91
Оставить комментарий Распечатать

Конституционный Суд велел скорректировать законодательство о возмещении семьям погибших военных

Размер шрифта:
Суд проверил конституционность статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации. Судьи пришли к выводу, что действующий правовой механизм не эффективен и нуждается в корректировке.

Конституционный Суд сегодня объявил решение по делу о том, какой должна быть сумма возмещения семьям погибших военных. Российскому парламенту предписано скорректировать законодательство. "Членам семьи погибшего военнослужащего необходимо гарантировать возможность восполнения имущественных потерь", - отмечается в Постановлении. Суд проверил на соответствие основному закону статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 1084 Гражданского кодекса. Дело было рассмотрено 28 сентября 2010 года. Речь шла о том, что названные нормы законодательства ущемляют права военнослужащих и членов их семей на возмещение вреда по случаю потери кормильца.

По утверждению заявителя, семьи военных оказываются в худшем положении по сравнению с другими категориями граждан. Суды отказывают в удовлетворении требований о взыскании ежемесячных платежей в возмещение вреда, если не установлена вина государственных органов или должностных лиц. При этом единовременное пособие выплачивается исходя из оклада, а не заработка погибшего сотрудника силовых структур. Эти величины различаются в несколько раз.

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Ногайского районного Суда Республики Дагестан.

История вопроса

В 2009 году в Ногайский райсуд обратилась Ирина Васильевна Щеглова. Она подала иск о возмещении вреда и взыскании ежемесячных платежей с Министерства внутренних дел РФ. Ее муж, Виктор Сергеевич Щеглов, проходил военную службу в городе Грозном и 18 декабря 2006 года погиб при исполнении служебных обязанностей. У него остались три несовершеннолетние дочери – 10-ти, 8-ми и 5-ти лет. Жена Щеглова также находилась на его иждивении. Военный был посмертно награжден орденом Мужества.

Районный суд обязал МВД выплачивать каждой из дочерей Щеглова ежемесячно по 7 574 рубля. Однако Верховным Судом Республики Дагестан решение было отменено как противоречащее сложившейся правоприменительной практике. Суд указал на то, что при отсутствии виновных действий со стороны органов внутренних дел МВД не обязано возмещать причиненный вред в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Кроме того, членам семьи Щеглова было выплачено единовременное страховое возмещение (120 окладов месячного содержания Щеглова) и начислена пенсия по потере кормильца.

Позиция заявителя

  1. Выплата ежемесячных сумм возмещения вреда семьям погибших военнослужащих законом не предусмотрена. При этом закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве обязывает работодателя осуществлять "ежемесячные страховые выплаты" пострадавшим гражданам. И право граждан получать такие ежемесячные выплаты не зависит от вины (отсутствия вины) работодателя. Право на получения этих выплат возникает в силу самого факта повреждения здоровья или смерти на производстве.

    Как утверждает заявитель, система обязательного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих ставит их в худшее положение по сравнению с другими гражданами. Заявитель полагает, что это приводит к дискриминации военнослужащих по профессиональному признаку. Он указывает на то, что военная и аналогичная ей служба осуществляется в публичных интересах и предполагает выполнение поставленных перед военнослужащим задач в любых условиях, в том числе, сопряженных с риском для здоровья и жизни. Это особый вид государственной службы, направленный на обеспечение обороны страны, общественной безопасности, законности, прав и свобод граждан. И условия возмещения им вреда должны быть, по крайней мере, не худшими по сравнению с другими категориями граждан.

  2. Согласно статье 1085 Гражданского кодекса РФ, при причинении гражданину увечья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок, а также дополнительные расходы (на лечение, лекарства, уход и т.д.). Ни пенсия по инвалидности, ни другие пенсии и пособия не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда. Согласно статье 1089 ГК РФ, размер вреда в связи со смертью кормильца должен быть равен той доли его заработка, которую иждивенцы получали при его жизни. В соответствии со статьей 1092, вред, приведший к уменьшению трудоспособности или смерти, возмещается ежемесячными платежами.

  3. Семье Щегловых было выплачено единовременное пособие в размере 120 окладов месячного содержания В.С. Щеглова. Согласно закону "О статусе военнослужащих", эта сумма исчисляется из месячного оклада по должности и месячного оклада по званию, что составило по расчетам МВД РФ 5 961 рубль 20 копеек. Однако, как указывает заявитель, среднемесячная зарплата В.С. Щеглова составляла 28 607 рублей 24 копейки. Заявитель утверждает, что по нормам Гражданского кодекса семья В.С. Щеглова вправе получать приходящуюся на долю каждой (вдовы и трем дочерям) часть заработка В.С. Щеглова (28 607 рублей 24 копейки), а не его оклада (5 961 рубль 20 копеек).

  4. Указанные нормы Гражданского кодекса РФ не применяются в отношении военнослужащих и членов их семей со ссылкой на статью 1084 этого же кодекса. Суды отказывают в удовлетворении требований военнослужащих о взыскании ежемесячных платежей в возмещение вреда, если не установлена вина государственных органов или должностных лиц в причинении этого вреда. Заявитель утверждает, что подобная правоприменительная практика приводит к несоразмерному ограничению прав военнослужащих, не соответствует принципам социального государства и равенства граждан, а также противоречит самой природе компенсационных выплат. Заявитель просит признать оспоренные нормы не соответствующими статьям 7, 19 и 39 Конституции РФ.

Позиция суда

Оспоренные нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права членов семей погибших военнослужащих. Однако совершенствования требует обеспечивающий исполнение законодательства о военнослужащих правовой механизм возмещения вреда, который не гарантирует полное возмещение ущерба семьям погибших военных. Речь идет о случаях, когда семья получает от государства платежи меньшие той доли заработка кормильца, который она имела при его жизни.

Федеральному Собранию надлежит внести в законодательство изменения, направленные на совершенствование указанного механизма возмещения вреда. Членам семьи погибшего военнослужащего необходимо гарантировать возможность восполнения имущественных потерь.

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай