Федеральными законами от 17.07.09
№165-ФЗ, от 19.07.09 №201-ФЗ и №204-ФЗ (далее
– Закон №204-ФЗ), от 24.07.09 №213-ФЗ были внесены
изменения в главу 26.2 НК РФ «Упрощенная
система налогообложения».
Необходимость внесения поправок была
обусловлена двумя основными причинами. Первая
причина – замена с 2010 года единого социального
налога страховыми взносами, начисляемыми и
уплачиваемыми во внебюджетные фонды (ПФ, ФСС,
ФФОМС и ТФОМС). Указанные изменения носят
постоянный характер. Второй причиной является
государственная поддержка малого и среднего
бизнеса в сложных экономических условиях. Эти
изменения носят временный характер и рассчитаны
на период с 2009 по 2012 годы.
Изменения коснулись статей, в которых
установлены общие положения главы 26.2 НК РФ,
порядок определения расходов, учитываемых в
целях налогообложения, порядок исчисления и
уплаты единого налога, а также порядок
зачисления сумм налога в бюджеты.
Федеральным законом от 24.07.09 №213-ФЗ из п. 2
и 3 ст. 346.11 НК РФ исключены положения, на основании
которых организации и индивидуальные
предприниматели, применяющие УСН, освобождались
от уплаты единого социального налога. Из
указанных пунктов также исключены нормы, по
которым налогоплательщики, применяющие УСН,
являлись плательщиками страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.
Изменения вступили в силу с 1 января 2010
года, так как с этой даты глава 24 НК РФ, в
соответствии с которой уплачивался ЕСН,
прекратила свое действие. Вместо ЕСН все
налогоплательщики будут уплачивать страховые
взносы отдельно в каждый из внебюджетных фондов,
а именно:
- на обязательное пенсионное страхование – в
Пенсионный фонд РФ;
- обязательное медицинское страхование – в
федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования (ФФОМС и
ТФОМС);
- обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с
материнством - в Фонд социального страхования
России.
Таблица 1.
Тарифы страховых взносов во
внебюджетные фонды в 2010 году и с 2011 года
Внебюджетный фонд | Страховой тариф в 2010 году (%) | Страховой тариф с 2011 года (%) |
ПФР | 14 | 26 |
ФФОМС | 0 | 2,1 |
ТФОМС | 0 | 3 |
ФСС России | 0 | 2,9 |
С 1 января 2010 года плательщиками
страховых взносов признаются и
налогоплательщики, применяющие УСН. Этот порядок
распространяется также и на индивидуальных
предпринимателей, применяющих УСН и
самостоятельно обеспечивающих себя работой,
которые до 2010 года уплачивали страховые взносы в
Пенсионный фонд в виде фиксированного платежа. В
обязательном порядке они должны уплачивать
страховые взносы на обязательное пенсионное и
обязательное медицинское страхование. При этом
страховые взносы в ФСС РФ эти налогоплательщики,
как и ранее, будут уплачивать на добровольной
основе.
Следует отметить, что хотя в ст. 346.11 НК РФ
в действовавшей до 2010 года редакции «упрощенцы»
прямо отнесены лишь к плательщикам страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование,
они, тем не менее, осуществляли платежи в ФСС РФ,
ФФОМС и ТФОМС. Эти отчисления от поступающего в
бюджет налога, уплачиваемого при УСН,
производили органы Федерального казначейства по
нормативам, указанным в ст. 56 и 146
Бюджетного кодекса РФ.
С 2010 года порядок исчисления и уплаты
страховых взносов во внебюджетные фонды
регулируется Федеральным законом от 24.07.09 №212-ФЗ
(далее – Закон №212-ФЗ). Данным законом определены
плательщики страховых взносов, тарифы страховых
взносов, установлены правила исчисления и уплаты
страховых взносов, а также порядок представления
отчетности.
Тарифы страховых взносов установлены п.
2 ст. 12 Закона №212-ФЗ. Эти тарифы следует
использовать с 2011 года. Такой порядок установлен
ст. 62 данного закона. Тарифы страховых взносов,
действующие в 2010 году, указаны в ст. 57 Закона
№212-ФЗ.
Тарифы страховых взносов, применяемые в
2010 году и с 2011 года, приведены в таблице 1.
Страховые взносы у «самозанятых»
Большую группу плательщиков страховых
взносов составляют физические лица, в том числе и
индивидуальные предприниматели, применяющие
УСН, работающие самостоятельно и получающие
доход от предпринимательской деятельности. Если
такие плательщики осуществляют выплаты в пользу
других физических лиц по трудовым или
гражданско-правовым договорам, они должны
начислять и уплачивать страховые взносы
одновременно по двум основаниям: за наемных
работников как работодатели и за себя как
«самозанятые».
С 2010 года фиксированный платеж
уплачиваться не будет. Сумму страховых взносов,
подлежащую уплате в фонды, «самозанятые» лица
будут рассчитывать самостоятельно, принимая во
внимание порядок определения стоимости
страхового года, установленного в части 2 ст. 13
Закона №212-ФЗ. Данный показатель равен
произведению минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законодательством
(МРОТ) на начало года, за который
уплачиваются страховые взносы, на тариф
страховых взносов по соответствующему фонду и на
12 (по количеству календарных месяцев в году).
Таблица 2
Стоимость страхового года для
«самозанятых» лиц
Фонд | Стоимость страхового года в 2010 года | Стоимость страхового года с 2011 года |
ПФР | МРОТ х 20% : 100% х 12 | МРОТ х 26% : 100% х 12 |
ФФОМС | МРОТ х 1,1% : 100% х12 | МРОТ х 2,1 : 100% х 12 |
ТФОМС | МРОТ х 2% : 100% х 12 | МРОТ х 3% : 100% х 12 |
ФСС РФ (добровольно) | МРОТ х 2,9% : 100% х12 | МРОТ х 2,9% : 100% х 12 |
С 2010 года «самозанятые» лица должны
рассчитывать стоимость страхового года исходя
из прошлогодних ставок страховых взносов в
фонды. А с 2011 года – исходя из тарифов страховых
взносов, установленных в части 2 ст. 12 Закона
№212-ФЗ (таблица 2).
Страховые взносы в ФСС РФ «самозанятые «
лица, как и ранее, будут уплачивать на
добровольных началах (часть 5 статьи 14 Закона
№212-ФЗ).
«Самозанятые» лица обязаны перечислять
страховые взносы в фонды разными платежными
документами. Крайний срок уплаты страховых
взносов – не позднее 31 декабря текущего
календарного года (часть 2 ст. 16 Закона №212-ФЗ).
Однако плательщик, в том числе применяющий УСН с
объектом налогообложения «доходы», имеет право
перечислять сумму страховых взносов в течение
года несколькими платежами – ежемесячно или
ежеквартально.
Порядок определения расходов
Изменения внесены в подп. 7 п. 1
ст. 346.16 НК РФ. Они касаются
налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом
налогообложения доходы, уменьшенные на величину
расходов. Как уже было отмечено, с 2010 года
страховые взносы в ФСС РФ, ФФОМС, и ТФОМС
станут для налогоплательщиков, применяющих УСН,
самостоятельными платежами. Поэтому указанный
подпункт дополнен положениями, согласно которым
в расходы, учитываемые в целях налогообложения,
включаются расходы на обязательное социальное
страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а
также на обязательное медицинское страхование. В
расходы, уменьшающие налоговую базу, как и
прежде, входят также страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование и на
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Исчисление налога
Пункт 3 ст. 346.21 и п. 10 ст.
346.25.1 НК РФ дополнены новой нормой. С 2010
года налогоплательщики с объектом
налогообложения доходы вправе сумму налога
(авансовых платежей по налогу), исчисленную за
налоговый (отчетный) период, уменьшать на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и обязательное медицинское
страхование, уплаченных за этот период времени.
Сумма налога может быть уменьшена также на
обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, а
также на сумму выплаченных работникам пособий по
временной нетрудоспособности. При этом, как и
ранее, сумма налога (авансовых платежей по
налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Следует обратить внимание на то, что
страховые взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
работодатели уплачивали и ранее, однако сумму
налога эти платежи не уменьшали.
Поправки, изменяющие порядок начала
применения УСН
Закон №204-ФЗ дополнил ст. 346.12 НК
РФ п. 2.1, согласно которому на УСН имеют право
переходить организации, если по итогам 9 месяцев
того года, в котором они подают заявление о
переходе на эту систему налогообложения, доходы,
определяемые в соответствии со ст. 248 НК
РФ, не превысят 45 млн. руб. Данная норма действует
с 22.07.09 по 30.09.12 включительно. На практике это
выглядит следующим образом. С 01.01.10, с 01.01.11 и с
01.01.12 организации могут перейти на УСН, если их
доходы соответственно за 9 месяцев 2009 года, 9
месяцев 2010 года и 9 месяцев 2011 года не превышают 45
млн. руб.
На период применения названного пункта
приостановлено действие п. 2 ст. 346.12 НК
РФ. При этом абзац 1 этого пункта не действует с
22.07.09 до 01.10.12, а абзац 2 – с 22.07.09 до 01.0113. Как
известно, согласно абзацу 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ
предельная величина дохода, дающая организациям
право для перехода на УСН, составляет 15 млн. руб.
Эта предельная величина дохода подлежит
индексации на коэффициент-дефлятор,
устанавливаемый ежегодно на каждый следующий
календарный год, а также на
коэффициенты-дефляторы, которые применялись
ранее (абзац 2 п. 2 ст. 346.12).
Вновь абзац 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ начнет
действовать с 01.10.12, а абзац 2 – с 01.01.13. При этом
согласно ст. 3 Закона №204-ФЗ величина предельного
размера доходов, ограничивающая право
организации перейти на УСН, применяется с 01.10.12 по
31.12.13 включительно в размере, который с учетом
индексации действует в 2009 году.
Так как Приказом
Минэкономразвития РФ от 12.11.08 №395
коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в
размере 1,538, при переходе организаций на УСН с
01.01.13 и с 01.01.14 предельная величина доходов будет
составлять 23,07 млн. руб. (15 млн. руб. х 1,538).
Указанный порядок определения
предельной величины доходов для перехода на УСН
в 2009 – 2013 годах распространяется на плательщиков
ЕНВД, занимающимися также и иными видами
деятельности, облагаемыми налогами согласно
общему режиму налогообложения, но изъявившими
желание по этим видам деятельности перейти на
применение УСН. Необходимая поправка для этой
цели внесена в п. 4 ст. 346.12 НК РФ с 22.07.09. Следует
иметь в виду, что предельная величина доходов для
перехода на УСН этими налогоплательщиками
определяется по тем видам деятельности,
налогообложение которых осуществляется в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Поправки, изменяющие порядок
прекращения применения УСН
В статью 346.13 НК РФ Законом
№204-ФЗ введен дополнительный п. 4.1. В нем отмечено,
что если по итогам отчетного (налогового) периода
доходы налогоплательщика превысили 60 млн. руб.,
то такой налогоплательщик считается утратившим
право на применение УСН. Утрачивают право на
применение УСН также организации и
индивидуальные предприниматели, допустившие
несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4
ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. При этом
утрата права на применение УСН происходит с
начала того квартала, в котором допущены
указанное превышение и (или) несоответствие
указанным требованиям. Этот пункт действует с
01.01.10 по 31.12.12. Одновременно на данный период
приостановлено действие п. 4 ст. 346.13 НК
РФ. Согласно этому пункту предельный размер
доходов, превысив который налогоплательщики не
могут применять УСН, составляет 20 млн. руб. с
учетом ежегодной индексации.
Снова п. 4 ст. 346.13 вступит в силу с 01.01.13.
При этом ст. 3 Закона №204-ФЗ установлено, что с 1
января по 31 декабря 2013 года величина предельного
размера доходов налогоплательщика,
ограничивающая его право на применение УСН,
применяется в размере, который с учетом
индексации действует в 2009 году.
Следовательно, в 2010 – 2012 годах
предельный размер доходов, позволяющий
сохранить право на применение УСН, составляет 60
млн. руб., в 2013 году – 30,76 млн. руб. (20 млн. руб. х
1,538).
При применении предельного размера
доходов в сумме 60 млн. руб. необходимо иметь в
виду следующие обстоятельства. Так как п. 4.1 ст.
346.13 НК РФ вступил в силу с 01.01.10, то по итогам
работы за 2009 год для определения права на
сохранение УСН учитывается предельный размер
доходов в сумме 30,76 млн. руб., а предельная
величина доходов в сумме 60 млн. руб. применяется,
начиная с отчетного (налогового) периода 2010 года.
Минфином РФ были даны на этот счет
соответствующие разъяснения в Письмах от
20.10.09 №03-11-09/352 и от 07.10.09 №03-11-06/2/203.
Предельные размеры доходов для
применения УСН в 2010 – 2014 годах представлены в
таблице 3.
Таблица 3
Размер доходов налогоплательщика,
позволяющий применять УСН в 2010 – 2014 годах
Календарный год | Предельный размер доходов для перехода на УСН (млн. руб.) | Предельный размер доходов для сохранения УСН (млн. руб.) |
2010 | 45 | 60 |
2011 | 45 | 60 |
2012 | 45 | 60 |
2013 | 23,07 | 30,76 |
2014 | 23,07 | - |
Пример
<Организация применяет упрощенную
систему налогообложения. По итогам работы за 9
месяцев 2009 года организация получила доходы в
сумме 24,1 млн. руб., а по итогам 2009 года – 30,9 млн.
руб.
Так как в IV квартале 2009 года доходы
организации превысили установленный предельный
размер (30,76 млн. руб.), дающий право на применение
УСН, то с указанного квартала организация должна
перейти на общий режим налогообложения.
>
Валерий Соловьeв, советник
государственной гражданской службы РФ II класса
19.07.09 №201-ФЗ
20.10.09 №03-11-09/352
24.07.09 №213-ФЗ
Федеральный закон от 17.07.2009 N 165-ФЗ
Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ
Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ
<Письмо> ФТС РФ от 16.01.2008 N 15-12/1165
Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 N 395
Статья 146 БК РФ. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 56 БК РФ. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 248 НК РФ. Порядок определения доходов. Классификация доходов
Статья 346.11 НК РФ. Общие положения
Статья 346.12 НК РФ. Налогоплательщики
Статья 346.14 НК РФ. Объекты налогообложения
Статья 346.16 НК РФ. Порядок определения расходов