Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» вступает в силу с 1 июля 2006 года.
Новый закон в целом учитывает практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за десятилетие применения действующей редакции Закона о рекламе.
Вместе с тем, по ряду вопросов, вновь принятый Федеральный закон устанавливает новые правила или существенно изменяет действующие в настоящее время требования, предъявляемые к рекламе.
Целью данной статьи являются анализ и общая характеристика наиболее существенных изменений, которые предусмотрены Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон или Закон о рекламе), в отличие от действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере рекламы.
Изменилось определение рекламы и уточнен круг информации, которая не является рекламой.
Закон вводит новое определение рекламы.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях отграничения рекламы от иной информации Закон устанавливает, что не является рекламой:
информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Изменены некоторые существовавшие ранее определения терминов, используемых законодательством о рекламе, а также сформулированы определения новых терминов.
Уточнены термины рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспростанителя, потребителей рекламы, ранее использовавшиеся в законодательстве о рекламе.
Появились определения новых терминов:
объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (статья 3).
В целях предупреждения распространения завуалированной рекламы товаров, ограниченных к рекламированию, в Законе появились следующие положения.
Специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом установлены специальные требования и ограничения (часть 4 статьи 2 Закона).
Недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (часть 2 статьи 5).
Появились дополнительные общие требования к рекламе.
В рекламе не допускается:
указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (часть 5 статьи 5 Закона).
В качестве недобросовестной рассматривается реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Данное положение позволит существенно ограничить недобросовестные способы продвижения товаров.
Отменено требование о сообщении в рекламе товаров, что товар подлежит обязательной сертификации, а также требование об указании номера лицензии и органа, ее выдавшего, в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.
Закон устанавливает запрет на рекламу товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (пункт 6 статьи 7 Закона).
Кроме того, не допускается реклама деятельности, реализация которой требует получения лицензии или иного специального разрешения, в случае отсутствия такого разрешения (пункт 7 статьи 7 Закона).
Ответственность за нарушение данного требования возложена и на рекламодателя, и на рекламораспространителя (части 6 и 7 статьи 38 Закона).
Рекламораспространитель перед распространением рекламы вправе затребовать у рекламодателя сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. Рекламодатель обязан предоставить такие сведения (статья 13 Закона).
Изменены нормы, направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе.
Исключено положение о том, что использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных, не допускается.
Запрет на использование образов несовершеннолетних предусмотрен в рекламе алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, азартных игр и пари, оружия и продукции военного назначения (статьи 21–23, 26–27 Закона).
Кроме того, предусматривается, что реклама алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, оружия, продукции военного назначения, основанных на риске игр и пари не может обращаться к несовершеннолетним.
Предусмотрена возможность распространения рекламы в детских радио- и телепередачах непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи (часть 7 статьи 14, часть 6 статьи 15 Закона). При этом продолжительность рекламы в детских передачах зависит от продолжительности самой передачи.
Появились требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи.
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанные требования, призваны повысить эффективность защиты прав потребителей рекламы в случаях приобретения некачественного товара посредством дистанционной торговли.
Установлены требования к рекламе, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий.
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Изменились требования к порядку размещения рекламы в телепрограммах.
Объем рекламы в телепрограммах не может превышать 20% времени вещания в течение часа с 1 июля 2006 года, а с 1 января 2008 года — 15% времени вещания в течение часа.
При прерывании рекламой художественных фильмов и иных передач, за исключением детских передач, для которых установлен особый порядок прерывания, и трансляции спортивных соревнований, продолжительность рекламного блока не должна превышать 4 минут.
При этом Закон не регламентирует количество прерываний таких передач рекламой (должны соблюдаться объемы рекламы в течении часа вещания и максимальная продолжительность рекламного блока). Продолжительность рекламных блоков между передачами Законом также не определяется.
Особый порядок устанавливается для размещения в телепрограммах спонсорской рекламы, которая может размещаться непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи. При этом спонсорская реклама учитывается в общем объеме рекламы, размещенной в телепрограмме.
Спортивные соревнования могут прерываться рекламой только в перерывах в ходе соревнования или во время остановок.
Вводится запрет на распространение рекламы в дни траура, объявленные на территории Российской Федерации.
Закон также указывает, что ограничения установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на:
рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;
рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
Конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций.
Установка рекламной конструкции осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления, выдаваемого собственнику недвижимого имущества или владельцу рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления в двухмесячный срок со дня приема необходимых документов. Срок действия разрешения — 5 лет.
Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято органом местного самоуправления исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Разрешение может быть аннулировано органом местного самоуправления или признанно незаконным в судебном порядке по иску органов, осуществляющих контроль за установкой рекламных конструкций (органов местного самоуправления, органов, осуществляющих контроль за соблюдением технических регламентов, органов, осуществляющих контроль за безопасностью движения транспорта).
В случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем наружной рекламы законодательства о рекламе, разрешение может быть аннулировано в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Орган местного самоуправления может аннулировать разрешение на установку рекламной конструкции в случаях, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, а также если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена.
Конструкция, установленная без разрешения, подлежит демонтажу по предписанию органа местного самоуправления. При неисполнении предписания, демонтаж рекламной конструкции осуществляется на основании решения суда.
Разрешение на установку рекламной конструкции не требуются на рекламу размещаемую в витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках.
Изменились требования, предъявляемые к рекламе на транспорте.
Установлен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (запрет вступает в силу с 1 января 2007 года).
Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенных для перевозки опасных грузов.
При этом размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.
Появились новые требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
Распространение рекламы по сетям электросвязи (в т.ч. телефонной, факсимильной) допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
Изменены некоторые ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.
Закон предусматривает равные ограничения на рекламу алкогольной продукции, независимо от процентного содержания в ней этилового спирта.
Не допускается распространение рекламы алкогольной продукции в радио- и телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, в наружной рекламе, на всех видах транспортных средств общего пользования, а также на территории и в непосредственной близости от социально-важных объектов (детских, образовательных, медицинских, спортивных и др.).
Вместе с тем, такая реклама допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней страниц газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов. В печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, такая реклама не допускается.
Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.
Требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламе основанных на риске игр и пари в целом сохранены без существенных изменений.
В отношении рекламы пива исключен запрет на оформление рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.
При этом запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных конкретизирован указанием на то, что такие образы не допускается использовать и в случаях, когда они выполнены с помощью мультипликации (анимации).
Определен порядок проведения рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Так, проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, не допускается в местах, где запрещена розничная продажа пива. При этом к таким мероприятиям нельзя привлекать несовершеннолетних.
Что касается рекламы игр и пари, то Закон несколько изменяет терминологию объекта рекламирования, подвергающегося ограничениям. В отличие от действующего Закона, устанавливающего требования к рекламе «азартных игр и пари», новый Закон о рекламе устанавливает требования к рекламе «основанных на риске игр и пари».
Ограничения по способам распространения рекламы основанных на риске игр и пари не распространяются на рекламу лотерей. При этом требования к содержанию рекламы основанных на риске игр и пари в полной мере распространяются на рекламу лотерей.
Вводится новое требование о сообщении в рекламе основанных на риске игр и пари указания на сроки проведения игр (пари), а также на источник информации об организаторе игры (пари), о правилах их проведения, призовом фонде, количестве призов и выигрышей, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
Ужесточены требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий.
Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий, распространены также на рекламу курительных принадлежностей (трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и др.).
Дополнительно предусмотрен запрет рекламы табака в наружной рекламе и на всех видах транспортных средств общего пользования. В отношении наружной рекламы запрет вступает в силу с 1 января 2007 года.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.
Определены требования к содержанию рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг.
Закон разграничивает требования к рекламе лекарственных средств, в зависимости от круга лиц, на который такая реклама направлена: неограниченный круг потребителей или фармацевтические и медицинские работники (специалисты).
Реклама лекарственных средств, направленная на неопределенный круг потребителей, не должна:
обращаться к несовершеннолетним;
содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством, товара;
содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Сообщение в такой рекламе о свойствах и характеристиках лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В целях снижения случаев самолечения граждан, в рекламе лекарственных средств, предназначенной для неопределенного круга потребителей, не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников. При этом данное требование не распространяется на рекламу медицинских услуг.
Реклама лекарственных средств отпускаемых по рецепту врача, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которой требуется специальная подготовка, не допускается для неопределенного круга потребителей. Такая реклама может распространяться только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Впервые Законом установлены требования к рекламе биологически активных добавок.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами;
содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Для исключения возможных злоупотреблений доверием потребителей, а также создания у них искаженного представления об объекте рекламирования, в рекламе биологически активных добавок не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников.
Уточнены и значительно конкретизированы требования к рекламе финансовых услуг.
Реклама финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги.
Требование об обязательном указании в рекламе финансовых услуг всех условий договора, если в рекламе сообщается о таких условиях, в новом Законе изменено на требование о том, что реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Предусмотрены дополнительные требования к рекламе услуг по предоставлению кредита. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Установлены требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами. Она должна содержать источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом, а также сведения о месте, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами. Установлены также требования к содержанию такой рекламы.
Определяются требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства жилья, и рекламе жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Установлены требования к рекламе ценных бумаг.
Включены новые требования к рекламе услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением.
Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:
выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры; утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества;
осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;
упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом.
В случае если рекламодатель является посредником при заключении договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, реклама услуг по заключению таких договоров должна содержать указание на то, что плательщиком ренты по таким договорам будет другое лицо.
Произошли изменения в составе полномочий антимонопольного органа по контролю законодательства о рекламе.
Сохранены полномочия антимонопольного органа:
выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменен порядок осуществления контррекламы.
Антимонопольный орган вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае установления факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания. Суд определяет форму, место и сроки такого опровержения.
Предоставлены новые полномочия:
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе;
выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Определены общие подходы к порядку принятия решений и выдачи предписаний по делам, связанным с нарушением законодательства о рекламе.
В частности, предусмотрено, что предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Оно подлежит исполнению в срок, который указан в предписании, но не менее чем пять дней со дня получения предписания. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.
Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе. Оно подлежит исполнению в срок, который указан в предписании, но не менее чем месяц.
Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде в течение трех месяцев со дня их принятия. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает их исполнения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.
Конкретизирована ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.
В части 6 и 7 статьи 38 Закона указаны нормы, за нарушение которых ответственность несет рекламодатель, а также нормы, за нарушение которых ответственность несет рекламораспространитель.
Некоторые нарушения предполагают одновременную ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя. Так, например, за распространение рекламы товаров, запрещенных к рекламированию (статья 7 Закона), за отсутствие в рекламе алкоголя или табака предупреждения о вреде их употребления (курения) и в некоторых других случаях, к ответственности привлекаются как рекламодатели, допустившие такое нарушение, так и рекламораспространители.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.3 и выражается в наложении штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 19.5 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Статья 19.5 неисполнение предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Закон определяет порядок применения иных федеральных законов и нормативных правовых актов, которые не соответствуют вновь принятому Закону.
Закон предусматривает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с Законом о рекламе указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части не противоречащей Закону о рекламе.
Одновременно ведется работа по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О рекламе», который должен исключить требования, предъявляемые к рекламе, из других федеральных законов и привести их в соответствие с Федеральным законом «О рекламе», а также работа по приведению в соответствие с Законом о рекламе указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти.
Сергей Пузыревский, заместитель начальника Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы, к.ю. н.