Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Какой тоннель нам нужен?
Заметки специалиста о проекте новой переправы под Невой

Наша газета уже неоднократно публиковала статьи о проблеме строительства Орловского тоннеля. На Охте кипят нешуточные страсти: с одной стороны - жители протестуют против того, чтобы тоннель проходил под их окнами по Апрельской улице, так как, по мнению ряда экспертов, это угрожает безопасности жилых домов. Проектировщики, с другой стороны, соглашаются внести в него лишь незначительные корректировки. Сегодня мы публикуем мнение специалиста - одно из тех, которые способны примирить противостоящие стороны. Для этого на компромисс придется идти всем - не только горожанам, но и строителям. Однако главное: компромисс теоретически возможен - дело только за доброй волей.

История вопроса

Идея строительства Орловского тоннеля возникла при разработке Генерального плана развития Ленинграда 1965 - 1985 годов (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.12.1987 N 1387). Это было время массового жилищного строительства в периферийных районах, прилегающих к старой части города, и к так называемому промышленному поясу.

В результате реализации этого генерального плана за 20 лет территория застроенной части города увеличилась более чем в два раза. В этот период быстро развивалась сеть общественного транспорта. Строительство же дорожных сооружений (мостов, путепроводов, развязок) постоянно отставало от потребностей на 10 - 15 лет.

Но особенно сложная ситуация с автомобильным транспортом возникла уже в постсоветское время, когда уровень автомобилизации населения увеличился почти в пять раз. Одна из острейших городских проблем сейчас в том, как обеспечить транспортную связь периферийных жилых районов с центральными (где развита деловая активность).

Для участка от Литейного моста до моста Александра Невского характерны заторы на мостах и подходах к ним - на въезде в центр. Причина проста - недостаточное количество транспортных переходов через Неву. На участке Невы между Большеохтинским и Литейным мостами (протяженностью около 4 км) намечается строительство еще двух транспортных переходов: моста в створе Арсенальной улицы и тоннеля в створе Пискаревского проспекта. Эти переходы предназначаются в первую очередь не для общественного транспорта, а для легкового и частично - для грузового.

При этом строительство Арсенального моста связано с масштабными градостроительными мероприятиями - расширением улиц, пробивкой новых проездов, строительством протяженных эстакад (это будет магистраль скоростного движения). Срок его строительства выходит за пределы 2015 года.

Зато строительство Орловского тоннеля возможно уже в ближайшие годы - с меньшими затратами, поскольку прилегающая к нему сеть магистралей уже сформирована. Это и Смольная набережная, и Свердловская набережная, и Пискаревский проспект. При этом в связи со строительством КАД открывается возможность создания прямого выхода из центра через тоннель и Пискаревский проспект (с его планируемым продолжением до КАД) в район Карельского перешейка и далее - в Финляндию. При строительстве тоннеля будут разгружены от автомобильных потоков мосты - Литейный, Большеохтинский, Александра Невского.

Путаница с проспектом

В Генеральном плане развития Санкт-Петербурга 2005 года (Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99) учитывалось планировочное решение и технология строительства французской фирмы Vinci. Однако в настоящее время другая организация - ЗАО "ПСО "Система ГАЛС" - разрабатывает проект с применением проходческого комплекса немецкой компании "Херренкнехт". В обоих проектах предусматривается глубокое заложение подводной части тоннеля с прохождением под свайным основанием набережной правого берега.

Первый проект - с большей длиной тоннеля, с перестройкой Смольной набережной и с прохождением под домами в районе Большеохтинского проспекта (что не очень хорошо). Рамповые выходы на правом берегу по этому проекту направлены в сторону Свердловской набережной, Полюстровского и Пискаревского проспектов. По проекту ПСО "Система ГАЛС", подводный участок тоннеля короче, более прямолинеен, его трасса на правом берегу Невы попадает в створ начала Пискаревского проспекта.

Левобережная развязка хорошо вписывается в свободные (в основном) от застройки части сквера и двора психоневрологического интерната. Перестройка Смольной набережной при этом не требуется. С этим, вторым, проектом можно было бы и согласиться, если бы не то, что сделали проектировщики с правобережными съездами. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Такое впечатление, что правый берег проектировали совершенно другие люди. Здесь произошло что-то странное. Иначе и не сказать, как: "Бес попутал". Оказались полностью забытыми элементарные градостроительные и транспортные принципы, закрепленные не только в нормативах (СниПах), но и в вузовских учебниках.

Вместо того чтобы сразу, в одном узле, повернуть приоритетное движение на Пискаревский проспект тоннелем мелкого заложения и устроить съезды на другие прилегающие к узлу магистрали (Свердловскую набережную, шоссе Революции, Полюстровский и Среднеохтинский проспекты), проектировщики решили сделать обходной маневр. Как тут не вспомнить Бармалея из известного детского фильма с Роланом Быковым: "Нормальные герои всегда идут в обход".

Но в данном случае "обход" (до сих пор непонятно чего) получился не в полях за городом, а через сложившуюся жилую среду микрорайона Полюстрово, по местной, внутрирайонной, узкой и тихой уличной сети, через парк 50-летия Октября. Почему проектировщики пренебрегли выходом на широкий Пискаревский проспект (его ширина в "красных линиях" - 100 метров)? Почему они короткому пути по прямой предпочли длинный путь по ломаной линии? Ответа на эти вопросы никто не дает. Известно лишь то, что проектировщики направили трассу городского значения по районной Апрельской улице. В результате им пришлось искать выходы на Пискаревский проспект посредством районных же улиц - Маршала Тухачевского и проспекта Металлистов...

Операция без наркоза

В результате этой совершенно нелогичной "хирургической операции" полностью нарушается разделение уличной сети по значению, по величине потока и по видам транспорта. Кроме того, приоритетное движение будет идти с перепробегом (дополнительным пробегом на каждый автомобиль) порядка 800 метров. В сутки это составит примерно 50 тыс. машинокилометров с соответствующим дополнительным загрязнением окружающей среды шумом, пылью и выхлопными газами. И никаким "закапыванием" транспортного потока эти факторы не убрать.

Вместо одной двухуровневой транспортной развязки возникают три. Дополнительные - на пересечении Апрельской улицы с проспектом Металлистов и проспектов Пискаревского с Металлистов (причем последняя - в трех уровнях). Полностью разрушается участок Апрельской улицы за счет строительства открытым способом тоннеля до проспекта Металлистов. При этом будет вырублен бульвар из четырех рядов вязов.

Участки строительства тоннеля мелкого заложения по Апрельской улице и развязок на проспекте Металлистов попадают в зону напорных подземных вод так называемого Полюстровского горизонта (у парка 50-летия Октября). Это неминуемо приведет к усложнению и удорожанию строительства, а также опасности возникновения непредвиденных ситуаций при производстве работ.

Принятая в проекте конфигурация транспортной развязки на Апрельской улице с проспектом Металлистов нарушает маршрутную сеть общественного транспорта: "забытыми" оказались необходимые повороты, сквозное наземное движение и остановки. Да и развязка в парке 50-летия Октября нарушает доступ жителей в этот парк. Вообще данный узел решен крайне непрофессионально, с низкими параметрами движения даже для принятых проектировщиками основных направлений. Он не обеспечивает ни требуемых скоростей, ни пропускной способности (в качестве курсового проекта студента-строителя он, пожалуй, не получил бы и тройки).

В проекте заложено опасное приближение (на 4 - 5 метров!) элементов тоннельной и эстакадной развязок к фундаментам и окнам существующих жилых домов: к дому номер 82 по проспекту Металлистов (девятиэтажный, семисекционный) и к дому номер 21 по Пискаревскому проспекту (12-этажный, точечный).

Более того, в проекте нарушены технические условия по величине радиусов поворота в тоннельных рампах на проспекте Металлистов, установленные центром "Тоннели и метрополитены" для Орловского тоннеля.

Короче говоря, такое планировочное решение проекта ПСО "Система ГАЛС" по правобережной части Орловского тоннеля можно охарактеризовать как градостроительный абсурд, большую ошибку, казус. Тем не менее, несмотря на свои "качества", проект ПСО "Система ГАЛС" прошел некоторые согласования, представлен на общественные слушания и передан в "Росстрой" на экспертизу.

Новое платье короля

На общественном обсуждении в Красногвардейском районе, состоявшемся 12 сентября, этот проект встретил у собравшейся тысячи жителей стойкое неприятие. Простой народ сразу почувствовал принципиальный дефект этой работы. "Такой тоннель нам не нужен!" - скандировали собравшиеся. И их можно понять: ведь людям здесь жить, причем не в одном поколении. Однако проектировщики совершенно не были смущены. Похоже, что они надеются "продавить" свою линию (одними лишь им известными административными способами), и даже слова губернатора о необходимости серьезной корректировки проекта для них не указ.

Мне как специалисту, многие годы проработавшему в сфере градостроительства, принимавшему участие в разработке двух последних генеральных планов нашего города, сразу видны недостатки проекта. В то же время я понимаю важность для города данного объекта.

Поэтому (в порядке личной инициативы) мною разработаны предложения по усовершенствованию проекта ПСО "Система ГАЛС", которые позволят исправить фундаментальные планировочные просчеты в правобережной зоне, сократить стоимость строительства, а значит, и срок окупаемости. Эти предложения были мною озвучены на общественном обсуждении, направлены главе администрации Красногвардейского района и губернатору.

Есть у Ханса Кристиана Андерсена сказка-анекдот "Новое платье короля", в которой хитрые портные, растратив средства, смогли убедить короля и приближенных, что изготовленный ими "наряд" просто замечателен. И окружающие также поддались наваждению, их наглому "пиару". И только один маленький мальчик из народа откровенно воскликнул: "А ведь король-то голый!". Тогда и другие горожане это вдруг увидели.

Увы, так быстро очевидное открывается только в сказке. В других областях (в том числе в градостроительстве) прозрение наступает не сразу. Но будем надеяться, что истина все же откроется всем. И лучше бы, чтобы это произошло поскорее. Ведь гораздо легче исправить ошибки, пока они только на бумаге.

Алексей Ефремов, главный специалист Проектного института градостроительства

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: