94
Оставить комментарий Распечатать

Об изменениях в части I Налогового кодекса

Размер шрифта:
Федеральным законом от 27.07.06 №137-ФЗ внесен ряд существенных изменений в НК РФ, особенно в его первую часть.

Закон вступил в силу с 1 января 2007 года за исключением его отдельных положений.

В основном изменения части первой Налогового кодекса РФ осложняют работу налоговых органов и улучшают положение налогоплательщиков.

Например, ограничен перечень документов, которые работники налоговых органов могут затребовать при проведении камеральной проверки. Максимально допустимый срок выездной проверки увеличится, но у налоговой инспекции будет меньше оснований для ее продления.

Налогоплательщики получат возможность раньше узнавать о претензиях налоговой службы: по камеральным проверкам будут составлять акт, а по итогам выездных – знакомить плательщиков со справкой о проведении проверки.

Штрафы будут взыскивать во внесудебном порядке, но само взыскание можно будет отсрочить, подав апелляционную жалобу. Срок на внесудебное взыскание недоимки уменьшится. Приостановка операций по счетам налогоплательщика, считающейся одной из наиболее любимых санкций налоговой инспекции, будет осуществляться намного реже, чем это имело место раньше.

На авансовые платежи будут начисляться пени, зато переплаченные авансы можно будет вернуть, не дожидаясь окончания налогового периода.

Камеральная налоговая проверка

Принципиальные изменения претерпели нормы ст. 88 НК РФ Налоговый кодекс Статья 88 , регламентирующие процедуру проведения камеральных проверок.

Новые правила распространяются только на те проверки, которые начнутся после 31 декабря 2006 года. Если проверку начали раньше этой даты, то в 2007 году ее продолжат и завершат по ныне действующим правилам. Такое переходное положение указано в п. 13 и 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.06 №137-ФЗ (далее – Закон РФ №137-ФЗ).

Не является секретом то, что иногда камеральные проверки проводится в таком объеме, что они мало отличаются от выездных налоговых проверок. При этом проверяющие инспекторы запрашивают дополнительно большие объемы документации, не всегда относящейся к представленным декларациям.

Такая практика была признана законодателем не соответствующей духу времени и препятствующей хозяйственной деятельности предприятий.

С 1 января 2007 года налоговые органы должны будут проводить камеральную проверку только на основании документов, представленных налогоплательщиком и документов, уже имеющихся в распоряжении налоговой инспекции.

Установлено лишь 4 вида документов, которые налоговые органы могут дополнительно затребовать при проведении камеральной проверки, а именно:

• документы, которые плательщик должен был представить вместе с декларацией, но не представил;

• документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

• документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

• документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов по НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ Налоговый кодекс Статья 172 ;

• пояснения налогоплательщика – в случае выявления проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля.

Истребование у налогоплательщика каких-либо иных дополнительных сведений, объяснений и документов не допускается.

Действующая редакция НК РФ отводит на проведение камеральной проверки 3 месяца с момента представления декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. То есть практически трехмесячный срок начинает отсчитываться, когда налогоплательщик по требованию налоговой инспекции представит запрошенные ей документы.

Новая редакция ст. 88 НК РФ Налоговый кодекс Статья 88 предполагает проведение камеральной проверки в течение трех месяцев лишь с момента представления декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Следовательно, запросы налоговой инспекции и ожидание ими документов от плательщика не могут продлить срок камеральной проверки.

Другим важным нововведением, касающимся процедуры камеральных проверок, является обязанность налогового органа в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах составлять акт проверки. При этом процедура составления акта камеральной проверки, вручения его налогоплательщику, рассмотрения возражений и принятия решения по материалам проверки в целом аналогична процедуре, действующей в настоящее время в отношении материалов выездной проверки (за исключением предельного срока составления акта камеральной проверки – 10 дней со дня окончания проверки).

Тем самым налогоплательщику дается возможность представить свои возражения по акту проверки. Это необходимо сделать в течение 15 дней с момента получения акта. Затем в течение 10 дней налоговая инспекция должна вынести решение. При этом налогоплательщик, как и в случае с выездной проверкой, может участвовать в рассмотрении материалов.

Для налогоплательщика прописаны специальные гарантии, несоблюдение которых может служить достаточным основанием к отмене вынесенного решения. В частности, если налогоплательщику не будет предоставлено право участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать соответствующие объяснения, то решение налогового органа может быть отменено.

Выездная налоговая проверка

Действующая редакция ст. 89 НК РФ Налоговый кодекс Статья 89 по существу позволяла проводить в течение года множество выездных проверок, главное чтобы они были по разным налогам и за разные периоды. То есть при желании налоговая инспекция могла «запрессовать» любого, даже самого упрямого налогоплательщика.

Однако, благодаря нововведениям, с 2007 года у плательщиков будет больше гарантий.

В течение одного года можно будет провести только 2 выездные проверки, Назначить третью проверку, пусть даже по другим налогам и за другие налоговые периоды, можно будет только по решению руководителя ФНС России. Теперь работники налоговых органов больше не смогут выезжать к налогоплательщику каждый месяц для проверки разных налогов за разные периоды.

При определении количества выездных проверок налогоплательщика не будут учитываться самостоятельные (проведенные независимо от проверок самого налогоплательщика) выездные проверки его филиалов и представительств.

Ограничениям подверглась продолжительность проведения выездных проверок. Установлено, что базовый двухмесячный срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. При этом следует отметить, что у налоговых органов будет меньше возможности приостановить или продлить этот срок.

Во-первых, отменяется действующая норма о возможности увеличения продолжительности выездной проверки организации, имеющей филиалы и представительства, на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Однако, сохранено право налоговых органов проводить проверки филиалов и представительств организаций независимо от проведения проверок самого налогоплательщика, но исключительно по вопросам исчисления и уплаты региональных и местных налогов. Предельная продолжительность таких проверок составляет 1 месяц.

Во-вторых, по действующим пока правилам фактическое время проверки получается зачастую намного больше указанных сроков. Причиной является то, что в срок проверки не засчитывается время, отведенное на представление запрошенных документов, а также сроки проведения встречных проверок и экспертиз и время, необходимое для оформления результатов проверки. Кроме того, в НК РФ не было понятия «приостановление налоговой проверки», а также оснований и сроков такого приостановления, что в результате могло затянуть эту проверку на неопределенное время.

Окончанием выездной проверки, как и ранее, будет считаться день составления справки о проведенной проверке. Одновременно вводится новая норма, указанная в п. 15 ст. 89 НК РФ Налоговый кодекс Статья 89, обязывающая проверяющего вручить данную справку налогоплательщику или его представителю в последний день проверки (до сих пор эта справка вручается налогоплательщику лишь в качестве приложения к акту проверки).

Очень важным моментом в рассматриваемых изменениях налогового администрирования является то, что нарушение сроков проведения проверки может послужить основанием для отмены вынесенного решения. Однако налогоплательщику при оспаривании надо будет указать, как именно нарушение сроков отрицательно повлияло на результаты налоговой проверки. Если же плательщика вообще лишили права участвовать в рассмотрении материалов проверки, то это уже будет весомым основанием к отмене решения. То есть в данном случае вышестоящий налоговый орган или суд должны будут отменить такое решение в любом случае, независимо от того, повлияло это нарушение на итоги проверки или нет (п. 14 ст. 101 НК РФ Налоговый кодекс Статья 101).

В отдельных случаях возникает потребность провести повторную выездную проверку. Такая проверка, в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ, может быть назначена только в двух случаях.

Во-первых, проверка может быть назначена вышестоящим налоговым органом в рамках осуществления мер по контролю за подчиненной ему инспекцией. К радости налогоплательщиков тут имеется важное новшество, заключающееся в том, что штрафные санкции по результатам проверки вышестоящим налоговым органом не могут быть наложены на проверяемую организацию или индивидуального предпринимателя. Однако сумма недоимки по налогу и пени (которые являются компенсационным платежом за несвоевременное поступление налога в бюджет) подлежат уплате. Правда если в судебном порядке будет доказан факт сговора между плательщиком и инспектором, тогда штраф будет начислен. И это будет, скорее всего, не самое худшее, что постигнет участников этой неблаговидной сделки.

Во-вторых, если налогоплательщик по уже проверенному периоду подаст уточненную декларацию с уменьшенной сумой налога к уплате.

С положительной стороны следует охарактеризовать положения вновь вводимой ст. 93.1 Налоговый кодекс Статья 93.1 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике.

Срок представления документов увеличился с 5 до 10 дней. Кроме того, у налогоплательщиков появится право уведомить налоговые органы о невозможности представить документы вовремя, и когда эти документы будут представлены. В этом случае налоговая инспекция может продлить срок, а может и отказать в этом. Однако если просьба плательщика была обоснованной, он сможет представить необходимые документы после составления акта или в суд, сославшись на незаконный отказ в продлении срока.

По новому порядку, в случае представления документов в виде копий их нотариальное удостоверение (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не требуется. Копии заверяются подписью руководителя организации (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации (если иное не предусмотрено законодательством РФ).

Кроме того, с 2010 года вступит в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.

Поправками регламентируется и порядок проведения так называемых встречных проверок, который в действующей редакции Налогового кодекса не прописан. Поэтому в настоящее время при ее проведении налоговые органы руководствуются внутренними регламентами. Теперь понятие встречной проверки из НК РФ исключается. При этом новой ст. 93.1 НК РФ устанавливается, что истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, может осуществляться налоговой инспекцией не только в рамках выездной проверки, но и при назначении решением руководителя налогового органа дополнительных мероприятий по налоговому контролю.

Кроме того, если существует обоснованная необходимость налоговые органы вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. Для этой цели заинтересованная инспекция должна будет направить поручение той налоговой инспекции, где состоит на учете контрагент плательщика. Получившие поручение работники налоговой инспекции направят этому лицу требование с приложением копии поручения.

Это требование должно быть исполнено в течение 5 дней или необходимо сообщить, в какой срок его можно исполнить, если пяти дней будет недостаточно. Если этим требованием налогоплательщик пренебрежет, то налоговые органы взыщут с него штраф в размере 1000 руб., а если нарушение будет повторным в течение года – 5000 руб. (ст. 129.1 НК РФ Налоговый кодекс Статья 129.1).

До последнего времени существовала некоторая неопределенность в отношении выездных проверок крупнейших налогоплательщиков. То есть было неясно, кто вправе проводить такую проверку: только инспекция по местонахождению плательщика, только межрегиональная инспекция, или обе инспекции?

В новой редакции Налогового кодекса четко закреплено, что решение о выездной проверке крупнейших налогоплательщиков принимает межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам.

Решение по итогам проверки

Увеличен с 14 до 15 календарных дней срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки в целом или по его отдельным положениям. А срок рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов проверки и принятия по ним решения, напротив, сокращен с 14 до 10 календарных дней со дня истечения срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту. Однако при этом предусматривается возможность продления срока принятия указанного решения не более чем на 1 месяц.

Одним из принципиальных изменений налогового администрирования является установление нового порядка обжалования решений налогового органа. В налоговое законодательство вводится понятие апелляционного обжалования указанных решений.

Решение налогового органа о привлечении к ответственности теперь вступает в силу не сразу, а по истечении 10 дней с момента вручения плательщику при условии, что оно не будет обжаловано (п. 9 ст. 101 НК РФ Налоговый кодекс Статья 101). В течение этих 10 дней налогоплательщик может обжаловать данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что даже если вышестоящий налоговый орган не согласится с налогоплательщиком, от такого обжалования будет определенная польза. Дело в том, что решение о привлечении к ответственности вступит в силу не через 10 дней с момента вручения, а с того дня, когда вышестоящий налоговый орган его утвердит.

Подача или неподача апелляционной жалобы в 2007 и 2008 годах не будет являться препятствием для налогоплательщика обратиться в суд. А с 2009 года вступит в силу правило, по которому обратиться в суд можно будет только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Срок на обращение в суд предусмотрен ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный процессуальный кодекс Статья 198 и составляет 3 месяца с момента, когда плательщику стало известно о вынесенном в его отношении решении.

Решение, уже вступившее в силу, можно будет обжаловать как в административном, так и в судебном порядке. При обращении в вышестоящий налоговый орган можно будет ходатайствовать о приостановлении исполнения этого решения.

Реализация обеспечительных мер

Важным нововведением является создание системы обеспечительных мер, направленных на исполнение решения налогового органа по результатам проверки.

Такие меры могут быть приняты налоговым органом, если у него имеются основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Законодателем установлены следующие обеспечительные меры:

а) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа;

б) приостановление операций по счетам в банке в порядке ст. 76 НК РФ Налоговый кодекс Статья 76. Данный вид обеспечения может применяться только после наложения запрета отчуждения (передачи в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества меньше, чем общая сумма недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате на основании решения.

То есть, перед тем как приостановить операции плательщика по счетам в банке, работники налогового органа обязаны будут сначала применить другую обеспечительную меру – запрет на отчуждение имущества.

После того, как будет вынесено решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов, налоговые органы смогут запретить плательщику отчуждение и передачу в залог его имущества. При этом в первую очередь запрет будет касаться недвижимости и в последнюю – готовой продукции, сырья и материалов.

И только если совокупная стоимость имущества будет меньше взыскиваемой суммы, на эту разницу налоговые органы смогут приостановить операции по счетам (п. 10 ст. 101 НК РФ). Такой порядок касается только тех случаев, когда приостановление операций применяется в связи с взысканием недоимки и санкций.

Новшеством является то, что приостанавливать будут операции не со всеми средствами на счете, а в пределах суммы, казанной в решении. То есть, если сумма на счете превышает задолженность, остаток плательщик может использовать по своему усмотрению.

За непредставление налоговой декларации в течение 10 дней после положенного срока, приостановка операций налоговой инспекцией может быть произведена без каких-либо ограничений (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Однако по просьбе плательщика эти меры налоговые органы могут заменить на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ). В настоящее время поручительство применяется только в связи с предоставлением плательщику отсрочки, рассрочки или налогового кредита в соответствии с положениями статьи 74 НК РФ Налоговый кодекс Статья 74.

Взыскание недоимки по налогу в бесспорном порядке

Когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняют требования об уплате недоимки, ее взыскивают в бесспорном порядке. Решение об этом инспекторы могут принять в течение 60 дней по истечении срока, указанного в требовании. Если этот срок пропущен, они могут еще обратиться в суд.

В действующей редакции НК РФ не установлено, за какой период времени это следует сделать. Практически в суд можно обратиться в течение шести месяцев с момента истечения 60 дней (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 №5) .

Новая редакция ст. 46 НК РФ позволяет подавать иск в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть срок фактически сокращен на 2 месяца.

Основным изменением в порядке взыскания налога за счет имущества является то, что теперь законодательно установлен срок, в течение которого налоговые органы могут принять такое решение. Он будет равен 1 году с момента истечения срока, указанного в требовании.

Порядок взыскания штрафов и начисления пеней

На законодательном уровне в очередной раз изменились правила взыскания штрафов, относящихся ко всем санкциям, решение о взыскании которых будет вынесено после 1 января 2007 года.

Независимо от суммы штрафа его будут взыскивать во внесудебном порядке (за несколькими исключениями).

Сначала налогоплательщик получит требование о добровольной уплате штрафа (ст. 70 НК РФ Налоговый кодекс Статья 70.). По общему правилу срок на его исполнение составляет 10 дней, хотя налоговая инспекция может установить в требовании и больший срок.

Если плательщик не проявит должной расторопности и не перечислит штраф в указанное время, у налоговых органов будет 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании, и еще 1 месяц, чтобы направить банку поручение на списание суммы штрафа со счета плательщика (п. 3 и 4 ст. 46 НК РФ Налоговый кодекс Статья 46.). Если они не успеют этого сделать, то у них будет еще 4 месяца, (то есть 6 месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату), чтобы обратиться в суд.

В статье 104 НК РФ Налоговый кодекс Статья 104 отмечено, что взыскать штраф через суд налоговая инспекция может только в тех случаях, когда внесудебное взыскание не допускается. Это случаи когда:

• истек срок на внесудебное взыскание штрафа;

• штраф взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Как известно, налогоплательщики иногда допускают несвоевременное перечисление авансового платежа. В этом случае налоговые органы будут иметь право начислить пени, но не смогут оштрафовать (ст. 58 НК РФ) Налоговый кодекс Статья 58.

Ранее пленумом ВАС РФ было указано, что пени можно взыскивать, только если авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы. В результате суды, руководствуясь данной позицией ВАС РФ, взыскивали пени только с квартальных платежей по налогу на прибыль и ЕСН, но не с ежемесячных, которые рассчитываются исходя из данных предыдущего квартала.

Однако законодатель в данном случае проявил твердость и разрешил налоговым органам начислять пени на любые авансы.

Взыскание недоимки по суду

Для налоговых органов «борьба» с недоимкой является одной из приоритетных задач большинства подразделений и находится под особым контролем руководства.

Зачастую «борьба» с недоимкой переходит на поле третьей власти, т. е. судебных органов. Изменения в налоговом законодательстве затронули также и порядок реализации судебных процедур.

Сократился срок, в течение которого налоговые органы, не успевшие вовремя принять решение о взыскании недоимки, могут обратиться с заявлением в суд. Для этой цели будет отведено 6 месяцев с момента истечения срока добровольного исполнения требования.

Если налоговые органы не уложатся в двухмесячный срок на бесспорное взыскание недоимки, 6 месяцев для обращения в суд следует отсчитывать не с момента окончания двухмесячного срока, а с момента истечения срока на исполнение требования. В результате после истечения срока на добровольное перечисление недоимки у налоговой инспекции остается не 6, а 4 месяца на обращение в суд.

При этом недоимка может быть взыскана не только с самого налогоплательщика.

В новой редакции ст. 45 НК РФ Налоговый кодекс Статья 45 указано, что задолженность зависимых или дочерних обществ, числящуюся более трех месяцев, можно взыскивать с основного общества. Этим правилом можно будет воспользоваться, если на счета основного общества поступает выручка дочерних или зависимых компаний. Введено также следующее правило: задолженность основного общества можно взыскать с зависимой или дочерней компании, если на ее счета поступает выручка основной компании. Однако следует иметь в виду, что такая задолженность взыскивается только в судебном порядке.

Ошибки в платежных документах

В новой редакции Налогового кодекса РФ четко определено, какие ошибки в платежном поручении будут означать, что налог не уплачен. Такими ошибками являются:

- ошибка в наименовании банка получателя (поле 13 платежного поручения);

- ошибка в номере счета Федерального казначейства (поле 15 платежного поручения).

Если из-за такой ошибки налог действительно не поступил в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, то за плательщиком будет отражена недоимка.

Другие распространенные ошибки (например, неверное отражение КБК) можно считать мелкой, хотя и досадной неприятностью, так как они не приведут к недоимке.

Следует ожидать снижения количества споров с налоговой инспекцией в виду того, что в ст. 45 НК РФ четко указано, что делать плательщику, если он допустил ошибку, которая не помешала поступлению денежных средств в бюджет. Если плательщик вместо КБК одного налога указал КБК другого или несуществующий КБК, то такой платеж зачисляется в поступления невыясненного назначения.

В таком случае налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию уточняющее заявление. В заявлении необходимо указать, какую ошибку надо исправить: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или код плательщика. К заявлению должно быть приложено платежное поручение, в котором допущена ошибка.

На основании заявления налогоплательщика работники налоговой инспекции уточнят платеж и пересчитают пени (если к этому имеются основания).

В настоящее время в Налоговом кодексе РФ не учитываются последствия ошибки в платежном документе и, случается, что налоговые органы упорно предлагают плательщику заплатить налог повторно, так как по их данным числится недоимка по налогу. С 2007 года положение налогоплательщиков должно улучшится и в части учета осуществляемых платежей налогов и сборов.

Порядок зачета и возврата налогов

С 1 января 2008 года зачет одного налога в счет другого будет зависеть только от вида налога, поступающего в бюджет (федеральный, региональный, местный).

Остальные изменения вступят в силу с 1 января 2007 года, и будут применяться ко всем налогам, которые будут излишне уплачены (взысканы) после этой даты.

Несомненным удобством для налогоплательщиков является то, что излишне уплаченный налог можно будет зачесть не только в счет предстоящих налоговых платежей или недоимки, но и в счет задолженности по пеням и штрафам.

Для зачета в счет предстоящих платежей налогоплательщику необходимо подать соответствующее заявление. А переплату в счет недоимки налоговые органы засчитывают самостоятельно. Решение на этот счет должно быть принято в течение 10 дней с момента, когда инспекция узнала о переплате, либо с момента вынесения решения судом, либо со дня подписания акта сверки с плательщиком.

Сам налогоплательщик также вправе подать заявление о зачете переплаты в счет недоимки по налогу или в счет исполнения обязанности по уплате пеней и штрафов.

В действующей в 2006 году редакции Налогового кодекса РФ принятие решения о зачете переплаты в счет недоимки являлось правом налоговых органов. А в новой редакции это уже становится их обязанностью.

Сокращен срок, в течение которого налоговая инспекция должна поставить в известность плательщика о ставшем ей известным факте переплаты с 1 месяца до 10 дней. А срок принятия решения о зачете переплаты в счет предстоящих платежей по налогу, напротив, увеличен с 5 до 10 дней.

Срок на принятие налоговыми органами решения о возврате излишне взысканного налога сокращен с двух недель до 10 дней.

В новой редакции НК РФ налогоплательщик вправе потребовать возврата излишне уплаченных штрафов и авансовых платежей по налогам (ст. 78 НК РФ Налоговый кодекс Статья 78). Раньше на этот счет возникали частые споры плательщиков с налоговыми органами с переменным успехом противоборствующих сторон. Теперь таких споров больше не будет.

О сроках в Налоговом кодексе РФ

В старой редакции НК РФ имелась некая двусмысленность с указанием сроков в днях.

Теперь же отмечено, что по общему правилу все сроки в налоговом кодексе РФ исчисляются в рабочих днях, если только кодекс не содержит специального указания о том, что сроки следует считать в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ Налоговый кодекс Статья 6.1). То есть если упоминаются просто «дни», это следует понимать как рабочие дни.

По данному вопросу также тянется достаточно длинный шлейф арбитражной практики, которая далеко не всегда была в пользу налогоплательщиков. И это, не смотря на хорошо известное положение НК РФ позволяющее все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толковать в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ Налоговый кодекс Статья 3).).

Например, в ст. 93 новой редакции НК РФ указано, что налогоплательщик должен представить документы в течение 10 рабочих дней. То есть все стало просто и ясно. А вот почему это не было сделано сразу еще в первых редакциях НК РФ? Вопрос, конечно, интересный. Может быть, здравый смысл тоже имеет право на эволюцию.

Совершенствование налоговой отчетности

В новом 2007 году плательщики, у которых численность работников по состоянию на 1января 2007 года превысит 250 человек, должны будут сдавать налоговую отчетность только в электронном виде. С 2008 года эта обязанность будет распространена и на налогоплательщиков с числом работников, превышающим 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ Налоговый кодекс Статья 80). Данное новшество должно облегчить как работу налоговых органов за счет существенной интенсификации обработки возрастающих объемов информации, так и самих налогоплательщиков, которые будут избавлены от утомительного стояния в очередях во время сдачи отчетности.

Нередко случается, что у налогоплательщика отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, и большая часть деклараций подается им в «нулевом» виде, что представляет собой непроизводительное бумаготворчество. Законодатель обратил внимание на эту особенность, и поэтому в периоды отсутствия финансово-хозяйственной деятельности плательщики будут представлять декларации по упрощенной форме. Форму таких деклараций (возможно единую для всех налогов) еще должен разработать Минфин РФ.

В виду того, что ранее имелось неоднозначное толкование порядка представления отчетности в новой редакции НК РФ четко закреплено положение, что плательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не должны представлять декларации по налогам, от обязанности, по уплате которых освобождены.

О разъяснениях налогового законодательства

В соответствии с новой редакцией НК РФ налогоплательщик, который неправильно заплатил налог, руководствуясь официальными разъяснениями, освобождается не только от штрафа, но и от пеней (правда только применительно к разъяснениям, данным после 31.12.06). Однако с плательщика все же смогут взыскать и пени и штраф, если письменные разъяснения уполномоченного органа основаны на неполной или недостоверной информации (п. 8 ст. 75 Налоговый кодекс Статья 75., подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ Налоговый кодекс Статья 111.) .

Возможно, в спорной ситуации разъясняющая сторона постарается доказать, что плательщик в своем запросе описал ситуацию «неполно» и тем самым ввел «уполномоченный орган» в заблуждение. Отсюда следует вывод – плательщикам, в своих письменных запросах по разъяснению положений налогового законодательства необходимо максимально точно формулировать задаваемый вопрос, опираясь на конкретные и достоверные факты. В этой связи и к разъяснениям Минфина РФ следует подходить творчески, ведь зачастую эти разъяснения даются других лиц, хотя и доводятся до сведения всех налогоплательщиков.

Согласно п. 3 ст. 34.2 Налоговый кодекс Статья 34.2 Минфин РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (в том случае если удастся их найти – прим. автора) должны будут ответить на письменный запрос в течение двух месяцев со дня поступления этого запроса. По решению руководителя финансового органа срок письменного ответа может быть продлен не более чем на 1 месяц.

Кроме того, в новой редакции части I НК РФ закреплена обязанность работников налоговых органов выполнять письменные разъяснения Минфина РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ Налоговый кодекс Статья 32 ).

В статье использованы документы:

Федеральный закон от 27.07.06 №137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (принят ГД ФС РФ 07.07.06).

Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ III класса

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай