Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Орловский тоннель - не невеста

/ Источник: Версия в Питере

12 сентября этого года в Петербурге произошло знаковое событие: впервые горожане смогли добиться корректировки инвестиционного проекта городского масштаба. Бурные общественные слушания по поводу Орловского тоннеля под Невой заставили власти считаться с общественным мнением.

Проект со стажем в 40 лет

Впервые решение о строительстве тоннеля под Невой было принято в 1966 году. Уже тогда стало ясно, что регулярная активная навигация по Неве мешает нормальному транспортному сообщению в Ленинграде. Проект обозначили в генеральном плане (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.12.1987 N 1387), но реализовать так и не сумели.

Сейчас, когда город задыхается в автомобильных пробках, Орловский тоннель - необходимое условие решения транспортной проблемы. С его появлением появится вторая трасса, которая, помимо вантового моста, будет круглосуточно связывать южные и северные районы города с центром.

Орловский тоннель представляет собой автомагистраль, соединяющую берега Невы в створах Пискаревского проспекта на правом берегу и Орловской улицы на левом. Предполагаемая длина тоннеля - 1600 метров; по две полосы движения в обе стороны.

Все признают необходимость строительства подобной магистрали. Однако спор вызывают выходы на правом берегу Невы. Именно это и стало камнем преткновения между московскими разработчиками и питерским населением, когда они сошлись на общественные слушания 12 сентября в здании Школы эстетического воспитания на проспекте Маршала Тухачевского.

Представленные схемы давали ясное представление, что в зоне застройки оказываются не только створ Пискаревского проспекта, как планировалось изначально, но и сад "Нева", и, что больше всего не устроило жителей, Апрельская улица.

Вопрос был не только эстетический. Люди в один голос уверяли, что дома полувековой постройки не выдержат такого подземного строительства, что грунт поплывет. Одна жительница рассказывала: в ее квартире в стенах такие трещины, что дом сложится, даже если начать копать детским совком.

Результатом бурных обсуждений стала реакция губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, которая в телепрограмме "Диалог с городом" публично заявила: "...нам понятно: вариант с выходом прямо на Апрельскую улицу не годится. Мы жителей услышали".

Проект остановлен...

Вице-президент проектно-строительного объединения "Система-Галс", которое готовило проект, Владимир Клинов считает, что такая реакция жителей предполагалась, потому что редко где подобные стройки проходят без общественного возмущения:

- Мы понимали, что с социальной точки зрения вариант с выходом на Апрельскую улицу не самый лучший, но с технической - он самый удачный. У нас есть уже готовые альтернативные варианты, которые были наработаны в течение всей проектировки.

Такая позиция не устраивает ни жителей, ни экологов, которые их поддерживают. Директор Центра экспертиз при Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей "Эком" Александр Карпов по этому поводу задается риторическим вопросом:

- Если несколько вариантов разрабатывали, так почему на слушаниях был представлен только один? Ведь здесь не невесту маме с папой представляют, нам тоже надо убедиться, что другие варианты хуже.

Впрочем, на данный момент полемика между специалистами не главное. Административное решение принято и его надо выполнять, но как?

- Мы готовы перерабатывать проект: нельзя не прислушиваться к мнению жителей, это правильно. Но на сегодняшний день ничего, кроме разговоров, нет - ни директив, ни указаний, - говорит Клинов. - Мы исполнители. Мы работаем по тем заданным параметрам, которые предоставляет заказчик. Потому город должен определиться с приоритетами развития улично-дорожной сети. Мы готовы примкнуть к любой системе. Только чтобы правила игры были ясными и понятными.

Против этого не возражает никто. Даже экологи. Например, господин Карпов утверждает, что, вполне возможно, проектировщики правильно выполнили техническое задание к конкурсу. А вот неверно составленное само ТЗ и привело к столь бурному общественному возмущению:

- Бесполезно обвинять только проектировщика, потому что вопросы организации общественного участия в проекте должны быть проработаны на уровне технического задания к госконтракту.

Увы, остается много неясностей. Прошло уже больше месяца, а тех самых правил игры, о которых говорит разработчик, так и нет.

На официальном сайте государственного заказа Санкт-Петербурга за проектно-строительным объединением "Система-Галс" закреплен контракт от 6 апреля 2006 года на проектировку Орловского тоннеля суммой более 250 миллионов рублей. В то же время 28 сентября этот контракт снова фигурирует на сайте, правда уже без указания лимита финансирования. В КБДХ прояснить, чем сентябрьский контракт отличается от апрельского, нам не смогли. В результате вопрос относительно того, будет ли переделка контракта заново профинансирована бюджетом или нет, остается.

...А строителей уже присматривают

Что касается уже самого строительства тоннеля, то, по словам Валентины Матвиенко, на основании закона о концессиях (Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ) будет проведен международный конкурс, в котором примут участие ведущие российские и западные компании.

- Летом мы написали положительное заключение на участие "Системы-Галс" в концессии на строительство тоннеля, -рассказывает Владимир Клинов. - Но окончательное решение будет приниматься только после того, как окажется готова конкурсная документация: мы должны знать правила игры. Только после этого и будет определено, участвуем ли мы в самом строительстве или остаемся только проектировщиками.

Подобная осторожность в нынешней ситуации вполне понятна. Столкнувшись на стадии проектирования с тем, что составленное заказчиком (Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству) техническое задание не до конца учитывало все обстоятельства, "Система-Галс" теперь крайне трепетно будет относиться ко всем возможным перспективам работы с городскими комитетами.

В то же время нелишне вспомнить, что в апреле этого года делегация Петербурга посетила Шанхай. В ходе визита вице-губернатор Александр Вахмистров сделал предложение одной из строительных китайских компаний поучаствовать в конкурсе по выбору генподрядчика для строительства Орловского тоннеля. Исходя из того, что в городе китайцами уже реализуется крупный инвестиционный проект "Балтийская жемчужина", можно предположить, что администрация Петербурга наверняка захочет развития связей с китайскими инвесторами. Если это так, фаворит тендера номер один определен.

Материал подготовлен при содействии gorzakaz.org

Игорь Селезнев

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: