101
Оставить комментарий Распечатать

Саморегулируемые организации и их возрождение в российском бизнес-сообществе

Размер шрифта:
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 348631-3 "О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.10.2003) 19029

Какой руководитель региона не мечтает видеть порученную ему вотчину экономически успешной и социально благополучной? Инновационное развитие экономики, модернизация производства, устойчивый энергетический комплекс — все это входит в пакет так называемых национальных проектов России. Неоднократно с самых высоких трибун декларировался принцип региональных свобод, передача ряда полномочий от федерального центра к властям на местах. Любая политическая воля, направленная на развитие региона — движение поступательное, системное видение происходящих процессов, умение мыслить перспективно, видеть позитивный исторический опыт. Взаимовыгодное сотрудничество государства в лице региональной власти и частного бизнеса — одна из составляющих устойчивого развития местных экономик.

Сегодня российский рынок находится в ожидании принятия Государственной думой РФ закона о некоммерческих, саморегулируемых организациях (СРО) Имеющийся положительный опыт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих дал повод внедрения саморегулирования в таких направлениях развития бизнеса, как аудиторская, оценочная, рекламная деятельность, туризм, строительство и другие. Сегодня идут дискуссии о необходимости принятия единого федерального закона о саморегулируемых организациях, которые снимут с государства и возложат на себя ответственность по стандартизации и нормированию отдельных сфер деятельности. Частный российский бизнес уже давно проявляет себя как субъект международной деятельности, и поэтому его взаимоотношения с государством очень быстро меняются и строятся по-новому.

И здесь очевидны два субъекта взаимоотношений. С одной стороны выступает государство, а с другой — бизнес. И они между собой неразрывно связаны: государство просто обязано создавать максимально благоприятные условия для процветания бизнеса, и установления внешнеэкономических отношений, что поможет зарубежным партнерам и инвесторам создать благоприятное мнение и положительный инвестиционный климат российскому бизнес-сообществу.

В истории Российского государства мы наблюдали существование организаций, аналогичных саморегулируемым, еще более 140 лет назад, в области адвокатуры. Также дальним родственником нынешних СРО является созданная в 1870 году Московская биржа, целью которой являлась защита интересов биржевого сообщества перед государством и общественностью.

На данном этапе развития российского бизнес-сообщества, возрождение саморегулирования создаст условия взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства. Ведь саморегулируемые организации смогут на равных вести диалог с властью и отстаивать перед ним права и интересы своих членов.

СРО — это организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров и услуг, которые связаны, с одной стороны, с бизнесом, с другой — с выполнением публичных функций, требующих государственного контроля. СРО берут на себя обязательства внутри своей ассоциативно созданной группы предпринимательств отвечать за соблюдение ими определенных правил и стандартов, разрабатываемых самой СРО, прогрессирующих с течением времени, а так же за соблюдение законодательства РФ и норм профессиональной этики. Кроме того, СРО будут представлять интересы своих профессиональных управляющих в правительстве и СМИ. Можно сказать, что саморегулирование — это механизм передачи ответственности бизнесу.

Пока еще нет определенного ответа на вопрос: будут ли принципы функционирования СРО едиными для всех отраслей или же сформированы для каждой отрасли в отдельности. Если правительство все-таки остановится на втором варианте, то неоспоримой привилегией саморегулируемых организаций будет являться то, что они станут непосредственными участниками данного рынка, и будут знать его досконально, «изнутри» в отличие от государства, которое проводит регулирование извне, зачастую не вникая в технологические и технические тонкости предприятий и с большими издержками. СРО же, лоббируя интересы своих участников в тарифообразовании и техническом регулировании, берут на себя ответственность перед государством и обществом обеспечить достойную и честную конкуренцию в своей сфере рынка, полностью исключив возможность махинаций и выпуска недоброкачественных товаров и услуг всеми предприятиями, входящих в состав данной СРО. Отсюда и более высокие требования саморегулируемой организации к своим участникам.

Благоприятной почвой для развития саморегулируемых организаций может стать энергетическая отрасль. В РАО «ЕЭС России» предполагается разработка концепции саморегулирования в электроэнергетике. Реформирование электроэнергетики дало стимулы инвестиционной привлекательности, как в большой, так и в малой энергетике, развитию предпринимательства на региональном уровне. Созданы межрегиональные генерирующие (ТГК) и сетевые (МРСК) компании с подчинением последних Федеральной сетевой компании. Монополия АО-энерго разрушена, открыты возможности привлечения частных инвесторов и развития предпринимательской деятельности. И на этом фоне напрашивается решение создания региональных саморегулируемых организаций в электроэнергетике, как консолидирующего органа с набором различных функций, в том числе и переданных государством. Прежде всего речь идет о формировании тарифной политики в регионе и лоббировании интересов участников в исполнительных органах, участии в техническом регулировании, формирование

энергетических балансов, сертификации энергетического оборудования, обучение и аттестация персонала, создании третейского суда, страховании рисков и т.д. Одной из важнейших функций саморегулируемой организации может стать разработка мероприятий по благополучному прохождению осенне-зимнего максимума в регионе.

С расширением круга субъектов розничного рынка электрической и тепловой энергии задачей саморегулирующихся организаций становится создание добросовестной конкуренции. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2004 году было рассмотрено 1368 заявлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынках электрической и тепловой энергии.

Развитие саморегулирующихся организаций и передача части профильных отраслевых функций бизнес-сообществу — вопрос времени и конструктивной позиции со стороны Региональных энергетических комиссий, Федеральной службы по тарифам РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, должны задать нужную скорость на верном пути.

Никита Яхненко, Юлия Яковлева

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай