157
Оставить комментарий Распечатать

Применение налоговых вычетов по НДС

Размер шрифта:
Порядок исчисления НДС и применения налоговых вычетов при импорте товаров с территории Республики Беларусь имеет свои особенности.

С 1 января 2005 года в отношениях с Республикой Беларусь в области торговли товарами введен принцип «страны назначения». Федеральным законом от 28.12.04 №181-ФЗ было ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» вместе с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской федерацией и Республикой Беларусь.

В соответствии с нормами, предусмотренными в данных документах, порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость операций импорта товаров из Республики Беларусь можно сгруппировать в четыре следующих блока:

А) определение операций, подлежащих (не подлежащих) налогообложению НДС;

Б) определение налоговой базы;

В) расчет налога, уплата и составление декларации;

Г) принятие к вычету начисленных и уплаченных сумм НДС.

Определение операций, подлежащих (не подлежащих) налогообложению НДС

При импорте товаров с территории Республики Беларусь НДС подлежит начислению и уплате в Российской Федерации.

Исключение составляют следующие ситуации:

• ввоз товаров с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с Российской Федерации;

• транзитное перемещение товаров;

• ввоз таких товаров, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат налогообложению при ввозе на территорию РФ.

В случае если товар будет использован на иные цели, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение, необходимо будет начислить налог, а также пени за весь период начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров (дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов) до момента фактической уплаты налога.

Следует обратить внимание, что взимание косвенных налогов в соответствии с рассматриваемым Соглашением, осуществляется налоговыми органами, в том числе и с налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.

Определение налоговой базы

Налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации). Величина налоговой базы определяется исходя из суммы стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и подлежащих уплате акцизов. При этом в цену сделки включаются следующие расходы (если ранее они не были учтены в ней):

а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

б) страховая сумма;

в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

При определении суммы расходов по доставке товаров (на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров) не имеет значения, осуществлялась ли транспортировка российским импортером самостоятельно (Письмо ФНС РФ от 10.10.05 №ММ-6-03/842@ ), либо рассматриваемые услуги были оказаны сторонними организациями. В случае оказания услуг сторонними организациями, стоимость которых включает в себя НДС, при определении величины расходов по доставке стоимость услуг по транспортировке учитывается без НДС (Письмо ФНС РФ от 18.10.05 №ММ-6-03/877@ , от 10.10.05 №ММ-6-03/84). Если услуги по доставке товаров оказываются белорусским перевозчиком, то следует иметь в виду, что, начиная с 05.07.05, согласно изменениям в законодательстве Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.05 №704), налогообложение оборотов по реализации экспортируемых транспортных услуг в Российскую Федерацию по перемещению грузов, пассажиров и б

агажа производится по нулевой налоговой ставке.

Расчет налога, уплата и составление декларации

Суммы НДС, подлежащие уплате по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, устанавливаемым законодательством РФ, и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В аналогичный срок налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации. Форма декларации, предоставляемая с отчетности за 2006 год, утверждена Приказом Минфина РФ от 28.12.05 №163н . Одновременно с налоговой декларацией представляются в налоговый орган следующие документы:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

3) договор (его копия), на основании которого ввозится товар с территории Республики Беларусь;

4) транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров;

5) товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Все вышеперечисленные документы вместе с декларацией можно представлять в налоговый орган не только самому налогоплательщику, но и через своего представителя, либо направлять по почте заказным письмом с описью вложения. В последнем случае днем их представления будет считаться дата почтового отправления.

В течение 10 рабочих дней с даты представления документов налоговые органы проводят проверку указанных в них сумм и проставляют на экземплярах Заявления отметку, подтверждающую уплату косвенных налогов в полном объеме (либо наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации).

Если в ходе проверки сведений будут обнаружены какие-либо несоответствия, то не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Хочется заострить внимание на том, что налоговым периодом является месяц. Соглашением и Положением о порядке взимания косвенных налогов не предусмотрен выбор иного налогового периода. Поэтому налогоплательщик, имеющий право в соответствии со ст. 174 НК РФ Налоговый кодекс Статья 174 на уплату НДС ежеквартально и представление налоговой декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при принятии на учет товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, обязан представлять отдельно налоговую декларацию, в которой отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Это же отмечено и в п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, утв. Приказом Минфина РФ от 28.

12.05 №163н.

Рассмотрим подробнее документы, подлежащие обязательному представлению в налоговый орган вместе с декларацией и наиболее часто возникающие вопросы в отношении этих документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Бланк Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и порядок его заполнения приведен в Приложении №1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (Приказ №163н).

Заявление заполняется в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком-импортером поставщику товара.

Заявление заполняется отдельно, как по каждому поставщику товаров, так и по каждому заключенному с данным поставщиком договору, даже если поставки совершались в течение одного месяца. Это связано с тем, что в установленной форме заявления предусмотрено отражение информации о поставщике, а также сведения о номере и дате контракта (договора) с поставщиком. Причем данная информация заполняется в шапке Заявления, а не в табличной его части. При этом Декларация за месяц осуществления поставки сдается одна и в ней указываются данные о ввезенных товарах по всем Заявлениям.

Чиновники предъявляют еще более жесткую схему составления заявления: даже если договор был один, а поставка по нему произошла в несколько этапов, то и в этом случае количество заявлений должно соответствовать количеству поступлений товара. Никаких реестров транспортных и товаросопроводительных документов налоговики не допускают (Письмо ФНС от 10.10.05 №ММ-6-03/842@ ). На наш взгляд, с этим утверждением можно поспорить. Но не в отношении отражения в графе 8 Заявления параметров реестра товаросопроводительных документов, а в отношении возможности отражения в графе 8 Заявления серии, номера и даты по нескольким товаротранспортным документам по видам товаров по каждой поставке. Данный вывод можно сделать исходя из того, что информация по товаросопроводительным документам указывается в табличной части. А в Приложении №1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (Приказ №163н) нет количественного ограничения на отражение данной информации.

Тем не менее, если организация-импортер хочет исключить вероятность получения отказа в проставлении отметки на составленном Заявлении и у него нет желания спорить с работниками налоговых органов по данному вопросу, то стоит руководствоваться мнением, выраженным в вышеуказанном письме от 10.10.05, и составлять Заявление на каждую поставку.

Выписка банка

Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным из Белоруссии товарам, входит в перечень документов, обязательных к представлению в налоговый орган. Тем не менее, одним из популярных вопросов, задаваемых организациями-импортерами, остается вопрос возможности зачета переплаты НДС по реализованным на внутреннем рынке товарам (работам, услугам) в счет НДС по импортируемому из Белоруссии товару (и наоборот).

В данном случае налоговые органы высказываются вполне определенно: зачет переплаты НДС по реализованным на внутреннем рынке товарам (работам, услугам) в счет НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не осуществляется.

В своем ответе они руководствуются тем, что нормами Соглашения и Положения о порядке взимания косвенных налогов не предусмотрены иные формы уплаты косвенных налогов, нежели как перечисление с расчетного счета импортера в бюджет и предоставление выписки банка, подтверждающей данную операцию (Письма ФНС РФ от 08.08.06 №ШТ-6-03/780@ , от 17.07.06 №19-4-03/000203@, от 05.06.06 №03-2-03/1078@ , от 19.04.06 №19-4-03/000090@ , от 28.03.06 №19-4-04/000021@ ).

А вот сумма излишне уплаченного НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ Налоговый кодекс Статья 78 (Письмо ФНС РФ от 17.07.06 №19-4-03/000203@ ).

Примечание. В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. В соответствии со ст. 13 НК РФ Налоговый кодекс Статья 13 НДС относится к федеральным налогам и на основании ст. 50 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Статья 50 НДС зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 %.

Договор

Если организация заключила договор поставки товара из Белоруссии напрямую с Белорусским поставщиком, то вопросов в отношении предоставления в налоговую инспекцию договора (его копии) на поставку данного товара у организации-импортера не возникает.

Некоторая неопределенность возникает в том случае, если поставка товаров из Белоруссии происходит на основании договора комиссии, агентирования, поручения в интересах другого налогоплательщика Российской Федерации (покупателя). Причем вопросы возникают как у агента (комиссионера), так и у организации, в интересах которой происходит покупка.

В частности, комиссионеров и агентов, действующих от своего имени, интересует - кто должен уплачивать косвенные налоги при ввозе товаров по договорам комиссии (агентским договорам), комитентов - какой договор они должны представлять в налоговые органы.

При рассмотрении поставленных вопросов нужно исходить из того, что вещи, приобретенные комиссионером (агентом, действующим от своего имени) за счет комитента, являются собственностью комитента (ст. 996 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 996 ). Согласно нормам Раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары. Таким образом, обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя ввезенных товаров. Следует обратить внимание, что в данном случае не имеет значения, кто выступает в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору): российский покупатель или белорусский продавец. Такого мнения придерживаются специалисты ФНС России (Письмо УФНС по г. Москве от 19.08.05 №19-11/59003 , Письмо ФНС РФ от 10.10.05 №ММ-6-03/842@ , Письмо Минфина РФ от 15.08.05 №03-04-08/237 ).

Что касается предоставляемых документов, то компания-комитент должна будет отнести в свою налоговую инспекцию копии двух договоров: договора комиссии и договора купли-продажи между белорусским поставщиком и комиссионером (Письмо ФНС от 10.10.05 №ММ-6-03/842@ ).

Транспортные документы

Пунктом 6 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов предусмотрена обязанность импортера предоставлять одновременно с налоговой декларацией в составе комплекта документов транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.

В зависимости от вида перевозки импортируемых товаров, иногда для импортера непросто определить, какой документ он может представить в налоговый орган в качестве транспортного документа. В частности эта проблема возникает при осуществлении почтовых перевозок либо перевозок грузобагажом на железнодорожном транспорте, а также, если доставка товаров осуществлялась представителем организации ручной кладью.

Международные торговые перевозки

В разъяснениях Минфина и налоговых органов, даваемых в отношении документального подтверждения международных почтовых перевозок, указывается, что в данном случае не исключается возможность подтверждения перемещения товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации путем представления в налоговые органы почтовых документов, оформляемых при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена (Письма ФНС России от 08.08.06 №ШТ-6-03/780@ , от 09.06.06 №03-2-03/1112@ , от 23.12.05 №ШТ-6-06/1084@ , от 19.04.06 №03-2-03/760@ ).

Данные документы позволяют определить, какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе.

Перечень почтовых документов приведен в Приказе ГТК РФ от 03.12.03 №1381 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» . В соответствии с п. 3 данного Приказа пересылка через таможенную границу Российской Федерации международных почтовых отправлений осуществляется с использованием следующих почтовых документов:

а) ярлык «Таможня» CN 22;

б) таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72;

в) накладная сдачи депеш, направляемых наземным путем, CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш CN 38;

г) накладная сдачи наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.), CN 41;

д) посылочные карты СР 86 или СР 87;

е) письменная карта для обмена депешами CN 31 или письменная карта депеш, подаваемых в большом количестве, CN 32;

ж) особый лист заказных отправлений CN 33;

з) заменяющая накладная сдачи CN 46;

и) накладная сдачи депеш с порожними мешками CN 47.

Примечание. Об оформлении почтовых отправлений.

Ярлык «Таможня» CN 22, таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72, заполненные отправителем, наклеиваются или прикрепляются к оболочке международных почтовых отправлений способом, исключающим их утерю.

Накладные сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 47 заполняются работниками мест и пунктов международного почтового обмена.

В случае, когда международные почтовые отправления, пересылаемые наземным путем, перемещаются воздушным транспортом, и отсутствует оригинал накладной сдачи CN 38 или CN 41, то представляется заменяющая накладная сдачи депеш CN 46, которую имеет право составить авиаперевозчик.

В левом верхнем углу накладных сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 47 любым способом (типографическим, оттиском штампа или от руки) должны быть указаны данные о пунктах международного почтового обмена стран отправления и назначения.

Отметки пункта международного почтового обмена страны отправления, в том числе подпись и дата, на накладных сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 47 проставляются в соответствии с расположенным на них печатным текстом.

Посылочные карты СР 86, СР 87 должны находиться в головном мешке депеши с международных почтовых отправлений, имеющем отличительный признак - наличие буквы "F" на адресном ярлыке мешка.

Перевозка грузобагажом, багажом на железнодорожном транспорте или ручной кладью

В отношении осуществления перевозок российским перевозчиком грузобагажом, багажем на железнодорожном транспорте или ручной кладью в качестве перевозочных документов, подтверждающих заключение договора перевозки груза или перевозки багажа, грузобагажа, могут выступать транспортная железнодорожная накладная, багажная квитанция, грузобагажная квитанция.

Аналогичной позиции придерживаются и работники налоговых органов. Так, в Письме ФНС РФ от 09.06.06 №03-2-03/1112@ указано, что в случае если перевозка ввозимого с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товара осуществлялась российским перевозчиком багажом на железнодорожном транспорте, в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением о порядке взимания косвенных налогов, налогоплательщик может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию). При этом нормы Положения не предусматривают представление транспортных документов с отметками таможенных органов Российской Федерации.

Товаросопроводительный документ

В соответствии с Письмом ФНС РФ от 04.04.06 №ММ-6-03/356@ «Об использовании налоговыми органами в контрольной работе положений письма МНС Республики Беларусь от 10.03.06 №4-3-6/1046» товаросопроводительными документами белорусского налогоплательщика являются накладные формы ТТН-1 и ТН-2. Данные документы являются документами строгой отчетности и предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Они служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также для складского, бухгалтерского учета.

При перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без участия автомобильного транспорта (нарочным, почтовыми отправлениями, железнодорожным или авиатранспортом) кроме специфических документов, используемых при данном перемещении товара, оформляется накладная формы ТН-2.

Образцы товарно-транспортных документов (формы ТТН-1 и ТН-2) приведены в Письме ФНС РФ от 14.02.06г №ВЕ-6-26/158@ «О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов» (вместе с Письмом МНС Республики Беларусь от 01.12.05 №4-3-9/279) .

Обращаем внимание, что п. 6 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов не содержит требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком в налоговый орган товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем данный документ представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (Письмо ФНС РФ от 10.10.05 №ММ-6-03/842@ ).

Принятие к вычету начисленных и уплаченных сумм НДС

В соответствии с п. 8 Раздела I Положения о взимании косвенных налогов суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 НК РФ Налоговый кодекс Статья 143 .

Статьей 171 НК РФ Налоговый кодекс Статья 171 предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ Налоговый кодекс Статья 166 на сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в том случае, если:

• товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ Налоговый кодекс Статья 170;

• товары приобретаются для перепродажи.

При этом вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ Налоговый кодекс Статья 172 , и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 11.05.06 №283 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 02.12.00 №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» . Они определили порядок хранения и регистрации документов в журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок при осуществлении импорта с территории Республики Беларусь (абз. 3 п. 5 и абз. 3 п. 10 Постановления №914). Теперь законодатели сняли вопрос относительно правомерности отражения в книге покупок сумм НДС на основании заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и с учетом реквизитов документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Таким образом, организация-импортер вправе принять к вычету суммы НДС, начисленные и уплаченные при ввозе товаров из Белоруссии, при выполнении следующих условий:

• при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ Налоговый кодекс Статья 172) на основании соответствующих первичных документов;

• при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;

• при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика-импортера, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Хочется обратить внимание еще на два момента, отмеченных работниками налоговых органов и Минфина в отношении правил принятия начисленного и уплаченного НДС по импортному товару:

1) НДС, уплаченный на территории Российской Федерации при ввозе товаров с территории Республики Беларусь, может быть принят к вычету и в том случае, если у российского импортера имеется задолженность перед поставщиком за приобретенный товар (п. 6 Письма ФНС России от 31.05.05 №ММ-6-03/450).

2) Суммы НДС, фактически уплаченные на территории Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, могут быть включены в налоговые вычеты не ранее периода, следующего за налоговым периодом, в котором НДС по таким товарам был уплачен и отражен в соответствующей Декларации по косвенным налогам (Письмо Минфина России от 20.12.05 №03-04-08/348).

Возврат некачественного товара

В ходе поставки товара нередко возникают случаи, когда из-за несоответствия качества или комплектности поставляемого товара условиям договора происходит возврат поставщику. В этом случае может возникнуть две ситуации:

1) если товар к моменту возникновения причины возврата уже был оприходован, то налогоплательщик-покупатель предоставляет корректирующую налоговую декларацию. Периодом, за который должна быть составлена уточненная налоговая декларация, является период отражения на счетах бухгалтерского учета соответствующих расчетов по претензиям к поставщику (продавцу) за поставленные товары.

2) если товар к моменту возникновения причины возврата еще не был оприходован, то налоговая база для целей уплаты НДС определяется налогоплательщиком-покупателем в порядке, установленном Разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов, только в отношении ввезенных товаров, которые будут покупателем приняты на учет.

Если впоследствии белорусский продавец поставляет товары, удовлетворяющие условию договора, взамен товаров, не соответствующих договору, налогоплательщик-покупатель для целей уплаты НДС определяет налоговую базу в порядке, установленном Разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов, на дату принятия на учет ввезенных товаров.

Аналогичной позиции придерживаются работники налоговых инспекций (Письмо ФНС РФ от 15.05.06 №ММ-6-03/490@ ).

Обращаем внимание, что в случае возврата товара по объективным причинам, данная операция не расценивается как реализация товара, следовательно, объект налогообложения НДС отсутствует и, как следствие, нулевая ставка не применяется (письмо ФНС РФ от 10.10.05 №ММ-6-03/842@).

В статье использованы документы:

• Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.00 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.00). В ред. от 03.06.06 Налоговый кодекс.

• Федеральный закон от 28.12.04 №181-ФЗ "О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (принят ГД ФС РФ 17.12.04) .

• Приказ Минфина РФ от 28.12.05 №163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения".

• Постановление Правительства РФ от 11.05.06 №283 "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. №914".

Татьяна Холмовая, ведущий методист-консультант ЗАО «ПРИМА аудит»

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай