Положения закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" проверены на соответствие основному закону страны. Сегодня Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по жалобе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания Игоря Вольфсона. Заявителя интересует, не противоречит ли Конституции отказ депутату в исполнении полномочий на постоянной профессиональной основе. Проверке на конституционность также подвергались Устав Алтайского края и некоторые другие региональные документы. Дело было рассмотрено судом 17 сентября.
История вопроса
И.Б. Вольфсон в марте 2008 года был избран депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания. Он вошел в состав фракции КПРФ и в постоянный комитет по местному самоуправлению. Имея намерения работать на постоянной профессиональной основе, он подал соответствующее заявление. Однако решением комитета ему было отказано. Вольфсон обжаловал отказ в судебном порядке, но во всех трех инстанциях потерпел неудачу. Парламентарий просит Конституционный Суд признать не соответствующим Конституции положения федерального и краевых законов, закрепляющие основания и порядок решения вопроса о работе депутата на постоянной профессиональной основе.
Позиция заявителя
Заявитель полагает, что оспариваемые положения – по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, – позволяют произвольно отказывать депутату в исполнении полномочий на постоянной профессиональной основе. Тем самым, считает автор жалобы, нарушаются его конституционное право на участие в управлении делами государства, принципы равенства всех (включая общественные объединения) перед законом, политического плюрализма и идеологического многообразия. Поэтому, по мнению Вольфсона, нормы закона не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 3 (часть 2), 6 (часть 2), 13 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 1) и 55 (часть 2).
Текущее положение
Сейчас депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ могут исполнять свои полномочия в различном режиме:
- на постоянной профессиональной основе,
- на профессиональной основе в определенный период
- или без отрыва от основной деятельности.
Условия осуществления депутатской деятельности и число депутатов, работающих в региональном парламенте на постоянной профессиональной основе, устанавливаются Конституцией (Уставом) и (или) законом субъекта РФ.
Число депутатов, работающих в Алтайском краевом Законодательном Собрании на постоянной профессиональной основе, не может превышать 1/4 от общего их количества. На постоянной профессиональной основе по решению постоянных комитетов могут работать председатели, их заместители и члены этих комитетов. Соответствующие решения утверждаются Собранием.
Позиция Суда
КС пришел к выводу, что установление различных условий осуществления депутатами своей деятельности не нарушает конституционных прав и свобод граждан РФ. Вместе с тем, предусматривая возможность профессиональной работы депутатов, законодатель обязан установить такой порядок реализации ими соответствующего права, который отвечает конституционным требованиям определенности и справедливости и исключает принятие по данному вопросу произвольных решений.
Конституционный Суд РФ постановил, что оспоренные положения не противоречат Конституции РФ. Вместе с тем, это не освобождает Алтайский парламент от совершенствования порядка реализации депутатами права на занятие депутатской деятельностью на постоянной профессиональной основе. Также не исключена возможность пересмотра правоприменительных решений, принятых в отношении И.Б. Вольфсона, если в их основу было положено такое истолкование данных законоположений, которое расходится с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ.
Добавим, что решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Это прописано в статьях 79 и 80 Закона "О Конституционном Суде". Согласно документу, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.
"О Конституционном Суде"
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"