109
Оставить комментарий Распечатать

Контрольная закупка

Размер шрифта:
Имеют ли право сотрудники налоговых органов совершать контрольные закупки при проверке работы с контрольно-кассовой техникой?

Ошибаются те налогоплательщики, которые искренне убеждены, что для налогового инспектора нет большей радости, чем лишний раз проверить организацию или индивидуального предпринимателя и реализовать на практике, так сказать, свой «охотничий инстинкт». Хотя с точки зрения руководства именно высокие результаты в контрольной работе зачастую являются основным аргументом, как для материального поощрения, так и для служебного роста честолюбивого инспектора. «Принуждение к налогообложению» налогоплательщика по прежнему занимает весомое место в работе налоговых органов, хотя оно («принуждение») и приняло более цивилизованные формы. Например, авторитетный отдел в налоговых инспекциях, имевший 10 лет назад по-солдатски прямолинейное название «Отдел по принудительному взысканию недоимки» сейчас интеллигентно именуется «отделом по урегулированию задолженности налогоплательщиков». Чувствуете разницу?

Если же обратиться к сути вопроса, то следует отметить, что помимо прочих задач, на сотрудников налоговых органов возлагается обязанность контролировать соблюдение требований к применению ККТ в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». При этом работники данной службы не уполномочены проводить контрольные закупки.

Однако следует отметить, что если товары приобретаются сотрудниками налоговых органов в личное пользование, то закупка не считается контрольной (Письмо Минфина РФ от 07.02.06 № 03-01—15/1-23). В указанном письме сообщается, что следует различать:

  • приобретение проверяющими товаров (услуг) в личное пользование для собственных нужд;

  • приобретение товаров (услуг) сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки.

По мнению финансистов, приобретение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, товаров или услуг в личное пользование подпадает под действие подп. 1 п. 1 ст. 28.1 «Возбуждение дела об административном правонарушении» Кодекса РФ об административных правонарушениях Кодекс об административных правонарушениях Статья 28.1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 28.5).

Примечательно то, что многие суды также признают за налоговыми органами право совершать подобные закупки, так как соответствующий вид контроля входит в их компетенцию (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.10.08 № А21-2015/2008; ФАС Дальневосточного округа от 10.05.06 №ФО3-А51/06-2/1259; ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.04 №ФО4-5024/2004(А70-3099-27); ФАС Центрального округа от 20.03.06 по делу №А08-9119/05-21).

Из вышесказанного следует, что если работником налоговой инспекции был приобретен товар для личного пользования (т. е. после проведения закупки, товар не был возвращен продавцу) и при этом были выявлены нарушения при использовании контрольно-кассовой техники, налоговые органы могут привлечь организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности.

Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай