113
Оставить комментарий Распечатать

Защита (от) товарного знака ~ Часть II.

Размер шрифта:
В прошлой статье я обозначила проблему, суть которой в тотальном привлечении юридических лиц, занимающихся импортом, к административной ответственности по статье 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака» Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.10 . Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа с конфискацией товаров, маркированных товарным знаком. Кроме того, возможно последующее взыскание компенсации в пользу правообладателя товарного знака в гражданском порядке.

Обратимся к нормам международного права. Статья 9 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года (с изменениями и дополнениями) говорит о том, что на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком, налагается арест при ввозе в те страны, в которых этот товарный знак имеет право на законную охрану. Однако, само понятие «незаконности» данная Конвенция не раскрывает.

В связи с чем в международной практике существуют две концепции защиты прав на товарный знак. Первая, так называемая «международная концепция» заключается в том, что владелец товарного знака теряет право влиять на товар каким-либо образом с момента его легальной продажи. Данная концепция действует в государствах ЕС, Китае и большинстве стран мира.

Существует и более жесткая, «территориальная» концепция». Суть ее в том, что даже если товар уже несколько раз менял за границей своего хозяина, все равно ввезти его в страну можно только с разрешения владельца товарного знака.

Согласно ч.4 ст.1252 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Статья 1252 в случае, когда импорт материальных носителей, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности (в том числе товарные знаки) приводит к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, то такие материальные носители считаются контрафактными. Таким образом, в нашей стране действует территориальная концепция.

Хоть это и действующее законодательство, но с таким положением дел я не согласна в принципе. Считаю, что чрезмерная защита правообладателей товарного знака ущемляет права покупателей товара.

Как же в данной ситуации обезопасить свою компанию? Для начала надо просто знать о существующем положении вещей. Перед ввозом товаров проверить реестр объектов интеллектуальной собственности. Если ввозимый товарный знак там зарегистрирован, заключать лицензионный договор с правообладателем. Не забудьте, что он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Если же Вашу компанию уже привлекают к административной ответственности, то ищите процессуальные нарушения со стороны таможни либо суда. Интересно в данном плане Постановление ФАС Московского округа №25.01.2008 года № КА-А40/13326-07 по делу №А40-8603/07-153-54, где привлекаемое общество пыталось доказать, что так как ввоз товара завершается проставлением в ГТД надписи «выпуск для внутреннего обращения», то оконченного состава административного правонарушения нет. Причем доказывало это весьма успешно, решение в первой и апелляционной инстанции было в их пользу. Когда же кассация все-таки его отменила, то истек срок привлечения к административной ответственности. Но это скорее процессуальные тонкости, которые зависят от квалификации юриста и не могут заранее дать 100% уверенности в выигрыше дела.

В настоящее время готовится проект совместного постановления Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по авторскому праву , в том числе по использованию товарных знаков. Надеюсь, он снимет большинство острых вопросов. Что ж, будем ждать этого с нетерпением.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай