105
Оставить комментарий Распечатать

Изменения в регламенте проверок

Размер шрифта:
Весьма важной новостью для налогоплательщиков является изменение процедуры проведения налоговых проверок.

Федеральный закон от 27.07.06 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» , благодаря которому в Налоговый кодекс внесено множество поправок, вступает в силу уже с 1 января 2007 года.

С нового года будет более подробно (по сравнению с ранее действующими редакциями) регламентирована процедура проведения выездных и камеральных налоговых проверок, вынесения решений по ним, а также порядок их обжалования.

Изменения в процедуре истребования документов

В Налоговый кодекс законодателем добавлена новая статья 93.1 Налоговый кодекс Статья 93.1 , которая регламентирует порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках у третьих лиц. Подобные проверки документов в настоящее время называются встречными и могут проводиться только в рамках выездной или камеральной проверки. С нового года понятие встречной проверки исчезнет из Налогового кодекса. Однако это не означает, что налоговые органы не смогут истребовать документы о налогоплательщике у его контрагентов.

Наоборот, с 1 января 2007 года право истребования документов у третьих лиц (помимо случаев проведения налоговых проверок), может осуществляться и при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А также (что самое неприятное) – если у налогового органа имеется обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. Это небольшое, на первый взгляд, дополнение, может привести к существенному увеличению истребований документов и, соответственно, – к необходимости готовить документы для налоговых органов по контрагентам даже при отсутствии у последних налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, обязан направить письменное поручение об истребовании документов или информации, касающихся деятельности проверяемого плательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого эти данные должны быть истребованы. При этом в поручении должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов. А при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Важное дополнение: налоговый орган, направляющий лицу требование о представлении документов на основании поручения другого налогового органа, должен приложить к данному требованию копию такого поручения.

В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, должно исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (или информацией). Нововведением является норма, гласящая, что если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, по ходатайству лица, у которого они истребованы, налоговый орган вправе продлить срок их представления.

Изменения в регламенте проведения камеральной проверки

Дополнением к правилам проведения камеральной проверки стало следующее. Если налоговый орган выявляет в декларациях ошибки и противоречия, он сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения в течение пяти дней. То есть законодатель установил четкий срок для представления таких пояснений – пять дней. При этом, учитывая поправки в ст. 6.1 НК РФ Налоговый кодекс Статья 6.1, будут считаться пять рабочих дней, т. к. согласно этой статье, если срок определяется днями, то он исчисляется только в рабочих днях при условии, что его исчисление прямо не предусмотрено в календарных днях.

Налогоплательщикам при этом дано право представлять любые документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Проверяющие, в свою очередь, обязаны рассмотреть представленные пояснения и документы и только после этого могут решать вопрос об установлении факта совершения правонарушения. Таким образом, с нового года становится невозможным вынесение налоговыми органами решения без рассмотрения представленных пояснений и документов.

С 1 января 2007 года наконец-то урегулирован вопрос о необходимости составления акта по результатам камеральной проверки. Теперь, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме (ст. 88 Налоговый кодекс Статья 88 и 100 Налоговый кодекс Статья 100 НК). Срок, в течение которого проверяющие должны составить акт по результатам камеральной проверки, равен 10 дням со дня окончания проверки.

Положительным для налогоплательщиков также можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организаций при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представлять вместе с налоговой декларацией, налоговики могут требовать только документы, подтверждающие:

• право на льготу при налогообложении;

• правомерность применения вычетов по НДС;

• исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Теперь для подготовки истребуемых документов налогоплательщику будет отводиться десять дней вместо пяти, предусмотренных действующей до 31.12.06 редакцией статьи. Копии документов можно заверять подписью руководителя или иного уполномоченного лица и печатью организации.

Изменения в регламенте проведения выездной проверки

Статья 89 Налогового кодекса Налоговый кодекс Статья 89 , которая регламентирует проведение выездных налоговых проверок, значительно расширена и дополнена новыми существенными нормами.

Как и ранее, выездная проверка будет проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика. Однако теперь в Кодексе прямо указано, что при невозможности предоставления помещения налогоплательщиком проверка может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции.

Длительность выездной проверки (два месяца) с 01.01.07 будет рассчитываться со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки, а не определяться временем фактического нахождения проверяющих в организации. Однако указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), что, несомненно, является не очень радостной новостью для налогоплательщиков.

Новыми поправками предусмотрено ограниченное число случаев, когда проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено:

• истребование документов от третьих лиц;

• получение от иностранных государственных органов информации;

• проведение экспертиз;

• перевод документов на русский язык.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки должны оформляться решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. При этом, ему возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки (кроме документов, полученных в при выемке), а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

В НК РФ впервые введена норма, устанавливающая понятие повторной выездной налоговой проверки и условия ее назначения. Такая проверка может проводиться в двух случаях. Во-первых – вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, проводившей проверку (как и сейчас). А во-вторых (это важно): налоговым органом, ранее проводившим проверку, – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Тем не менее, в эту статью добавлена и норма, защищающая налогоплательщиков от штрафов. Так, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением является случай, когда не выявление факта налогового правонарушения при первоначальной налоговой проверке явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа, что необходимо будет доказать соответствующим органам.

С нового года Налоговый кодекс определяет также порядок проведения выездных проверок филиалов и представительств. Так, п. 7 ст. 89 НК указывает, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по региональным и местным налогам. При этом налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также – более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Срок самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств налогоплательщика – не более одного месяца.

Новый порядок рассмотрения материалов проверки

Результаты проверки по-прежнему должны быть оформлены актом в течение двух месяцев с даты составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. А вот срок для представления возражений в случае несогласия с актом налоговой проверки возрастает до 15 рабочих дней со дня получения акта (вместо двух недель по действующей в настоящее время редакции ст. 100 НК РФ).

Новой редакцией ст. 101 НК РФ Налоговый кодекс Статья 101 подробно расписана процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и внесены значительные дополнения в порядок ее осуществления.

С нового года установлен срок для вынесения решения по материалам проверки: оно должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, предоставляемого налогоплательщику для подачи возражений. При этом указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Налоговый орган обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого она проводилась. И хотя неявка надлежаще извещенного лица не будет являться препятствием для рассмотрения, руководитель налогового органа может признать обязательным участие этого лица при рассмотрении материалов проверки. В этом случае он может вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Кодексом теперь четко определены мероприятия, осуществляемые налоговым органом при рассмотрении материалов проверки (данные мероприятия ранее законодательно предусмотрены не были). Это:

• исследование представленных доказательств;

• получение объяснений от лица, в отношении которого проводилась проверка;

• оглашение акта налоговой проверки и иных материалов мероприятий налогового контроля;

• принятия решения о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Кроме того, законодателем впервые введена норма, позволяющая налогоплательщикам давать объяснения даже при отсутствии письменных возражений.

Определен также перечень обстоятельств, которые в обязательном порядке должны быть установлены при рассмотрении материалов проверки:

1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, по-прежнему, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Однако теперь НК РФ определяет еще и последствия нарушения существенных условий процедуры рассмотрения, к которым относятся:

1) обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является бесспорным основанием (!) для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности.

С 1 января 2007 года Налоговым кодексом установлен срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Он равен 10 дням со дня вручения решения налогоплательщику. При подаче апелляционной жалобы решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично.

Кроме того, НК РФ теперь предусматривает возможность применения налоговым органом обеспечительных мер при вынесении решения, таких как:

• запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

• приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ Налоговый кодекс Статья 76 , а также их замена по просьбе налогоплательщика на банковскую гарантию;

• залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК Налоговый кодекс Статья 73 ;

• поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК Налоговый кодекс Статья 74 .

В статье использованы документы:

Федеральный закон от 27.07.06 №137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (принят ГД ФС РФ 07.07.06) .

Игорь Василенко, генеральный директор «Медиа-Консалт», г. Тамбов

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай