М. А.: Штраф, предусмотренный этой
нормой, налагается за непредставление, или
несвоевременное представление, или
представление недостоверных сведений о
юридическом лице или об индивидуальном
предпринимателе, которые должны содержаться в
ЕГРЮЛ и ЕГРИП и представление которых
предусмотрено Законом о госрегистрации Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.25
. Основная часть таких сведений представляется
организациями при их первичной государственной
регистрации . Но так как сведения,
содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны соответствовать
реальности, то при их изменении организацией она
также должна сообщать об этом в регистрирующий
орган в течение 3 дней с момента изменения .
И, на первый взгляд, к таким данным
относятся почти все сведения, перечисленные в
пункте 1 статьи 5 Закона о госрегистрации. Но при
внимательном изучении этого перечня становится
понятным, что большинство из них - это сведения,
сообщение об изменении которых возможно только в
порядке внесения изменений в учредительные
документы организации . Рассмотрим, какие
это сведения на примере ООО и АО.
Во-первых, это сведения о наименовании,
организационно-правовой форме, месте нахождения,
размере уставного капитала организации, а также
сведения о ее филиалах и представительствах .
Необходимость указания этих сведений в
учредительных документах организации прямо
установлена гражданским законодательством Гражданский кодекс Статья 52
Гражданский кодекс Статья 54 Гражданский кодекс Статья 55 Гражданский кодекс Статья 89 Гражданский кодекс Статья 98. Поэтому в случае
изменения этих данных они приобретают силу для
третьих лиц только с момента государственной
регистрации изменений учредительных документов
Гражданский кодекс Статья 52. Напомню, что учредительными документами
для ООО являются устав и учредительный договор
Гражданский кодекс Статья 89, а для АО - только устав Гражданский кодекс Статья 89.
Во-вторых, это сведения о способе
образования организации (создание или
реорганизация), правопреемстве (если организация
создана в результате реорганизации) и способе
прекращения юридического лица (путем
реорганизации или ликвидации) . То есть
сведения, которые, в принципе, могут попасть в
реестр только при государственной регистрации Гражданский кодекс Статья 52
Гражданский кодекс Статья 89 Гражданский кодекс Статья 98 Гражданский кодекс Статья 57 Гражданский кодекс Статья 58 и которые до нее не имеют
юридической силы Гражданский кодекс Статья 49 Гражданский кодекс Статья 51 Гражданский кодекс Статья 57 Гражданский кодекс Статья 58Гражданский кодекс Статья 59.
А как уже говорил Михаил Сергеевич на
семинаре, срок, в течение которого организация
должна внести изменения в свои учредительные
документы, Законом о госрегистрации, как,
впрочем, и другими законами, не установлен.
Поэтому и привлечь руководителя организации за
их непредставление или несвоевременное
представление невозможно.
И в сухом остатке наш перечень будет не
таким уж и большим. Итак, организация обязана
сообщать налоговому органу об изменении
следующих сведений.
Во-первых, о держателе реестра
акционеров. Естественно, необходимость
представления таких сведений касается только
акционерных обществ. Изначально сведения о
держателе реестра должны быть представлены в
регистрирующий орган либо при государственной
регистрации АО, либо в течение 3 дней с момента,
когда АО решило, кто будет держателем реестра
акционеров. В трехдневный же срок представляются
сведения и при смене держателя реестра .
Во-вторых, о персональных данных лица,
имеющего право без доверенности действовать от
имени организации, то есть руководителя
организации, осуществляющего свои полномочия на
основании устава . При изменении
фамилии, имени, отчества или паспортных данных
действующего руководителя такие сведения
представляются в течение 3 дней с момента
получения им документа, подтверждающего их
изменение. А при смене руководителя сведения о
его фамилии, имени, отчестве, паспортных данных и
ИНН представляются в течение 3 дней с момента его
назначения (избрания) общим собранием участников
организации или советом директоров
(наблюдательным советом) АО .
Вопрос. А разве не нужно сообщать в
налоговую сведения об изменении состава
участников организации?
М. А.: Да, такая обязанность Законом
о госрегистрации установлена, но для ООО и АО она
носит исключительно формальный характер.
К ООО эта норма неприменима в силу того,
что сведения о размере доли в уставном капитале
ООО, принадлежащей каждому из участников, должны
содержаться в учредительных документах общества
Гражданский кодекс Статья 89. Но для того чтобы указать конкретного
участника, которому принадлежит определенная
доля в уставном капитале, необходимо указать и
данные, по которым можно его идентифицировать.
Таким образом, сведения об изменении состава
участников ООО тоже сообщаются при внесении
изменений в учредительные документы.
Непродолжительное время оставался
дискуссионным вопрос о необходимости сообщения
сведений об изменении состава участников АО. В
основном этот вопрос волновал открытые
акционерные общества. Ведь акции ОАО свободно
обращаются на рынке, и акционеры таких обществ не
пользуются преимущественным правом
приобретения акций, продаваемых другими
акционерами . Поэтому ОАО далеко не сразу
узнают об изменении состава акционеров, тем
более когда держателем реестра является не само
общество, а профессиональный регистратор.
Напомню, что АО с числом акционеров более 50
обязано передать функции по ведению реестра
акционеров профессиональному регистратору .
Но в 2004 году налоговая служба
разъяснила, что сведения об изменении состава
акционеров любого акционерного общества не
подлежат внесению в ЕГРЮЛ . А позднее эту
позицию поддержали и суды .
Более того, сама форма N Р14001,
представляемая для внесения в ЕГРЮЛ изменений в
сведения о юридическом лице, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы
, не предполагает указания в ней сведений об
акционерах.
Вопрос. То есть если у нас
поменяется директор, а мы сведения об этом в
налоговую не представим, то нашу организацию
могут привлечь к ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.25 КоАП?
М. А.: Могут, но только не
организацию, а ее руководителя, потому что
субъектом правонарушения в данном случае
является должностное лицо Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.4 Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.25.
И субъект правонарушения имеет для нас
важное значение, ведь именно от него зависит
порядок обжалования постановления по делу об
административном правонарушении. Если к
административной ответственности привлекается
организация или индивидуальный предприниматель,
то обжалование производится в порядке,
установленном АПК РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.1 Арбитражный процессуальный кодекс Статья 29. А
руководитель обычной организации - это
физическое лицо. И привлечение его к
административной ответственности связано не с
осуществлением им экономической и
предпринимательской деятельности, а с
ненадлежащим исполнением своих должностных
обязанностей Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.4 Арбитражный процессуальный кодекс Статья 27.
Кстати, это верно и для тех
руководителей, которые дополнительно к своей
работе в этом качестве занимаются
индивидуальной предпринимательской
деятельностью. Если, конечно, управление
организацией не является само по себе
предпринимательской деятельностью для ее
руководителя. Как, например, для индивидуального
предпринимателя - управляющего организацией,
которому на договорной основе переданы функции
единоличного исполнительного органа. В таком
случае обжаловать постановление о привлечении к
административной ответственности нужно в
порядке арбитражного судопроизводства .
Но это достаточно редкий случай, и, как
правило, постановление о привлечении к
административной ответственности руководителя
должно обжаловаться в районном суде общей
юрисдикции по месту рассмотрения дела Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.1.
Вопрос. И где же рассматриваются
дела о таких правонарушениях?
М. А.: Как правило, в налоговых
инспекциях по месту учета организации в качестве
налогоплательщика или в межрайонных инспекциях,
осуществляющих государственную регистрацию
юридических лиц и предпринимателей.
Выносить постановления о привлечении
руководителя организации к ответственности за
непредставление или несвоевременное
представление сведений о юридическом лице могут
Кодекс об административных правонарушениях Статья 23.61:
- руководитель ФНС России и его
заместители;
- руководители территориальных органов
ФНС России.
Как вы понимаете, возможность
рассмотрения дел о таких правонарушениях
руководителем ФНС России, а равно его
заместителями или руководителями управлений ФНС
России по субъектам РФ относится, скорее, к
области фантастики, поэтому остаются
руководители инспекций.
Кстати, на этот момент следует обратить
особое внимание. Потому что постановление по
делу о таком правонарушении, вынесенное не
руководителем инспекции, а, например, его
заместителем, незаконно .
Вопрос. Как вы отметили, перечень
сведений, за несвоевременное представление
которых могут оштрафовать директора,
действительно невелик. А в принципе есть
судебная практика привлечения к ответственности
по части 3 статьи 14.25 КоАП или это неработающая
норма?
М. А.: Почему же неработающая?!
Просто, как я уже сказала, обжалуются
постановления о привлечении к ответственности
руководителей организаций в судах общей
юрисдикции, а найти их решения достаточно трудно.
Зато в правовых базах широко представлена
арбитражная практика по обжалованию
постановлений о привлечении к ответственности,
предусмотренной этой нормой, индивидуальных
предпринимателей. Самым распространенным
нарушением для предпринимателей является
несвоевременное представление в налоговый орган
сведений об изменении паспортных данных, в
частности фамилии и места жительства.
Хотя следует отметить, что налоговым
органам нечасто удается отстоять в судах
правомерность своих "обвинительных"
постановлений. И обычно в связи с достаточно
банальным обстоятельством - истечением срока
давности привлечения к административной
ответственности .
Ведь несмотря на то что Верховный суд
еще в 2005, а ВАС РФ в 2006 году разъяснили, что
невыполнение предусмотренной нормативным
правовым актом обязанности к установленному
сроку не является длящимся административным
правонарушением , налоговые органы по-
прежнему продолжают считать правонарушения,
предусмотренные частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ,
длящимися. И, исчисляя двухмесячный срок
давности привлечения к ответственности не с
момента истечения срока, установленного для
исполнения обязанности по представлению
сведений Кодекс об административных правонарушениях Статья 4.5 (то есть 3 дней с момента,
например, получения предпринимателем нового
паспорта), а с момента обнаружения
правонарушения Кодекс об административных правонарушениях Статья 4.5 , пропускают срок
давности. А, как вы знаете, истечение этого срока -
безусловное основание, исключающее производство
по делу об административном правонарушении
Кодекс об административных правонарушениях Статья 24.5.
Вопрос. Но я знаю, что налоговые
органы нередко выступают с требованием о
принудительной ликвидации организаций,
фактическое место нахождения которых не
совпадает с адресом, указанным в учредительных
документах. Вам не кажется, что возможность такой
ликвидации перечеркивает все положительные
стороны практической невозможности привлечения
руководителя организации к административной
ответственности?!
М. А.: Да, налоговые органы зачастую
обращаются в суд с требованиями о ликвидации
организаций или о признании регистрации
организации недействительной по указанному вами
основанию. Но я не знаю ни одного судебного
решения, которым такие требования были бы
удовлетворены.
Напомню, что гражданское
законодательство допускает принудительную
ликвидацию коммерческой организации только в
случае допущенных при ее создании грубых
нарушений закона, носящих неустранимый характер,
либо при допущении неоднократных или грубых
нарушений закона в процессе деятельности
организации Гражданский кодекс Статья 61.
Но суды не считают несовпадение адреса,
указанного в учредительных документах
организации, и ее фактического места нахождения
ни грубым нарушением, ни нарушением, носящим
неустранимый характер, и отказывают налоговым
органам в удовлетворении подобных требований
.
Суды также отказывают налоговым органам
и в удовлетворении требований об обязании
организации представить документы, необходимые
для государственной регистрации изменения места
нахождения, так как Законом о госрегистрации
установлен заявительный порядок представления
таких сведений .
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 7
Ахтанина М.Н.
Статья 27 АПК РФ. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов
Статья 49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица
Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц
Статья 52 ГК РФ. Учредительные документы юридических лиц
Статья 54 ГК РФ. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Статья 55 ГК РФ. Представительства и филиалы юридического лица
Статья 57 ГК РФ. Реорганизация юридического лица
Статья 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
Статья 59 ГК РФ. Передаточный акт
Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица
Статья 89 ГК РФ. Создание общества с ограниченной ответственностью и его устав
Статья 98 ГК РФ. Создание акционерного общества
Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.25
Статья 2.4 КОАП РФ. Административная ответственность должностных лиц
Статья 30.1 КОАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Статья 4.5 КОАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности