102
Оставить комментарий Распечатать

Отдельные положения КоАП и УК неконституционны ~ Об этом говорится в сегодняшнем постановлении Конституционного Суда

Размер шрифта:

13 июля Конституционный Суд РФ признал неконституционными ряд норм Кодекса об административных правонарушениях, а также Уголовного кодекса. Проверка коснулась положений части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП, а также части первой статьи 188 Уголовного кодекса.

Поводом к рассмотрению дела стали жалобы граждан И.В.Эпова, О.А.Красной, Л.Н.Валуевой, З.Я.Ганиевой и В.В.Баталова. Все они ранее привлекались к уголовной ответственности за контрабанду в крупном размере - свыше 250 тысяч рублей. Сейчас такого рода уголовные дела подлежат прекращению либо пересмотру. В апреле 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ, которым внесены поправки в УК РФ. Ответственность по соответствующей статье была смягчена: сейчас крупным размером контрабанды признается 1 миллион 500 тыс. рублей.

До 65 тысяч

Россияне могут ввозить на территорию страны товары без уплаты таможенных пошлин, если стоимость этих товаров не превышает 65 тысяч рублей. Ввоз гражданином товаров на большую сумму без указания в таможенной декларации наказывается штрафом. Его размер может составлять от половины до двукратной стоимости товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства.

За ввоз незадекларированных товаров в крупном размере, стоимость которых превышает 250 тысяч рублей, на момент возбуждения уголовных дел в отношении заявителей устанавливалась уголовная ответственность за контрабанду.

Стоимость товаров определяется на основании государственно регулируемых цен или на основании рыночной стоимости товаров. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Позиция заявителей

Заявители полагают, что, устанавливая размер штрафа за административные правонарушения, из стоимости ввезенных товаров необходимо вычесть сумму в 65 тысяч рублей.

Они считают, что неправомерно проводить экспертизу рыночной стоимости ввезенных товаров по ценам субъекта РФ без учета рыночных цен той страны, откуда ввозятся товары. Тем более, если граждане могут предоставить документы, подтверждающие, по какой цене эти товары были приобретены. Сами граждане, приобретающие за границей товары, ориентируется на цену покупки, в том числе совершенной в период скидок и распродаж.

Заявители полагают, что исчисление срока давности привлечения их к административной ответственности также нарушает их права. Срок давности исчисляется не с момента совершения ими административного правонарушения, а с момента прекращения их уголовного дела или с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Позиция Суда

  1. Конституционный Суд постановил признать часть первую статьи 188 УК РФ, часть 1 статьи 16.2 и часть 2 статьи 27.11 КоАП в их взаимосвязи не соответствующими Конституции РФ.

    Эти нормы позволяют привлекать к ответственности путем оценки стоимости товаров, ввозимых в Россию, не по тем ценам, по которым они были приобретены, а по рыночным ценам на аналогичные товары в РФ. Цены на товары в стране приобретения могут быть существенно ниже российских. Цены могут как увеличиваться, так и уменьшаться, и в различных регионах рыночная цена одного и того же товара может быть разной. Поэтому возникает возможность привлечения граждан к ответственности за нарушение таможенных правил, даже когда они не превысили разрешенную к ввозу без декларирования стоимость товаров и могут подтвердить это чеками, счетами, ценниками и накладными.

    Граждане не должны и не могут знать, по какой цене тот или иной товар продается в России. Но поскольку компетентные органы при оценке товара исходят не из его фактической стоимости в стране приобретения, граждане лишаются возможности предвидеть правовые последствия своих действий.

    При установлении тяжести совершенного правонарушения (административное нарушение или уголовное преступление) правоохранительные органы исходят из оценки всего незадекларированного товара. Сюда включается и та его часть, которую можно ввозить в Россию без декларирования. Это приводит к нарушению принципов справедливости, равенства и соразмерности и, в том числе - к недопустимому привлечению к уголовной ответственности тех граждан, которые совершили административное правонарушение. Размер штрафа также определяется по стоимости всего незадекларированного товара (включая и ту его часть, которая разрешена к ввозу). Этими нормами нарушаются право собственности и имущественные права граждан.

  2. В тех случаях, когда гражданин, совершивший административный проступок, был привлечен к уголовной ответственности, а затем уголовное дело было прекращено, либо когда в возбуждении уголовного дела было отказано, срок давности за его административное правонарушение нарушение начинает исчисляться не с момента совершения этого правонарушения. Он отсчитывается с момента прекращения уголовного дела или с момента отказа в возбуждении уголовного дела. Это предусматривает статья 4.5 КоАП.

    Конституционный Суд признал эту норму противоречащей Конституции РФ, закрепленным в ней принципам справедливости, равенства и соразмерности в ограничении прав. Он указал на то, что уголовное дело может приостанавливаться, сроки расследования могут продлеваться, причем неоднократно. В результате давность привлечения к административной ответственности (которая по общему правилу не превышает одного года) может быть даже больше, чем давность привлечения к ответственности уголовной.

    КС постановил, что давность привлечения к административной ответственности должна исчисляться со дня совершения правонарушения.

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай