новой редакции ст. 59 НК РФ). Порядок списания такой недоимки должен быть утвержден в скором времени ФНС России.
Следует отметить, что безнадежная задолженность по процентам, уплачиваемым при предоставлении отсрочки и ускоренном возмещении НДС, также списывается по правилам ст. 59 НК РФ (п. 6 новой редакции ст. 59 НК РФ).
Закреплены новые правила предоставления рассрочки, отсрочки, инвестиционного налогового кредита
Изменились условия предоставления отсрочки, рассрочки или инвестиционного кредита - теперь эти мероприятия допускаются и в отношении сумм начисленных штрафов. Отдельно указано, что порядок переноса срока уплаты налога не может быть применен в отношении налоговых агентов, а также налогоплательщиков, допустивших в течение трех последних лет нарушения условий по подобному изменению срока, приведшие к отмене решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Сумма, на которую предоставляется перенос срока уплаты, ограничена для организаций стоимостью чистых активов, а для физических лиц - стоимостью имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Для НИОКР и инвестиций в социально значимые объекты (подпункты 1 и 5 п. 1 ст. 67 НК РФ) размер налогового кредита увеличен с 30% до 100% стоимости приобретенного для указанных целей оборудования.
Изменен срок исполнения требований об уплате налога
В соответствии с действовавшим до недавнего времени пунктом 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение десяти календарных дней с момента его получения. Теперь этот срок изменен и составляет восемь рабочих дней.
Согласно внесенным поправкам инспекция может сразу направлять требование по почте (новая редакция п. 6 ст. 69 НК РФ).
Приостановление операций по счетам на основании решения инспекции не исключает начисления пеней
Согласно действовавшей редакции п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что налоговый орган или суд приостановили операции по счетам в банке или арестовали имущество. Теперь на недоимку, возникшую в результате приостановления операций по счетам в банке по решению налогового органа, начисляются пени. Если же данные обеспечительные меры приняты судом, то пеней не будет. Наложение ареста на имущество организации и индивидуального предпринимателя по решению инспекции или суда, как и раньше, освобождает от данных неблагоприятных последствий.
Определен новый порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения обособленных подразделений
Принятым Законом данная процедура упрощена.
Во-первых, законодатель разделил постановку организации на учет по месту нахождения филиалов, представительств и других обособленных подразделений. Теперь, если организация создает филиал или представительство, сообщать об этом в инспекцию не требуется (новая редакция подпункта 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Налоговая инспекция поставит компанию на учет по месту нахождения филиала или представительства после получения соответствующих сведений из ЕГРЮЛ (новая редакция п. 3 ст. 83 НК РФ). Обо всех иных обособленных подразделениях необходимо будет проинформировать инспекцию по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня их создания. На основании данного сообщения, которое может быть представлено в электронном виде, компания в течение пяти рабочих дней будет поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения (новые редакции п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Во-вторых, благодаря поправкам разрешена проблема, с которой сталкивались организации при изменении места нахождения обособленного подразделения. В такой ситуации инспекции требовали от налогоплательщиков закрывать подразделение по старому адресу, открывать по новому, и затем уже вставать на налоговый учет. Теперь, согласно новой редакции подпункта 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, достаточно направить в инспекцию по месту нахождения организации сообщение о новом адресе обособленного подразделения в течение трех дней со дня соответствующего изменения. Данная поправка касается также и иных сведений об обособленных подразделениях.
Если организация решила закрыть обособленное подразделение, в том числе филиал или представительство, то об этом следует сообщить в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности через данное подразделение или со дня принятия соответствующего решения (новый подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Организация будет снята с учета по месту нахождения филиала или представительства на основании поступивших из ЕГРЮЛ сведений, а по месту нахождения иных обособленных подразделений - в течение десяти рабочих дней с момента получения инспекцией сообщения о прекращении деятельности (новая редакция п. 5 ст. 84 НК РФ). Минфин РФ должен утвердить новый порядок постановки организаций на налоговый учет.
Инспекция вправе приостановить операции по счетам до вынесения решения о взыскании налога
Законодатель внес поправки в п. 1 ст. 76 НК РФ, согласно которым приостановление операций по счетам в банке в соответствии с подпунктом 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. Копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня их вынесения. Если эти документы направляются заказным письмом, то они считаются полученными по истечении шести дней с момента отправки (новая редакция п. 13 ст. 101 НК РФ).
Операции по счету будут приостановлены даже при изменении реквизитов счета
Изменения внесены также в п. 7 ст. 76 НК РФ. Теперь банк обязан приостановить операции по счетам налогоплательщика, даже если после вынесения решения инспекцией компания сменила название и реквизиты счета. Обеспечительные меры будут приняты в отношении переименованной организации с новым счетом на основании первоначально вынесенного решения.
Сокращен срок разблокировки счета, на котором находится сумма денежных средств, превышающая взыскиваемую сумму
Теперь в п. 9 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации будет указан специальный срок для банка, в течение которого он должен ответить на запрос налогового органа о балансе счета организации. Эта обязанность должна быть выполнена не позднее следующего дня после получения запроса.
Инспекция не обязана выносить решение об отмене блокировки счета, если отмена данных обеспечительных мер производится на основании федеральных законов
В новой редакции п. 9.1 ст. 76 НК РФ указано, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ. Например, ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.02 №127-ФЗ).
За неправомерное приостановление операций по счетам будут начисляться проценты
Пункт 9.2 ст. 76 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому за незаконную блокировку счета в пользу налогоплательщика будут начисляться проценты за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций, до дня получения им отменяющего решения. Размер процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерной блокировки. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
Установлен срок для уведомления налогоплательщика об отмене ареста его имущества
Налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика об отмене ареста имущества в течение пяти рабочих дней после дня его принятия. Указанные положения содержатся в п. 13 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции.
Декларацию в электронном виде можно будет представить только по телекоммуникационным каналам связи
То есть теперь, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, подаст ее на бумажном носителе, он будет оштрафован на 200 руб. по новой ст. 119.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Если затем он не успеет вовремя отчитаться по надлежащей форме, то инспекция привлечет его к ответственности и по ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления отчетности.
При подаче уточненной декларации будет проверяться период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока
По новой редакции пункта 4 ст. 89 НК РФ в случае представления уточненной налоговой декларации период, за который она была представлена, также будет проверяться в рамках соответствующей налоговой проверки. Если в рамках такой проверки будет проверяться период за пределами трехлетнего срока, то привлечь к ответственности налогоплательщика инспекция не сможет ввиду истечения срока давности, предусмотренного ст. 113 НК РФ. Однако при этом не удастся избежать уплаты недоимки и пеней.
Изменена процедура истребования документов
Согласно новой редакции п. 1 ст. 93 НК РФ, если требование невозможно вручить лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, оно направляется по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с момента направления корреспонденции. То есть теперь налоговый орган не должен доказывать получение требования налогоплательщиком.
Кроме того, указанный порядок будет применяться и при истребовании у налогоплательщика документов о контрагентах в порядке ст. 93.1 НК РФ. А после 1 января 2011 года в отношении данной процедуры будут действовать правила о невозможности повторного истребования ранее представлявшихся документов, предусмотренные пунктом 5 ст. 93 НК РФ (новая редакция п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 8 ст. 10 Закона №229-ФЗ).
К акту проверки будут прикладываться доказательства выявленных нарушений
Новая редакция п. 3.1 ст. 100 НК РФ предусматривает, что вместе с актом налоговой проверки будут направляться доказательства выявленных нарушений, полученные от третьих лиц. Если данные сведения составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну или персональные данные физических лиц, то они будут оформлены в виде выписок, заверенных инспекцией.
Право налогоплательщика на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля
Законом №229-ФЗ внесены поправки в ст. 101 НК РФ. Теперь в п.1 этой статьи прямо указано, что наряду с актом, материалами налоговой проверки и возражениями проверяемого лица руководитель инспекции рассматривает и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Пункт 2 ст. 101 НК РФ дополнен положением о том, что до вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе ознакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение по результатам проверки считается полученным по истечении шести дней с момента отправки заказного письма
Данный вопрос имеет значение, потому что с момента получения налогоплательщиком решения по результатам проверки отсчитывается десятидневный срок для вступления решения по результатам проверки в силу. В новой редакции п.9 ст. 101 НК РФ указано, что если решение вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом. При этом оно будет считаться полученным по истечении шести дней с момента направления.
Уточнен перечень кредитных организаций, которые вправе выдавать банковскую гарантию в целях замены обеспечительных мер
Согласно п. 11 ст. 101 НК РФ налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры для исполнения решений по результатам проверки на банковскую гарантию. В пункт 12 ст. 101 НК РФ внесены поправки, согласно которым инспекция обязана заменить обеспечительные меры, если налогоплательщик предоставил банковскую гарантию кредитной организации, соответствующей требованиям п. 4 ст. 176.1 НК РФ (осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет, уставный капитал в размере не менее 500 млн. руб., наличие собственных средств в размере не менее 1 млрд. руб. и др.). Решение о замене обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения (новая редакция п. 10 ст. 101 НК РФ).
Уточнена процедура производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля
Во-первых, установлен срок, в течение которого составляется акт, - он равен десяти рабочим дням с момента выявления нарушения (новая редакция п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
Во-вторых, решение по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов выносится в срок, предусмотренный п. 6 ст. 101.4 НК РФ, - десять рабочих дней с момента истечения десятидневного срока после получения акта налогоплательщиком (новая редакция п. 8 ст. 101.4 НК РФ).
В-третьих, требование об уплате пеней и штрафа направляется налогоплательщику в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов (новая редакция п. 10 ст. 101.4 НК РФ).
Повышение размеров штрафных санкций
Мера ответственности за совершение отдельных налоговых правонарушений удвоена. Так, например, штраф за нарушение срока постановки на учет теперь не зависит от продолжительности просрочки и составляет 10 000 руб. (новая редакция п. 1 ст. 116 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет необходимо буде заплатить 10% от полученных за этот период доходов, но не менее 40 000 руб. (новая редакция п. 2 ст. 116 НК РФ).
Поправки затронули и ст. 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации. Размер санкции теперь не будет различаться в зависимости от того, опоздал налогоплательщик с подачей отчетности более чем на 180 дней или нет, и составит 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 руб.
Законом №229-ФЗ введена ответственность не только за несвоевременное перечисление обязательного платежа налоговым агентом, но также и за его неудержание (новая редакция ст. 123 НК РФ).
Возросла ответственность за непредставление документов. Теперь штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. Санкция за отказ организации предоставить по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике составит 10 000 руб. (п. 2 ст. 129 НК РФ).
Повысился в 2 раза штраф и за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Если же данные неправомерные действия повлекли занижение налоговой базы, то теперь придется заплатить 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Отсутствие регистров налогового учета и систематическое неправильное отражение хозяйственных операций в данных регистрах также подпадает под указанную статью.
Увеличился в 5 раз штраф за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений по п. 1 ст. 129.1 НК РФ и теперь составит 5000 руб. Если данное нарушение будет совершено повторно в течение календарного года, санкция составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). В частности, ответственность по данной статье наступает за отказ налогоплательщика предоставить сведения о проверяемых контрагентах (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
За незаконный отказ в доступе должностного лица налоговых органов к осмотру помещения при проведении проверки предусмотрена специальная ответственность. КоАП дополнен новой ст. 19.7.6, согласно которой санкция составит 10 000 руб. Штраф при этом налагается на должностных лиц.
Следует отметить, что прежние санкции действовали с 1998 года, когда принималась самая первая редакция Налогового кодекса. Не секрет, что реальная стоимость денег за прошедшие 12 лет значительно снизилась. А время и дальше будет работать на налогоплательщика, ведь инфляцию пока еще никто не отменил.
Переходные положения
В соответствии с п. 11 ст. 10 Закона №229-ФЗ с учетом введенных поправок будут проводиться налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, начавшиеся 2 сентября 2010 года и позднее. Не завершенные к этой дате проверки, а также оформление их результатов должно проводиться согласно прежней редакции НК РФ.
Что касается взыскания штрафов, то они взимаются на основании прежней редакции НК РФ, если соответствующее решение налоговой инспекции было вынесено до 2 сентября 2010 года (п. 12 ст. 10 Закона №229-ФЗ). Если новая редакция НК РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно новой редакции НК РФ (п. 13 ст. 10 Закона №229-ФЗ). При этом после вступления в силу Закона №229-ФЗ взыскать ранее назначенный штраф можно будет только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией НК РФ.
В одном из следующих номеров журнала будут рассмотрены изменения части II Налогового кодекса РФ.
Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса
26.10.02 №127-ФЗ
Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки
Статья 101 НК РФ. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
Статья 119.1 НК РФ. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
Статья 129.1 НК РФ. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
Статья 176.1 НК РФ. Заявительный порядок возмещения налога
Статья 45 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
Статья 52 НК РФ. Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов
Статья 59 НК РФ. Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание
Статья 67 НК РФ. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Статья 69 НК РФ. Требование об уплате задолженности
Статья 77 НК РФ. Арест имущества
Статья 83 НК РФ. Учет организаций и физических лиц
Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка
Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки
Закона № 229-ФЗ
О налогах на имущество физических лиц