92
Оставить комментарий Распечатать

25 июня. Критерии проверок в цифрах: за буйки не заплывать!

Размер шрифта:
ФНС России наконец опубликовала на своем сайте количественные критерии налоговых рисков. Эти формализованные критерии все территориальные налоговые органы должны использовать для автоматизированного отбора налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей на выездные проверки, а налогоплательщикам их любезно предложили для самоконтроля.

Перечень критериев состоит из 11 позиций. Из них наиболее объективные - это поведенческие критерии, например миграция между инспекциями, отказ давать пояснения по поводу налоговой отчетности, построение малообъяснимой цепочки контрагентов, неоднократное приближение к пороговым значениям величин, дающих право на применение спецрежимов. Оставшаяся часть критериев касается финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиков, например допустимой доли вычетов по НДС в начисленном налоге, рентабельности налогоплательщика, соотношения роста расходов и роста доходов, наконец, итоговой налоговой нагрузки. И именно этих критериев ждали налогоплательщики. Дождались...

Примечание. О Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и общедоступных критериях мы подробно писали в журнале "Главная книга", 2007, N 13, в статье "Рассекречивание планов проверок для повышения собираемости".

Часть критериев налогоплательщиков явно обрадует:

1) разовая годичная убыточность налоговиков не заинтересует (имеется в виду убыток по данным бухучета). Контрольным значением является убыточность в течение 2 и более календарных лет;

2) доля вычетов по НДС у налогоплательщика может плясать внутри года произвольно, что должно избавить налогоплательщиков от страха заявлять за один налоговый или отчетный период крупные суммы вычетов. Только при анализе за 12 месяцев налоговики собираются сравнивать долю вычетов налогоплательщика с контрольным показателем в 89% от начисленного налога.

Примечание. Точные критерии оценки рисков по видам деятельности см. также на сайте ФНС России по адресу: http://www.nalog.ru/document.php?id=25453&topic=root_nalog;

3) опережающий рост расходов над доходами ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (по налогу на прибыль) сам по себе подозрительным не является! Налоговиков заинтересует, лишь если этот рост в налоговом учете выше, чем в бухгалтерском, что может свидетельствовать об отнесении на расходы по налогу на прибыль определенных расходов, которые ранее организация относить не решалась;

4) допустимым является приближение к порогам применения спецрежимов на 95%. Лишь приближение более чем на 95% минимум два раза за год занесет налогоплательщика в список "перспективных клиентов". То есть, например, в части выручки "упрощенцы" могут без вопросов со стороны налоговиков набирать до 24,8 млн руб. в год.

А вот другая часть критериев оставляет желать лучшего. Прежде всего, налогоплательщикам стоит обратить внимание на рентабельность продаж и активов, а также на уровень общей налоговой нагрузки. Повышенное внимание вызовет:

1) снижение уровня рентабельности продаж или активов, по данным бухгалтерского учета, от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности (по соответствующему коду ОКВЭД) на 10% и более. Беда в том, что, во-первых, показатели ФНС России сгруппированы очень грубо - приведены укрупненные отрасли экономики, например, единым лотом идут "операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг" (куда попадают такие разные отрасли, как риэлторский бизнес, IT- индустрия, аудит), не говоря о всем химическом производстве с совершенно разными циклами и финансовыми показателями по продукции. А дело все в том, что за основу своих критериев ФНС России, не мудрствуя лукаво, взяла укрупненные показатели рентабельности от Росстата за 2006 г. (буквально один в один).

Примечание. Например, многих очень позабавит требуемый уровень рентабельности продаж в отрасли связи в 30% и активов в 12% (!). Такой уровень характерен для сотовой связи, но никак не для всех остальных подотраслей. В розничной торговле ситуация обратная - требуемая рентабельность в 4% устроит почти всех.

Во-вторых, показатели рентабельности рассчитаны на основе данных исключительно крупных и средних компаний, то есть малый бизнес в данных Росстата не учтен вообще, и его рентабельность "загоняется" таким образом даже не под среднеотраслевые показатели, а под показатели выросших компаний.

Примечание. С точки зрения грамотного отлова потенциальных уклонистов было бы логичнее использовать помимо средней рентабельности еще и показатели среднеквадратичного отклонения, которые в большей степени свидетельствуют об аномальном отклонении конкретного налогоплательщика от мейнстрима. Причем они должны быть отдельными для каждой отрасли, а желательно и подотрасли или даже для видов продукции. Вероятно, в будущем ФНС России напряжет свой математический аппарат и придет именно к этой развитой системе управления налоговыми рисками. Впрочем, такой информации нет даже у Росстата в свободном доступе;

2) отклонение доли всех уплаченных налогов в выручке налогоплательщика от среднеотраслевой за последний год. Здесь тоже получается, что взяли данные, во-первых, по массе подотраслей сразу (вспомним риэлторов и IT), а во-вторых, поделили валовые показатели сбора налоговых платежей на выручку, определенную по данным статистики крупных и средних компаний с поправкой на неформальный сектор малого бизнеса. Но малый бизнес, который в большинстве своем сидит на спецрежимах, имеет в выручке меньшую долю налогов, нежели в среднем по отрасли. По этому критерию в план проверок можно будет включить почти каждого предпринимателя.

Так что пока на вопросы проверяющих "а почему у вас не 20%?" можно смело отвечать, что средняя температура по больнице потому и средняя, что у кого-то больше, а у кого-то меньше, статистика - вещь ненадежная и, вообще, все в этом мире относительно. И уделять этим числовым критериям поменьше внимания.

А кто все-таки хочет прямо сейчас сравнить показатели рентабельности и налоговой нагрузки своей компании с контрольными, то милости просим на с. 69, где мы в статистическом блоке опубликовали минимальные значения (уже с учетом допустимых отклонений) по основным отраслям, где задействован малый и средний бизнес.

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 14, 2007

Попов П.А.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай