150
Оставить комментарий Распечатать

Об учетной политике для целей налогообложения

Размер шрифта:
Что можно сказать об общих вопросах составления учетной политики для целей налогообложения? Поскольку на сегодняшний день это понятие включено в Налоговый кодекс Налоговый кодекс , можно говорить о том, что такая учетная политика должна существовать в виде отдельного документа. Хотя на практике она зачастую является одной из частей единой учетной политики организации, в которой раскрываются вопросы как бухгалтерского, так и налогового учета. При этом в отличие от учетной политики для целей бухучета говорить об общей учетной политике для целей налогообложения не совсем корректно. Ведь, как правило, организация является плательщиком нескольких налогов. Для каждого из них существуют свои правила расчета, установленные соответствующей главой НК. И для каждого необходим свой раздел налоговой учетной политики. Таким образом, можно сказать, что учетная политика для целей налогообложения - это отдельный документ, объединяющий правила определения налоговой базы, расчета и уплаты налогов, плательщиком ко торых является организация.

Порядок составления такого документа налоговым законодательством не регламентирован. Если для целей бухгалтерского учета существует отдельное ПБУ, посвященное именно вопросам составления и применения учетной политики, то для целей налогообложения в нашем распоряжении есть только один абзац в ст. 11 первой части НК и несколько упоминаний в отдельных главах второй части. Поэтому возникает ряд вопросов, в частности, связанных с внесением изменений в учетную политику.

Как известно, изменения в бухгалтерскую учетную политику по общему правилу вносятся только с начала следующего года. Для налоговой учетной политики никаких общих требований о порядке внесения изменений законодательством не установлено. Только в 25-й главе Налоговый кодекс Статья 246 встречаются отдельные явные ограничения. Статья 313 Налоговый кодекс Статья 313 прямо предусматривает, что изменения в учетную политику применяются с начала следующего года. Исключение составляют только те изменения, которые были внесены в связи с поправками в налоговое законодательство. Они вступают в силу вместе с новыми положениями НК.

Более того, для некоторых элементов налоговой учетной политики 25-я глава устанавливает еще более жесткие требования. Например, порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство не может изменяться чаще чем один раз в 2 года.

А вот в 21-й главе Налоговый кодекс Статья 143 сказано только, что учетная политика применяется с 1 января года, следующего за ее утверждением. И никаких ограничений, связанных с ее изменениями, не установлено.

Но на практике и организации, и контролирующие органы при решении этого вопроса исходят из того, что учетная политика в большинстве случаев регламентирует порядок исчисления двух налогов: налога на прибыль и НДС. Налоговый период по налогу на прибыль - год, по НДС - квартал. При этом существует определенная взаимосвязь правил расчета этих налогов, например, в части НДС по нормируемым расходам.

Поэтому при составлении учетной политики для целей налогообложения принимается за аксиому то, что изменения в нее в течение календарного года не вносятся. Подтверждением того, что именно такой точки зрения придерживаются и представители налоговой службы, может служить Письмо московского управления этого ведомства от 25.01.2008. В нем содержится ответ на вопрос налогоплательщика, перешедшего на автоматизированную систему учета в середине года и в связи с этим предполагавшего изменить метод оценки материально- производственных запасов при списании. Ответ этот сводится к тому, что организация не имеет права изменять выбранный ею метод ведения учета в течение налогового периода. То есть внести изменения в учетную политику и применять новый метод можно только с начала следующего года. Из этого можно сделать вывод о том, что тот же подход налоговики будут применять не только по отношению к оценке МПЗ при списании, но и к другим элементам налогового учета.

В то же время нужно учитывать, что все эти ограничения не распространяются на дополнения учетной политики. То есть, если в течение года появляются новые виды деятельности или хозяйственные операции, организация не только может, но и обязана установить в учетной политике порядок их учета. И этот новый порядок будет применяться с момента появления новых фактов хозяйственной деятельности.

Другой вопрос, связанный с недостаточным законодательным регламентированием. Нужно ли представлять учетную политику для целей налогообложения в налоговые органы? Правильный ответ - нет, поскольку НК не устанавливает такой обязанности. Но если при проведении камеральной или выездной проверки у инспекторов возникнут вопросы, связанные с методологией учета тех или иных доходов, расходов, определением налоговой базы, они имеют право потребовать у налогоплательщика учетную политику. И если налогоплательщик откажется, он может быть оштрафован на 50 руб. по ст. 126 НК Налоговый кодекс Статья 126 .

Причем само по себе отсутствие учетной политики не может привести к серьезным негативным последствиям. Но нужно помнить, что этот документ является очень важным инструментом, который при грамотном использовании позволит оптимизировать расходы на уплату налогов. Во-первых, в ней фиксируются наиболее выгодные из допускаемых способов исчисления и уплаты налогов. Во-вторых, заполняются пробелы в Налоговом кодексе. Поэтому учетная политика необходима организации, и к ее составлению нужно подходить очень ответственно.

Не так давно ценность учетной политики была подтверждена и Высшим арбитражным судом. В Постановлении от 12.02.2008 ВАС пришел к выводу, что если НК не устанавливает четкого порядка расчета налога, то единственный документ, которым должен руководствоваться налогоплательщик, - это его собственная учетная политика.

Поэтому любые вопросы исчисления налогов, недостаточно четко регламентированные НК, необходимо разрешить в учетной политике. При этом ее положения должны быть обоснованы, распространяться на все операции организации и применяться последовательно из периода в период. Это позволит избежать несопоставимости данных, а значит, и лишних претензий со стороны налоговых органов.

Очевидно, что при составлении учетной политики бухгалтер, по возможности, должен выбирать те варианты учета, которые более выгодны его организации. В то же время нужно стремиться к тому, чтобы самостоятельно разработанные методы учета не создавали неоправданной нагрузки на бухгалтерию, а, напротив, позволяли снизить трудоемкость отдельных учетных процедур. Поэтому учетная политика должна быть направлена также и на сближение порядка бухгалтерского и налогового учета.

Таковы основные цели и предпосылки составления учетной политики для целей налогообложения.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 1

Антошина О.А.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай