Прежде всего, следует отметить, что спонсорство и благотворительность являются разными понятиями.
Благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11.08.95 №135-ФЗ , в соответствии с которым под благотворительной помощью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче имущества, в том числе денежных средств. Проще говоря, если договором или иным документом, оформляющим безвозмездную передачу имущества (включая денежные средства), работ, услуг, не предусмотрено встречное обязательство получающей стороны по распространению рекламы о спонсоре, то расходы по безвозмездной передаче имущества будут признаны благотворительной помощью.
По мнению специалистов финансового ведомства, фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе уменьшать полученные доходы на суммы оказанной благотворительной помощи (Письмо Минфина РФ от 15.04.05 № 03-04-14/06 ). Основанием для отказа от учета затрат служит то, что благотворительные взносы не входят в закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемый доход (ст. 346.16 НК РФ Налоговый кодекс Статья 346.16 ). При этом следует все же иметь в виду, что организации, активно занимающиеся благотворительностью, улучшают свой имидж, и доверие потенциальных клиентов к ним будет больше, чем к фирмам, пренебрегающим какой-либо благотворительностью.
В свою очередь, осуществление спонсорской помощи регулируется Федеральным законом от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе" .
Понятие "спонсорство" можно определить как содействие, оказываемое организациям (спортивным, некоммерческим), мероприятиям или частным лицам (спортсменам) путем предоставления ресурсов в денежном или товарном выражении в обмен на право использования ассоциаций со спонсируемым объектом для достижения экономической выгоды. Это означает, что спонсорство не безвозмездная благотворительность, а оплаченная рекламная услуга. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый, соответственно, - рекламодателем и рекламораспространителем. Для иллюстрации эффективного спонсорства может служить, например, взаимодействие ОАО «Газпром» и Санкт-Петербургской футбольной команды «Зенит».
В целях исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, сумма спонсорского взноса учитывается в составе расходов на рекламу.
Согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ Налоговый кодекс Статья 264 для целей исчисления налогооблагаемого дохода без ограничений принимаются затраты:
• на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
• расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
• расходы на участие в выставках.
Прочие затраты, прямо не поименованные в вышеуказанном перечне, принимаются в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в размере 1% выручки от реализации товаров, работ или услуг. Указанные затраты признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ Налоговый кодекс Статья 346.17 ).
К примеру, рекламная информация об организации, размещенная внутри стадиона, на котором проходят соревнования, к наружной рекламе не относится и подпадает под понятие нормируемых затрат на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ Определение наружной рекламы дано в п. 1 ст. 19 Федерального закона №38-ФЗ "О рекламе".
Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса