50
Оставить комментарий Распечатать

Региональная конкуренция

Размер шрифта:
Российские регионы находятся в ожидании вступления России в ВТО. Непременным условием выживания региональных экономик в условиях рынка служит их конкурентоспособность.

Во всем - от приведения местного законодательства к нормам, понятным инвесторам, до налаживания плодотворного сотрудничества с предпринимателями, объединенными в ТПП. Как понимают конкурентоспособность исполнительные власти регионов РФ корреспондент журнала "Конкуренция и рынок" решил узнать у Игоря Артемьева, руководителя ФАС России.

— Деятельность ФАС России по адвокатированию конкуренции за последние 15 лет стала заметна и к ней даже привыкли. Как что случится, сплошь и рядом слышно: «А где мнение ФАС по этому вопросу?» Тому подтверждение страсти: то соляной ажиотаж, то распределение участков под строительство, то... Конкурентная среда требует создания условий для своего возникновения и поддержки. Игорь Юрьевич, насколько, на Ваш взгляд, разнятся субъекты РФ по состоянию конкурентной среды?

— В настоящее время ФАС пытается провести оценку состояния конкурентной среды как в целом по России, так и региональном разрезе. Благодаря нашему взаимодействию с Росстатом, мы уже получили важную информацию в целом по стране. Росстат провел опрос руководителей промышленных предприятий России, в котором они должны были ответить на следующие вопросы: удовлетворены ли они состоянием конкуренции, как оценивают деятельность антимонопольного органа по развитию конкуренции и пресечению нарушений на рынке, как они оценивают уровень недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы и т.д. Сейчас мы ждем информации по каждому региону, чтобы получить более точную и подробную картину. Такие отчеты мы будем получать регулярно. Это хорошее подспорье в нашей работе.

Приведу некоторые цифры из отчета: в 2005 г. только 8% опрошенных руководителей крупных и средних предприятий отметили снижение антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления; среди предприятий малого бизнеса эта цифра еще меньше — только 4% из них почувствовали снижение административных барьеров. По мнению представителей крупного и среднего бизнеса, уровень недобросовестной конкуренции в прошлом году снизился на 13% по сравнению с 2004 годом, а среди предприятий малого бизнеса эту тенденцию отмечают только 11% опрошенных.

Наконец, по мнению директоров крупных и средних предприятий, состояние конкурентной среды в 2005 г. улучшилось на 19%, по мнению руководителей малых предприятий — на 20%. Так что нам есть еще над чем работать — сидеть, сложа руки, не получится.

В целом же можно отметить, что ситуация с развитием конкуренции в разных регионах не одинаковая. Это определяется множеством факторов, в том числе историческим размещением производства, политикой региональных властей и т.д. Москва, например, является безусловным лидером по числу предприятий малого бизнеса — возможно, это связано с большим рынком сбыта. Но удержать лидерство столице удается далеко не во всем. В национальных республиках, как правило, ситуация с конкуренцией оставляет желать лучшего. Неплохая ситуация в Уральском и Северо-Западном федеральных округах, особенно в Ленинградской области.

— Можно ли утверждать, что в дотационных регионах исполнительная власть сдерживает развитие или не справляется с выращиванием конкурентной среды?

— Отчасти да. Есть регионы, например, кавказские республики, где власти не стремятся наращивать конкурентную среду, развивать малый бизнес. Мы заметили следующую тенденцию: дотационность сильно корреспондируется со слабой конкурентной средой. При этом если дотационность не хроническая, когда она идет на убыль или ликвидируется, то и конкуренция этих регионах развивается.

— Антимонопольное законодательство имеет федеральный статус . Однако российские губернаторы повсеместно идут на его нарушение.

А когда УФАС им указывает на административное нарушение, то губернаторы сразу вспоминают указ Президента России от 2 июля 2005 года за №773 и высказывают желание поменять строптивого руководителя УФАС. Адвокатирование конкуренции требует отстаивания норм антимонопольного законодательства. Игорь Юрьевич, какие доводы Вы приводите губернаторам, отстаивая принципиальных руководителей УФАС?

— Для начала отмечу, что этот Указ Президента не относится к тем управлениям ФАС России, которые действуют на территории двух или более субъектов Российской Федерации, например, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и т.д. Что касается всех остальных управлений, то в этом Указе идет речь о «координации» деятельности, а не о руководстве глав субъектов Федерации в отношении федеральных органов исполнительной власти в регионах.

Нужно учитывать особенность полномочий антимонопольных органов — мы можем возбуждать дела против самих органов власти. Это мало кому из чиновников нравится, но это требование закона. Полномочия наши закреплены законодательно, и мы будем их исполнять. Отмечу, что в настоящее время больше половины всех дел ФАС возбуждает именно против чиновников, а не монополистов на рынке. Прискорбно, что главным нарушителем антимонопольного законодательства у нас является само государство.

— Как Вы оцениваете деятельность УФАС и региональных ТПП поподготовке местных производителей к давлению глобального рынка, который обрушится на них при вступлении России в ВТО?

— ФАС, как на уровне центрального аппарата, так и на уровне территориальных органов, заключила соглашения о взаимодействии с Торгово-Промышленной палатой. Мы договорились обмениваться информацией, вместе обсуждать законодательные инициативы, искать пути решения назревших проблем. В прошлом году мы провели несколько совместных семинаров и «круглых столов» на актуальные темы, в том числе и по проблеме монополизации рынка каустической соды, повышения цен на цемент и других наболевших проблем. Сотни часов мы провели вместе, работая над законопроектом «О защите конкуренции» . В целом можно отметить продуктивность нашего взаимодействия.

Что касается давления глобальных рынков, то не так страшен черт, как его малюют. Мы как конкурентное ведомство всячески приветствуем усиление и развитие конкуренции в России. При этом мы понимаем тревогу других ведомств, связанную с опасениями за национального производителя. Не нужно делать из ВТО пугало, нужно отдавать себе отчет, что никто не может лишить нас наших конкурентных преимуществ, таких, как низкие цены на энергоносители или дешевая рабочая сила. Обратите внимание: в банковском секторе существует квота в 25% на присутствие иностранных банков в России. Однако она до сих пор не выбрана. Не так уж сильно западные компании стремятся в Россию, чтобы всех поглотить или скупить. Нужно учитывать, что наши компании, выходя на международный рынок, также получат массу преимуществ.

Сергей Розанов, Ирина Кашунина

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай