Супермаркет грубо нарушает правила торговли!
Ценник - не филькина грамота, которая заполняется и меняется продавцом как ему вздумается. По правилам каждая торговая точка обязана иметь достоверные ценники с указанием даты оформления и печатью ответственного лица магазина либо продавца - индивидуального предпринимателя на каждом экземпляре (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 19.01.98 № 55 ).
Нестыковки в стоимости товара на ценнике и в компьютере кассы могут быть как результатом халтурной работы, недосмотра персонала супермаркета, так и корыстной уловкой, рассчитанной на невнимательность клиентов при оплате.
Покупатель в любом случае вправе ориентироваться на ценник и, если на кассе пробивают другую сумму, может по своему выбору:
- отказаться от покупки и потребовать возврата всех уплаченных денег, ссылаясь на недостоверную информацию о товаре (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» );
- потребовать продажи товара по стоимости, указанной в ценнике, и возврата переплаченной суммы со ссылкой на п. 19 Правил продажи.
! Если продавцы собираются вернуть все деньги и вообще отказываются продавать товар «вредному» клиенту, нужно напомнить им о ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой статье все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, обязаны продавать свои товары КАЖДОМУ покупателю, который к ним обратится.
Убедительно действует на продавцов также напоминание, что за недостоверные ценники налагается штраф. На сегодня наказание по соответствующей статье - до 30 тысяч рублей. Штрафует Роспотребнадзор.
Отвечает ли продавец по гарантии производителя?
Мы собрались покупать телевизор, в техпаспорте написано: гарантия 3 года. Продавец пояснил: магазин дает гарантию на год, а за оставшиеся два года отвечает только производитель. Правильно ли это?
Раиса Николаевна.
Если производитель дает гарантию на товар, то в течение ВСЕГО ее срока покупатель имеет право предъявлять претензии по качеству как изготовителю, так и продавцу - по своему выбору (ст. 5 и 18 Закона «О защите прав потребителей» ).
Магазин не вправе ни сокращать гарантию производителя (такое нарушение нередко встречается при распродажах со скидками), ни брать на себя только часть гарантийного срока и «переводить стрелки» на изготовителя.
В то же время нужно иметь в виду: по закону производитель, кроме гарантии, может взять на себя так называемое дополнительное обязательство - скажем, бесплатный ремонт, если недостаток товара обнаружится после окончания гарантийного срока. Условия дополнительного обязательства в отличие от гарантии оговариваются специально. В частности, может быть указано, что обслуживать потребителя в такой период обязан только производитель.