362
Оставить комментарий Распечатать

Регламент и стандарты обслуживания налогоплательщиков

Размер шрифта:
Налоговые органы предпринимают серьезные попытки модернизировать свое взаимодействие с налогоплательщиками. Для налогоплательщиков представляет определенный интерес два документа, недавно утвержденных Федеральной налоговой службой России. Эти документы называются Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее – Единый стандарт) и Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее – Регламент).

Единый стандарт и Регламент были утверждены приказами ФНС России от 02.09.05 №САЭ-3-25/422 и №САЭ-3-01/444 соответственно. И хотя эти документы не отличаются особой новизной, очевидно, что они пойдут на пользу налогоплательщикам.

Чуть более года назад приказом МНС РФ от 10.08.04 №САЭ-3-27/468 был утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками. В обновленной версии Регламента имеется ряд изменений, на которые стоит обратить внимание.

Единый стандарт является новым документом, в котором перечислены и систематизированы процедуры и услуги, оказываемые налоговыми органами в строго определенные сроки.

Очевидно, что эти два документа должны принести радость и вдохновить налогоплательщиков, так как они: во-первых, защищают их права, а во-вторых, создают дополнительную нагрузку для налоговых органов.

Стандартизация услуг налоговых органов

В Едином стандарте почти не содержится новых правил, несмотря на довольно внушительный объем этого документа. Большую часть включенных в него норм можно найти в Налоговом кодексе РФ Налоговый кодекс, а также в федеральных законах и инструкциях ФНС России.

В тексте Единого стандарта напротив наименования каждой услуги, оказываемой налоговыми органами, обозначены срок и форма ее представления, а также дана ссылка на документ (кодекс, закон, приказ и т. д.), который этот вопрос регулирует. В этом документе налогоплательщик может найти интересующую его информацию по срокам оказания услуг налоговыми органами: от приема документов для государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей до рассмотрения заявления о возможности применения УСН.

Интересным новшеством, появившимся в Едином стандарте, является ограничение времени ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом. По оптимистическому замыслу авторов Единого стандарта налогоплательщик должен проводить в очереди не более 30 минут, а при так называемых «пиковых» нагрузках – не более одного часа. Следует отметить, что в ряде случаев эти временные рамки соблюдаются уже сейчас. Однако это происходит далеко не везде и не всегда, особенно в периоды сдачи отчетности.

В этом случае обоснованные претензии можно предъявить и налогоплательщикам, которые как по команде приходят в налоговую инспекцию в предпоследний и последний дни сдачи отчетности. В основном это происходит в силу неискоренимой российской привычки все делать в самый последний момент. Хотя причина может быть и глубже: на уровне подсознания налогоплательщик понимает, что чем меньше времени налоговый инспектор затратит на проверку представленных деклараций и иных документах отчетности, тем лучше. Однако такое представление уже отстало от действительности, так как никакой камеральной проверки сотрудники отдела работы с налогоплательщиками не выполняют и никакие суммы налогов, пени и штрафов не могут быть начислены дополнительно при непосредственной сдаче-приемке отчетности. Осуществляется лишь входной контроль представленных деклараций и иных документов отчетности, который, как правило, соответствует интересам налогоплательщика.

О Регламенте организации работы с налогоплательщиками

Структура нового Регламента, по сравнению со структурой прошлогоднего, не поменялась. Однако в содержательную часть Регламента внесен ряд поправок, соответствующих изменениям законодательной базы.

С 1 ноября 2005 года вступает в силу новая редакция Регламента в составе 5 разделов.

В первом разделе раскрыты основные правила приема налогоплательщиков, а также требования к оформлению и техническому оборудованию помещений, предназначенных для их обслуживания (операционных залов). Из него граждане и организации могут узнать, как их должны встретить и что они могут увидеть или услышать, придя в свою налоговую инспекцию.

Второй раздел Регламента посвящен вопросам организации приема и регистрации входящих документов бухгалтерской и налоговой отчетности, писем и запросов, а также выдаче подготовленных справок, свидетельств и уведомлений.

В третьем разделе приведен порядок и особенности сверки расчетов, а также порядок выдачи подготовленных справок о состоянии расчетов и выполнении обязанности по уплате налогов и сборов.

В четвертом разделе рассмотрены вопросы информационного обеспечения. За налоговыми инспекциями по-прежнему закреплена обязанность по информированию налогоплательщиков, в том числе в письменном виде и через средства массовой информации, о действующем налоговом законодательстве, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, порядке заполнения форм налоговой отчетности и тому подобное.

Пятый раздел устанавливает порядок организации работы налоговых инспекторов с налогоплательщиками на территориально отдаленных рабочих местах межрайонных инспекций. Порядок приема и выдачи документов, сверки расчетов будет зависеть от наличия у таких отдаленных филиалов налоговых органов доступа к информационным ресурсам инспекции межрайонного уровня.

Прием налогоплательщиков

В соответствии с Приказом МНС России от 29.10.03 №БГ-3-27/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России» прием налогоплательщиков должен осуществляться ежедневно (естественно за исключением выходных и праздничных дней) в течение всего рабочего времени. Но при этом должен соблюдаться принцип сменности, предполагающий необходимость ограничения времени работы отдельного инспектора по непосредственному приему налогоплательщиков четырьмя часами. То есть налоговый инспектор 4 часа принимает налогоплательщиков, а другие 4 часа рабочего дня работает с документами.

В целях повышения профессионального уровня сотрудников отдела работы с налогоплательщиками в п. 1.1.4. Регламента указано на необходимость их еженедельной учебы в течение двух часов. При этом авторы Регламента серьезно полагают, что такая учеба не должна препятствовать приему налогоплательщиков.

Не забыто также указание на то, что должностные лица упомянутого отдела должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижая их чести и достоинства и при этом формировать позитивное отношение к налоговым органам.

В главе 1 Регламента отмечена также необходимость оборудования информационных стендов, электронной системы управления очередью, световым информационным табло (видеоэкранам с информацией), системы звукового информирования налогоплательщиков. Имеется также рекомендация выделить для посетителей налоговой инспекции компьютер, подключенный к локальной сети инспекции ФНС России.

Прием отчетности

Не секрет, что формы налоговых деклараций подвержены частым изменениям. При этом нередки случаи, что к моменту, когда налогоплательщик сдает декларацию, Минфин РФ уже утвердит ее новую форму.

В прежнем регламенте отмечалось, что сотрудники налоговых органов могут отказать в приеме декларации, если ее форма не соответствует установленной. То есть если инспектор «добрый» он принимал декларацию и по старой форме, а если «злой» (которых обычно большинство) то «неправильная» декларация возвращалась налогоплательщику, которому нередко грозил штраф за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Однако эта ситуация находилась в прямом противоречии с Налоговым кодексом РФ, который запрещает работникам налоговых органов отказывать в приеме налоговых деклараций на каких бы то ни было основаниях (п. 2 ст. 80 НК РФ Налоговый кодекс Статья 80). В этой части имеется положительная (для налогоплательщиков) судебная практика. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 02.08.05 по делу №А05-4592/05-11 суд пришел к выводу, что если в декларации имеются все данные для исчисления и уплаты налога, то штрафовать налогоплательщика за ее непредставление нет оснований.

Согласно новому Регламенту налоговый инспектор не вправе решать, можно ли принять «неправильную» отчетность или нет. Он в любом случае обязан отказать в ее приеме. Но с другой стороны, в новом Регламенте появилось правило, которое поможет плательщикам избежать несправедливых штрафов. Теперь работники налоговых органов обязаны регистрировать любую корреспонденцию. Если же окажется, что декларация составлена не по действующей форме, то налогоплательщику, как и прежде, вышлют уведомление о необходимости представить декларацию по установленной форме.

О порядке работы с корреспонденцией

Представители организаций и индивидуальные предприниматели на собственном опыте убедились, что помимо отчетности в налоговые органы приходится подавать и получать оттуда немалое количество корреспонденции: писем, запросов, заявлений, уведомлений, требований и т. д. Поэтому полезно знать некоторые особенности прохождения этих документов.

Изменения в Регламенте носят, в основном, технический характер. В прежнем Регламенте порядок приема заявлений о переходе на специальные налоговые режимы и порядок приема прочей корреспонденции были прописаны раздельно.

Хотя, по сути, они мало отличались друг от друга. В новом Регламенте эти два порядка объединены.

Если корреспонденция направляется по почте, то она сначала поступает в отдел общего обеспечения, и лишь затем передается в соответствующие отделы инспекции.

Если налогоплательщик принес корреспонденцию лично, то сдавать ее необходимо в отдел работы с налогоплательщиками. При этом сотрудника налоговых органов можно попросить поставить на копии документа штамп с датой и отметкой о его приеме. Следует обратить внимание, что НК РФ обязывает ставить такие отметки только на копиях налоговых деклараций. Однако положения Регламента (п. 2.2.2.) обязывают сотрудников отдела работы с налогоплательщиками ставить отметку о принятии документа и дату его представления в налоговую инспекцию на втором экземпляре заявления налогоплательщика, при условии его обращения с соответствующей просьбой.

После того как отдел работы с налогоплательщиками зарегистрирует документ, его либо передадут в отдел общего обеспечения, либо введут в информационную систему (например, заявление о зачете переплаты по налогам). Если документ предполагает подготовку и представление ответной корреспонденции, то ее направят тем способом, который налогоплательщик укажет в обращении. Например, направить почтой по такому-то адресу. Если же в обращении налогоплательщика будет пожелание получить корреспонденцию лично, то ответ (или готовый документ) направят в отдел работы с налогоплательщиками. Если в течение 7 дней адресат не заберет документ, то его направят по почте. Поэтому в письменных обращениях необходимо указывать свой ИНН и точный почтовый адрес, по которому можно отправить ответ.

Сверка расчетов

В налоговом кодексе предусмотрено только одно основание для сверки расчетов, указанное в п. 3 ст. 78 НК РФ Налоговый кодекс Статья 78. То есть если работники налоговой инспекции обнаружат признаки переплаты, то они могут (обычно без особого энтузиазма) направить налогоплательщику предложение провести сверку.

Однако в Регламент включили дополнительные основания для сверки, а именно: при переводе в другую налоговую инспекцию, при ликвидации (реорганизации) плательщика, а также по инициативе налогоплательщика.

С крупнейшими же плательщиками сверку производят на регулярной основе ежеквартально.

Следует иметь в виду, что обязанность по организации проведения сверки лежит на налоговых органах. Налогоплательщик может принять участие в сверке на добровольной основе, и если он этого не сделает, то никакой ответственности нести не будет. В этом случае налоговая инспекция проведет сверку в одностороннем порядке, составив акт сверки по форме 23-а (краткая). Сам акт будет направлен плательщику по почте.

Если организация или индивидуальный предприниматель решит принять участие в сверке, то акт составляется по форме 23 (полная).

Как правило, сверка расчетов полезна и для самих налогоплательщиков. Опасаться штрафа не следует, так как он возможен только по результатам налоговой проверки (ст. 101 НК РФ Налоговый кодекс Статья 101). Сверка, например, может подтвердить, что недоимка по налогам отражена ошибочно или имеет место переплата по налогам.

Согласно п. 3.1.5. нового Регламента с трех до пяти рабочих дней увеличился срок, отведенный налоговым органам на исправление ошибки, возникшей по их вине. Однако на расчеты с бюджетом это не повлияет, так как в этом случае ее списание вместе с начисленными пенями осуществляется не со дня исправления, а со дня возникновения этой ошибки.

Информационная работа

Налоговые органы этой работе уделяют большое значение, так как предполагается, что хорошо информированный налогоплательщик будет лучше, своевременней и полнее уплачивать в бюджет налоги, сборы и иные платежи.

Еще несколько лет назад это утверждение показалось бы, по меньшей мере, наивным, но практика последних лет подтверждает его справедливость. Например, российская общественность и в том числе так называемые «олигархи», были хорошо проинформированы в средствах массовой информации о незавидной судьбе их коллеги по классу миллиардеров Михаиле Ходорковском, злостно и цинично уклонявшимся от уплаты налогов в бюджет страны. Эта информация дала поразительный результат: после показательной «порки» и всенародного осуждения упомянутого олигарха налоговые поступления от класса мультимиллионеров и миллиардеров резко возросли.

Информирование налогоплательщиков бывает индивидуальное и публичное.

В свою очередь индивидуальное информирование может даваться в устной (по телефону или непосредственно в справочно-консультационном пункте) и письменной формах. Срок ответа на письменный запрос налогоплательщика составляет 30 дней. При этом, в случае необходимости, налоговая инспекция может продлить срок ответа еще на месяц, о чем должна уведомить заявителя (п. 4.3.2.3. Регламента).

Публичное информирование налогоплательщиков предусматривает использование информационных стендов (п. 4.4.1. Регламента) и проведение семинаров с налогоплательщиками (п.4.4.2. Регламента).

Однако почему-то в раздел публичного информирования в новом Регламенте не попало проведение информационной работы с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, печатные органы). А ведь это наиболее эффективные средства публичного информирования.

Текст Регламента приведен в соответствие с новыми полномочиями налоговых органов, которые должны контролировать уплату не только налогов и сборов, но и взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщику следует знать, что справку о состоянии расчетов с бюджетом можно будет получить в отделе работы с налогоплательщиками. Форма этой справки осталась прежней: для организаций это форма 39-1, а для физических лиц – 39-1ф. Срок подготовки справок составляет 10 рабочих дней со дня получения заявления и 12 рабочих дней со дня получения заявления по почте (п. 3.5.4 Регламента).

Весьма актуальным для граждан является получение справки об отсутствии задолженности по налогам на имущество физических лиц, наследование, дарение, земельному и транспортному налогам, так как без такой справки не удастся провести необходимую сделку по приватизированной квартире, частному домовладению и земельному участку.

В настоящее время порядок получения этого документа усложнился, и он теперь называется «Справкой об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций», в которой указывается, что налогоплательщик либо не имеет, либо имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. То есть упомянутая справка теперь охватывает все виды налогов, которые могут взиматься с физических лиц.

Понятно, что гражданину хотелось бы получить «чистую» справку о том, что у него нет «неисполненной обязанности». Однако это не всегда оказывается возможным. Многие граждане, которые в полной мере считают себя дисциплинированными налогоплательщиками, с удивлением узнают, что у них имеется, например, задолженность в виде пеней по давно уже уплаченным налогам. Сумма эта может быть смехотворно малой. Но, тем не менее, «чистой» справки этот гражданин сразу не получит, даже если он без промедления уплатит недоимку по пени в отделении Сбербанка РФ. Дело в том, что платеж должен «пройти» из Сбербанка, через Казначейство и соответствующий муниципальный округ в налоговую инспекцию, а на это требуется определенное время. В результате возникают большие проблемы с получением необходимой справки для граждан даже имеющих переплату по нескольким налогам и задолженность по пени в размере нескольких копеек. В этом случае работники налоговой инспекции, как правило, проявляют гуманизм и переходят с «авто

матического» на «ручной» режим работы компьютера, чтобы выдать погасившему задолженность гражданину «чистую» справку. Однако есть все основания надеяться, что эти временные трудности с получением необходимых справок будут преодолены в ближайшем будущем.

Автор: Валерий Соловьев, советник налоговой службы II ранга ИФНС РФ по Красносельскому району.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай