Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Петербургские "американцы"

/ Источник: Вечерний Петербург

Петербургские

Продолжаем рассказ о памятниках промышленной архитектуры Петербурга. Заглянем на Обводный канал, еще полтораста лет назад бывший границей Северной столицы. Теперь он почти в самом центре.

Четверть часа езды от Невского проспекта - и вы на Обводном, можете гулять по его набережным, лицезреть производственные корпуса заводов и фабрик, которые росли как грибы по берегам транспортной артерии, источника промышленной воды и открытого канализационного коллектора "в одном флаконе", каковым являлся тогда Обводный канал.

Здесь же вокзалы, депо, водонапорные башни и прочие станционные сооружения - а также переброшенные через канал мосты двух железных дорог, Царскосельской и Николаевской. О последних и поговорим.

Это пять мостов в верхнем течении канала, впечатляющие железной функциональностью своих ферм. Они словно сошли со страниц учебников по мостостроению.

Все пять мостов в обиходе называются Американскими. За этим названием - интереснейший и, к сожалению, не слишком известный пласт истории российской техники и инженерного искусства.

Круче египетских пирамид

Связано название с вполне конкретным американцем - Джорджем Вашингтоном Уистлером (1800 - 1849 гг.). Сын офицера американской армии, получивший имя в честь первого президента США, Уистлер с блеском окончил военную академию в Вест-Пойнте, участвовал в строительстве первых железных дорог в США и зарекомендовал себя блестящим специалистом во всех областях железнодорожного дела.

По приезде в Россию Уистлер сумел добиться расположения императора Николая I - возможно, благодаря своей, полной достоинства манере держать себя, умению точно и емко аргументировать свои предложения, а также прекрасному владению французским языком и чувству юмора.

Кроме своих знаний и опыта Уистлер привез в Россию и чертежи - в частности, моста новейшей по тем временам системы американского изобретателя Уильяма Гау. Суть ее заключалась в том, что мостовой пролет представлял собой деревянную ферму с раскосами, стянутую поперечными железными стержнями - в этом и была новация. Благодаря металлическим элементам мост без существенного увеличения веса становился значительно прочнее.

Система Гау была теоретически рассчитана и усовершенствована выдающимся русским инженером Дмитрием Журавским, впоследствии прославившимся проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора, а на строительстве дороги работавшим помощником Уистлера. Журавский доказал, что чем ближе к опорам, тем больше нагрузка на вертикальные тяжи и раскосы, и предложил делать элементы фермы разной толщины в зависимости от их расположения. Эти предложения были поддержаны Уистлером и использованы во всех мостах на дороге - а их было построено около 120.

Номер один и номер два

Первоначальный мост через Обводный канал, построенный Уистлером по системе Гау - Журавского, простоял почти 30 лет. В 1869 году деревянные мосты на Николаевской дороге было решено заменить металлическими. Проектные работы возглавил выдающийся российский инженер-мостовик Николай Белелюбский. Впоследствии он прославился строительством больших металлических и железобетонных мостов через крупнейшие реки России. По его же проекту построен и Финляндский железнодорожный мост через Неву.

Проект замены мостов на Николаевской дороге был первой крупной работой Белелюбского, которому в 1869 году исполнилось всего 24 года. Однако уже здесь ярко проявился талант ученого и практика. Белелюбский систематизировал конструкции металлических ферм, предложил типовые решения мостов. Интересно, что, хотя конструктивная схема нового Американского моста изменилась, переплетение конструкций многораскосной металлической фермы чем-то неуловимо напоминает старую деревянную ферму системы Гау. Как и его предшественник, мост также двухпутный.

Поскольку станции Санкт-Петербург-Главный стало тесно на левом берегу Обводного канала, появилась необходимость строительства нового вагонного хозяйства на правом берегу, а для этого пришлось строить новые мосты. В 1906 году с низовой стороны, вплотную к Американскому мосту, получившему после этого номер 1, был построен однопутный Американский мост номер 2, а пятью годами позже к "американцам" примкнул двухпутный мост "Литер Б".

Ансамбль Американских мостов был завершен перед революцией. В 1913 году был построен двухпутный мост "Литер Е". Последним "штрихом", нанесенным в 1916 году, стал мост "Литер А", по внешнему виду напоминающий построенный десятью годами раньше Царскосельский мост через Обводный канал на железнодорожных путях, идущих от Витебского вокзала.

Узкое место и его расширение

Когда в 1906 году Санкт-Петербургская городская дума одобряла строительство новых Американских мостов, высота пролетов, перекрывающих проезды на набережной Обводного канала, - 2,12 сажени, то есть в четыре с половиной метра, - была более чем достаточной. Да и сейчас она не вызывала бы особых возражений. Однако почти за сто лет дорожных работ уровень набережной поднялся, сейчас минимальный просвет под Американскими мостами составляет всего 3,3 метра, и теперь дня не проходит, чтобы какая-нибудь фура или автокран не ударились о мосты, а бывало даже - застревали там. Неоднократно вставал вопрос о реконструкции мостов, а также о расширении набережных - сейчас движение по обоим берегам канала идет лишь в две полосы. Первый проект реконструкции мостов разрабатывался еще в 1961 - 1964 гг. - согласно тогдашнему Генеральному плану развития Ленинграда по Обводному каналу должна была пройти Центральная грузовая магистраль с выходом на строившийся мост Александра Невского. Помешала смена руководства в Москве - новые власти посчитали, что проект стоимостью три миллиона для Ленинграда слишком большая роскошь. В 1970-е, 80-е и 90-е годы к проблеме Американских мостов еще трижды возвращались. И лишь проект, разработанный в 2006 году петербургским институтом Ленгипротранс, дошел до стадии реализации.

Согласно ему существующие пять металлических мостов сносятся, а на их месте будут возведены пять однопролетных арочных, с балкой-растяжкой, железобетонных мостов. Пролеты длиной свыше ста метров перекроют канал и расширенные набережные, которые теперь будут иметь 6 полос для движения на южной стороне и 4 на северной - сделать там набережную шире мешают здания депо. Масштабные работы стоимостью 500 миллионов рублей должны завершиться в 2008 году.

...И все-таки жаль, что Обводный канал лишится старых металлических мостов. С утратой слегка тяжеловесных и даже несколько мрачноватых ферм, придававших ему своеобразное очарование, канал, безусловно, потеряет немалую часть неуловимого обаяния городской промышленной окраины.


Согласно "Реестру названий объектов городской среды" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2006 N 117) эти мосты называются Николаевскими - по бывшему названию железной дороги и Московского вокзала. Однако название "Американские" вполне официальное - на схеме станции Санкт-Петербург-Главный два верхних по течению моста так и обозначены. Следующие три - "Литер Б", "Литер Е" и "Литер А" соответственно.

Борис Оськин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: