79
Оставить комментарий Распечатать

Новые документы для бухгалтера. ~ выпуск от 21.07.2006

Размер шрифта:
В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

1. Счет-фактуру можно оформлять

на нескольких листах

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-04-09/11

Комментарий:

Организации иногда приходится

оформлять счет-фактуру на большое количество

реализованных товаров (работ или услуг).

Возникает вопрос: как быть, если на одном листе

счета-фактуры все строки не умещаются? Если

составлять счет-фактуру на нескольких листах,

можно ли на основании этого документа предъявить

НДС к вычету?

Многие налогоплательщики в такой

ситуации испытывают трудности, поскольку ни ст.

169 Налоговый кодекс Статья 169 НК РФ, ни Правила, утв. Постановлением

Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 , не содержат

каких-либо указаний на этот счет. Ответ на эти

вопросы содержится в комментируемом Письме.

Во-первых, Минфин России отмечает, что

п. 2 ст. 169 НК РФ не содержит запрета на выставление

счета-фактуры на нескольких листах: это не

считается нарушением формы счета-фактуры и тем

более не влечет отказа в применении вычета.

Во-вторых, указывается, что руководитель и

главный бухгалтер могут подписывать только

последний лист счета-фактуры (а не заверять

каждый в отдельности), но при условии, что в

документе стоит сплошная нумерация.

Это первое официальное разъяснение

Минфина России по данному вопросу. Рекомендации

финансового ведомства полезны для

налогоплательщиков в связи с тем, что на практике

налоговые органы требовали проставлять подписи

руководителя и главного бухгалтера на всех

страницах счета-фактуры и суды их в этом

поддерживали (см. Постановление Федерального

арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2006

N А29-7412/2005а).

Применение документа (выводы):

При большом количестве наименований

реализованных товаров (работ, услуг) счет-фактура

может составляться на нескольких листах. При

этом подписи руководителя и главного бухгалтера

могут стоять только на последнем листе

счета-фактуры, но документ должен иметь сплошную

нумерацию.

НДС по такому счету-фактуре можно

принять к вычету.

 

2. Указывать в справке 2-НДФЛ сведения

о перечисленных суммах налога больше

не нужно

Название документа:

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ

от 22.06.2006 N 4221/06

Комментарий:

ФНС России Приказом от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@

утвердила новую форму справки о доходах

физического лица 2-НДФЛ. Раздел 6 данной справки

предусматривал представление налоговым агентом

сведений о перечисленных суммах налога в бюджет

с указанием кода ОКАТО и КБК. Комментируемым

Решением данный раздел признан недействующим.

При вынесении решения суд руководствовался

следующим.

Согласно п. 3 ст. 230 Налоговый кодекс Статья 230 НК РФ

налоговые агенты выдают физическим лицам

справки о полученных доходах и удержанных суммах

налога, но указывать в этих справках сведения о

перечислении этих сумм в бюджет они не должны.

Обязанность налогового агента указывать в

справке 2-НДФЛ данные сведения не предусмотрена и

пп. 3 и 4 п. 3 ст. 24 Налоговый кодекс Статья 24 НК РФ, которые

устанавливают, что налоговый агент должен вести

учет выплаченных налогоплательщикам доходов,

удержанных и перечисленных налогов, в том числе

персонально по каждому налогоплательщику, и

представлять документы, необходимые для

осуществления контроля, в налоговые органы.

Исходя из этого, Высший Арбитражный

Суд РФ сделал вывод о том, что положение разд. 6

справки 2-НДФЛ налагает на него дополнительные

обязанности, не предусмотренные Налоговым

кодексом. В связи с этим положение,

предписывающее налоговому агенту подавать

сведения о перечисленных суммах налога, не

соответствует п. 3 ст. 230 НК РФ и не подлежит

применению. В соответствии с п. 4 ст. 195 Арбитражный процессуальный кодекс Статья 195 АПК

РФ решение об оспаривании нормативного акта

вступает в силу в день его принятия и не может

быть обжаловано, если принято Высшим Арбитражным

Судом РФ (п. 7 ст. 195 АПК РФ). В связи с этим в

справках 2-НДФЛ, выданных после 22.06.2006, заполнять

разд. 6 и указывать перечисленные за

налогоплательщика суммы налога, в том числе код

ОКАТО и КБК, не надо.

Одновременно Высший Арбитражный Суд

РФ указал, что налоговые агенты, которые до

вступления в силу Приказа ФНС России от 25.11.2005 N

САЭ-3-04-616/@ выдали физическим лицам справку о

доходах за 2005 г. по старой форме, не должны

выдавать такую справку повторно. Действия

налоговых органов, не принимающих справки о

доходах физических лиц за 2005 г. по форме,

действующей в 2005 г., неправомерны.

Применение документа (выводы):

Указывать при заполнении справки

2-НДФЛ перечисленные за налогоплательщика суммы

налога, в том числе код ОКАТО и КБК, больше не

надо.

 

3. Расходы на сертификацию системы

менеджмента

качества можно признавать для целей

налогообложения

Название документа:

Письмо ФНС России от 27.06.2006 N 02-1-08/123@

"О порядке применения отдельных положений

главы 25 Налогового кодекса Российской

Федерации"

Комментарий:

Федеральная налоговая служба признала

возможным учитывать в качестве расходов затраты

организации на сертификацию системы менеджмента

качества. В анализируемом Письме говорится, что

данные расходы учитываются, если они произведены

в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N

184-ФЗ "О техническом регулировании" и

отвечают требованиям ст. 252 Налоговый кодекс Статья 252 НК РФ (то есть

экономически обоснованы и документально

подтверждены).

Эти разъяснения налоговых органов

будут полезны организациям, потому что ранее

подход к возможности признания расходов на

сертификацию системы менеджмента качества был

иным. В Письме Минфина России от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/11

отмечалось следующее: согласно пп. 2 п. 1 ст.

264 НК РФ в качестве расходов могут признаваться

затраты на сертификацию продукции и услуг.

Система менеджмента качества не является

продукцией или услугой организации, поэтому

расходы на ее сертификацию для целей

налогообложения прибыли учитываться не могут.

Организациям и ранее удавалось

отстоять свое право на признание этих расходов,

но в судебном порядке (см. Постановление

Федерального арбитражного суда Уральского

округа от 19.01.2006 N Ф09-6174/05-С7).

Применение документа (выводы):

Организации могут признавать в

качестве расходов затраты, произведенные на

сертификацию системы менеджмента качества.

 

Новое в судебной практике

1. Если согласно налоговому

законодательству выплаты работникам можно

признать как расходы по налогу на прибыль,

налогоплательщик должен начислить на эти

выплаты ЕСН

(Постановление Федерального

арбитражного суда Северо-Западного округа от

23.06.2006 N А66-11110/2005 )

Налогоплательщик выплачивал

работникам вознаграждение по итогам работы за

год из чистой прибыли и, руководствуясь п. 3 ст. 236

НК РФ, не включал данные суммы в налоговую базу по

ЕСН. Суд указал, что выплаты работникам можно

отнести к расходам на оплату труда в

соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ, а значит, они

должны быть включены в налоговую базу по ЕСН.

Налоговый кодекс, а именно п. 3 ст. 236 НК РФ, не

предоставляет налогоплательщику права выбора,

по какому налогу (ЕСН или налогу на прибыль) можно

уменьшать налоговую базу. Поэтому

налогоплательщик должен включать в налоговую

базу по ЕСН выплаты в пользу работников, если в

соответствии с Налоговым кодексом РФ их можно

отнести к расходам по налогу на прибыль.

Аналогичное мнение было высказано в

Информационном письме Высшего Арбитражного Суда

РФ от 14.03.2006 N 106 и в принятых после его выхода

постановлениях федеральных арбитражных судов

(см. Постановление Федерального арбитражного

суда Волго-Вятского округа от 13.06.2006 N

А43-32358/2005-31-1045, Постановление Федерального

арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от

03.05.2006 N А19-20131/05-52-Ф02-1915/06-С1, Постановление

Федерального арбитражного суда Северо-Западного

округа от 27.04.2006 N А05-9929/2005-11), а также

Постановления Федерального арбитражного суда

Центрального округа от 14.10.2004 N А23-1185/04А-18-93 и от

20.10.2004 N А09-5073/04-29.

Противоположное мнение часто

встречалось в судебной практике до выхода

Информационного письма Высшего Арбитражного

Суда РФ от 14.03.2006 N 106. Суды признавали, что если

выплаты фактически не были отнесены к расходам,

то налогоплательщик имеет право не включать их в

налоговую базу по ЕСН (см. Постановление

Федерального арбитражного суда Северо-Западного

округа от 15.10.2004 N А56-44477/03, Постановление

Федерального арбитражного суда

Западно-Сибирского округа от 12.07.2005 N

Ф04-4541/2005(12860-А27-23), Постановление Федерального

арбитражного суда Уральского округа от 06.12.2005 N

Ф09-5435/05-С2, Постановление Федерального

арбитражного суда Московского округа от 09.03.2006 N

КА-А40/1108-06).

2. Нарушение порядка ведения книги

покупок не является основанием отказа в вычете

НДС

(Постановление Федерального

арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от

01.06.2006 N А19-5073/06-50-Ф02-2644/06-С1)

Налоговый орган отказал в возмещении

НДС в связи с тем, что налогоплательщик неверно

указал в книге покупок дату и номер

счета-фактуры, на основании которого заявлен

вычет. Но при этом было установлено, что

счет-фактура оплачен, суммы налога, указанные в

платежном поручении, счете-фактуре и

соответствующей строке книги покупок, совпадают.

Исходя из этого, суд решил, что налогоплательщик

правомерно предъявил НДС к возмещению,

допущенная опечатка этому не препятствует.

Позиция о том, что нарушение порядка

ведения книги покупок не является основанием для

отказа налогоплательщику в возмещении НДС,

выражена также в Постановлении Федерального

арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2005 N

А55-10634/04-29, Постановлении Федерального

арбитражного суда Московского округа от 18.02.2004 N

КА-А40/693-04, Постановлении Федерального

арбитражного суда Северо-Западного округа от

05.02.2004 N А26-1194/03-21.

3. В счете-фактуре должен быть указан

юридический адрес покупателя

(Постановление Федерального

арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от

31.05.2006 N А19-1357/06-18-Ф02-2530/06-С1)

В счете-фактуре, на основании которого

налогоплательщик применил вычет НДС, был указан

адрес, не совпадающий с адресом в ЕГРЮЛ.

Налоговый орган отказал в применении налогового

вычета на том основании, что счет-фактура не

соответствует п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, а именно

содержит недостоверные сведения об адресе

покупателя. Суд согласился с этим решением,

указав, что в соответствии с Правилами, утв.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в

счете-фактуре должно быть указано

местонахождение покупателя в соответствии с

учредительными документами. Налогоплательщик же

представил счет-фактуру, адрес покупателя в

котором не соответствует юридическому.

Как правило, суды считают, что в

счетах-фактурах должен быть указан именно

юридический адрес, даже если налогоплательщик по

нему не находится (см. Постановление

Федерального арбитражного суда

Дальневосточного округа от 14.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2788,

Постановление Федерального арбитражного суда

Московского округа от 01.08.2005 N КА-А41/7121-05,

Постановления Федерального арбитражного суда

Восточно-Сибирского округа от 20.02.2006 N

А19-14550/05-20-Ф02-311/06-С1 и от 11.05.2006 N А19-19438/05-20-Ф02-2224/06-С1,

Постановление Федерального арбитражного суда

Северо-Западного округа от 25.05.2006 N А26-11137/2005-217).

Некоторые суды указывают, что

законодательство не содержит требований о том,

какой именно адрес необходимо указывать в

счете-фактуре - фактический или указанный в

учредительных документах. Поэтому суды признают

достоверными сведения как о фактическом адресе

(см. Постановление Федерального арбитражного

суда Уральского округа от 22.11.2005 N Ф09-5238/05-С2,

Постановление Федерального арбитражного суда

Московского округа от 19.05.2006 N КА-А41/4023-06), так и о

юридическом (см. Постановления Федерального

арбитражного суда Северо-Западного округа от

15.05.2006 N А56-50814/2005, от 19.05.2006 N А56-28683/2005 и от 13.06.2006 N

А56-32528/2005).

4. Отсутствие результатов проверки

поставщиков экспортера "второго звена" не

служит основанием отказа в возмещении НДС

(Постановление Федерального

арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2006 N

А14-23883-2005968/10)

Налоговый орган произвел встречные

проверки поставщиков экспортера, в ходе которых

установил, что не доказана уплата НДС в бюджет

одной из организаций (так называемый поставщик

"второго звена"), у которой приобретал товар

непосредственный поставщик экспортера. На этом

основании налогоплательщику было отказано в

возмещении НДС.

Суд не согласился с мнением налоговых

органов, указав, что отсутствие доказательств

уплаты налога поставщиком "второго звена"

не может служить основанием для отказа

экспортеру в возмещении НДС.

Мнение о том, что отсутствие

результатов встречных проверок поставщиков

"второго звена" не лишает экспортера

возмещения, высказано также в Постановлении

Федерального арбитражного суда Центрального

округа от 12.04.2006 N А14-21496-2005/895/25, Постановлениях

Федерального арбитражного суда Московского

округа от 13.10.2005 N КА-А40/10056-05 и от 16.05.2006 N КА-А40/4276-06,

Постановлении Федерального арбитражного суда

Поволжского округа от 22.01.2004 N А55-8838/03-34,

Постановлении Федерального арбитражного суда

Северо-Западного округа от 30.03.2006 N А56-19975/2005,

Постановлениях Федерального арбитражного суда

Северо-Кавказского округа от 22.02.2006 N Ф08-356/2006-168А и

от 09.08.2005 N Ф08-3558/2005-1439А.

В то же время встречаются отдельные

решения, в которых, наряду с другими

обстоятельствами, отсутствие данных о месте

нахождения большинства поставщиков "второго

звена" послужило основанием для отказа в

возмещении НДС (см. Постановление Федерального

арбитражного суда Уральского округа от 15.02.2006 N

Ф09-1541/05-АК).

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

 

 

Обзор подготовлен для системы

КонсультантПлюс и предоставлен ООО "КАДИС" -

информационным центром Сети КонсультантПлюс в

Санкт-Петербурге".

Документы, представленные в обзоре,

включены в систему КонсультантПлюс.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай